Тренд на мелкую нарезку помещений сформировался после ковидных ограничений и начала спецоперации на Украине, когда из России массово ушли западные бренды, выступавшие зачастую якорными арендаторами в ТРЦ. Владельцы торговых центров стали применять новый подход: привлекать более мелких арендаторов на меньшие площади. Особенно это было актуально для небольших районных торговых центров. Однако за два года тренды изменились.
«Когда мы планировали «Кузьминки Молл», мы намеренно выбрали мелкую нарезку, поскольку думали, что районный центр привлечет небольшие магазины и ИП. Но на практике мы видим и по своему проекту, и по другим готовящимся к вводу ТРЦ, что есть тенденция к укрупнению. Отчасти это связано с тем, что торговые сети меняют товарную матрицу, и им теперь требуются большие площади. Например, Re:Store, который раньше специализировался на технике Apple, сейчас расширяет ассортимент и добавляет новые бренды, соответственно, возникает потребность в больших площадях. И такой процесс проходят сейчас многие игроки. Поэтому тренд на укрупнение вытесняет мелкую нарезку», - говорит Алина Стрелкова.
Помимо этого, причиной для укрупнения становится то обстоятельство, что у арендаторов, которым подошли бы небольшие площади, зачастую не хватает инвестиций на отделку.
В Москве в 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию 18 торгово-развлекательных центров. В основном это небольшие районные ТРЦ, однако есть и по-настоящему крупные проекты. Самый крупный - «Кузьминки Молл» - займет площадь более 70 тыс. кв. м. Также в этом году ожидаются крупные проекты в Ростокине — ТРЦ Botanica площадью более 60 тыс. кв. м, ТЦ в «Дом Chkalov» площадью свыше 50 тыс. кв. м в Басманном районе и «Афимолл Тверская» у Белорусского вокзала площадью более 20 тыс. кв. м.