Предложение
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «В I квартале 2023 года продолжился процесс оптимизации части магазинов и уход некоторых крупных иностранных компаний, что говорит о незавершенном процессе перестройки рынка. Между тем, мы наблюдаем в некоторых показателях первые позитивные изменения, которые свидетельствует о постепенном восстановлении сегмента».
В I квартале 2023 года было зафиксировано техническое открытие одного торгового объекта – МФК «Митино Парк» (GLA: 27 тыс. кв. м), а также были завершены работы по строительству в ТЦ «Планета», однако открытие планируется в следующем квартале. Остальные торговые объекты, заявленные к вводу в 2023 году, перенесли сроки открытий на другие даты. Объем нового предложения продемонстрировал позитивную динамику по сравнению с показателями I квартала 2022 года (+54,3%).
С учетом небольшого объема нового предложения показатель обеспеченности жителей Москвы качественными торговыми площадями изменился незначительно относительно предыдущего квартала и составляет 582 кв. м на 1 000 человек.
Среди административных округов Старой Москвы наиболее обеспеченными остаются Центральный, Южный и Северный. Новомосковский округ является лидером по обеспеченности (985 кв. м/1 000 человек), что обусловлено небольшой численностью населения (300,4 тыс. человек). С начала 2023 года прирост был зафиксирован в Северо-Западном АО (+5,4%) за счет технического открытия МФК «Митино Парк». В перспективе ближайших пяти лет ожидается значительный прирост населения за счет ввода в эксплуатацию большого объема жилья на фоне низкой интенсивности ввода торговых центров преимущественно районных и окружных форматов или в составе многофункциональных комплексов.
Вакансия
В I квартале 2023 года уровень вакансии в торговых центрах Москвы увеличился на 1,2 п. п. в годовой динамике и составил 14,5%. Рост доли свободных площадей обусловлен оптимизацией торговых точек ретейлеров, столкнувшихся с негативным влиянием пандемии и февральских событий и уходом международных брендов, занимавших большие площадки в крупных торговых объектах столицы. Несмотря на это, пустующие помещения постепенно начинают заполняться новыми арендаторами, что сдерживает выход большого числа вакантных площадей на рынок. По сравнению с предыдущим кварталом показатель снизился на 1,1 п. п. Один из способов заполнения крупных блоков, которые чаще всего высвобождаются, – деление помещений с целью оптимизации форматов и диверсификации рисков.
Коммерческие условия
С марта 2022 года ставки аренды на помещения в торговых центрах претерпели изменения под влиянием геополитической ситуации и продемонстрировали динамику в зависимости от формата объекта. Однако тренд на рост арендных ставок не наблюдался. На рынке заключались единичные сделки по более высоким ставкам на площадки с отделкой, которые ранее были заняты международными брендами. Помещения без отделки пользовались наименьшим спросом у ретейлеров в связи с дополнительными затратами на ремонт.
Максимальные базовые ставки аренды приходились на помещения в зоне фуд-корта и «островной» торговли в действующих крупных объектах с высоким трафиком. Максимальный ставки достигали 180 тыс. руб./кв. м/год в крупных торговых центрах и до 100 тыс. руб./кв. м/год – в районных торговых центрах. Минимальные базовые ставки аренды устанавливались на помещения площадью более 2 000 кв. м для якорных и досуговых арендаторов: в крупных торговых центрах они составляли до 20 тыс. руб./кв. м/год, в районных торговых центрах – до 12 тыс. руб./кв. м/год.
Тенденции
С 2022 года усилилась тенденция целевых посещений ТЦ, обусловленная экономной моделью поведения – в том числе из-за сохраняющейся неопределенности в стране во избежание импульсивных покупок. Потребители продолжают покупать товары первой необходимости по мере надобности и сезонности, но меньше тратят на излишества.
Торговые центры районных и окружных форматов продолжают традиционно показывать большую устойчивость к кризисным факторам, в отличие от суперрегиональных и региональных объектов, являясь ориентированными в большей степени на товары первой необходимости и менее зависимыми от иностранных арендаторов. В начале 2023 года периодически прослеживался всплеск потребительской активности в крупных торговых объектах, связанный с праздничными периодами и продолжительными выходными.
По словам Евгении Хакбердиевой, несмотря на геополитические изменения, влияющие на основные показатели рынка, сегмент продолжает развиваться, внедрять новые функции и привлекать арендаторов, которые позволяют расширить целевую аудиторию и сгенерировать трафик в ТЦ. Однако заявлять о восстановлении показателя посещаемости до допандемийного уровня в краткосрочной перспективе пока рано.
Тренды
Увеличение числа торговых центров районного и окружного форматов. Рост предложения районных торговых центров является откликом на происходящее – на изменения модели потребления и покупательского поведения, мобильность жителей мегаполисов. ТЦ представляют собой уже не просто торговые ряды, а инфраструктурные объекты, которые отлично подходят для проведения концептуальных экспериментов.
Поиск новых партнеров. В связи с приостановкой деятельности многих международных компаний российские торговые центры и универмаги заинтересованы в расширении ассортимента и открытии магазинов новых брендов из стран-партнеров.
Финальный этап передачи бизнеса. На протяжении 2022 года иностранные компании, объявившие о приостановке деятельности на территории РФ, старались сохранить бизнес, отдавая его в управление локальным игрокам или компаниям из стран-партнеров. В 2023 году ожидается завершение процесса передачи бизнеса российским компаниям от международных ретейлеров, большая часть которых уже приступила к поиску покупателей на российские активы в 2022 году.
Стратегия девелоперов на удержание арендаторов. Краткосрочные горизонты планирования арендного потока с учетом динамики товарооборота и действия скидок для арендаторов.
Торговый центр как место проведения досуга, встреч и получения эмоций. Для современного покупателя все большее значение имеют дополнительные возможности по проведению свободного времени, досуга и саморазвития, а также эмоциональная составляющая в процессе шопинга.
Оптимизация крупных помещений. Один из способов заполнения крупных блоков, которые чаще всего освобождаются международными ретейлерами, – дробление на более оптимальные площади, что сдерживает массовый выход вакантных площадей на рынок и диверсифицирует риски.
Появление мультиформатных пространств и универмагов в составе торговых комплексов. На рынке торговой недвижимости продолжается активное расширение форматов универмагов и мультибрендовых магазинов в составе торговых центров и аутлетов. Помимо этого, крупные российские ретейлеры активно разрабатывают новые форматы магазинов и диверсифицируют бизнес, добавляя новые позиции в ассортимент товаров.
Перспективы редевелопмента. Снижение объема нового ввода приведет к переосмыслению рынка, форматов объектов и созданию новых концепций в действующих ТЦ. Новый облик торгового центра будет все больше напоминать многофункциональный комплекс, совмещающий различные полезные функции, при этом избыточная торговая площадь будет частично оптимизирована.
Прогноз
Согласно базовому сценарию, рынок торговой недвижимости продолжит развиваться на уровне 2022 года. Новое предложение в Москве к концу 2023 года может составить 176,6 тыс. кв. м. Таким образом, объем планируемого ввода окажется на 42,8% больше показателя 2022 года при условии, что все проекты будут открыты к заявленному сроку. Однако в течение года существует вероятность корректировки даты ввода некоторых новых проектов, анонсированных к открытию в 2023 году.
Если все заявленные к вводу торговые объекты будут открыты в 2023 году, то самыми крупными среди них станут МФК «Митино Парк» (GLA: 27 тыс. кв. м), ТЦ «Орион» (GLA: 21 тыс. кв. м) и МФК West Mall (GLA: 15,3 тыс. кв. м).
Новое предложение столицы будет сформировано за счет торговых площадей районного формата. Малоформатные ТЦ с современными общественными пространствами для повседневного досуга и схемами работы отлично вписываются в новую реальность. Такие торговые центры не отнимают у посетителей много времени, привлекают потребителей компактностью, а пул арендаторов в них все больше нацелен на функционал и ценовую сегментацию целевой группы, а не на бренд. Community-центры являются востребованными и необходимыми на каждый день проектами с понятной целевой аудиторией, но при этом отлично подходят для проведения концептуальных экспериментов.
В 2023 году завершатся процессы по передаче бизнеса иностранными компаниями, приостановившими деятельность на территории страны. Многие ретейлеры рассматривают варианты перезапуска магазинов. Площади ушедших брендов могут занять международные ретейлеры, оставшиеся на российском рынке, и локальные, преимущественно сетевые игроки (Gloria Jeans, Melon Fashion Group, «Снежная Королева», lady & gentleman CITY, LIME и др.).
Несмотря на масштабную трансформацию рынка, кардинальных изменений в восприятии торговых центров со стороны покупателей и спада интереса со стороны арендаторов не наблюдается. Текущая ситуация носит временный характер, поэтому торговая функция ТЦ никогда не будет упразднена: традиционно ТЦ остаются местом для совершения покупок и проведения досуга для посетителей. С учетом изменившихся запросов со стороны потребителей и геополитической ситуации девелоперы и собственники крупных объектов привлекают новые форматы магазинов (монобренды, альтернативные фэшн-марки на место ушедших), а также активно рассматривают варианты размещения универмагов в составе торговых комплексов и дополняют объекты новыми сервисами и услугами для охвата большей целевой аудитории.