Торговые центры под разные нужды

Пандемия, уход иностранных брендов с рынка, нарушение логистических цепочек, развитие маркетплейсов и электронной торговли — это лишь часть потрясений, которые пришлось пережить торговым центрам за последние несколько лет. Казалось бы, научились работать с этими вызовами, появились новые бренды, давно никто не вспоминает о пандемии, поэтому жизнь торговых центров должна наладиться, но мир тоже перестал быть прежним. О том, как изменились торговые центры и почему, рассказал исполнительный директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов.
943
Изображение взято из источника: CRE
Действительно, темпы ввода торговой недвижимости в Москве снижаются — порядка 46 тыс. кв. м за первое полугодие, и вряд ли по итогам 2023 года будет введено больше 150 тыс. кв. м. К тому же, сегодня мельчает и формат торговых центров и находятся не в центре города, а на ТПУ и в жилых районах.

За последние 3 года более 58% новых качественных объектов имели площади менее 15 тыс. кв. м. В ближайшее время эта тенденция сохранится. Связано это не только со сложной экономической ситуацией, но также и с тем, что в Москве реализуется концепция 15-минутного города, когда все, что нужно человеку, в том числе и торговые центры, находится в пешей доступности от дома.

Что можно встретить в «районнике»?

Обычно в небольших ТЦ якорным арендатором является продуктовый магазин, также здесь можно встретить небольшие магазинчики, которые удовлетворяют повседневный спрос жителей района. Поэтому, конечно, наряду с продуктовым магазином, обычно появляются иные операторы повседневного спроса: аптеки, зоомагазины, оптики, детские товары, электроника, одежда.

В целом состав арендаторов и видов деятельности может быть вариативен в зависимости от размеров торгового центра, потому что районные ТЦ в классическом понимании — это относительно небольшая площадь, как правило, до 20 тыс. кв. м.
При этом сейчас появляются торговые центры по 40−45 тыс. кв. м, при этом они тоже позиционируют себя как районные. Помимо этого, существуют микрорайонные торговые центры, площадь которых составляет около 5 тыс. кв. м, там как раз будет один большой якорный арендатор в виде продуктового магазина и небольшие арендаторы в прикассовых зонах. Соответственно, чем больше арендуемые площади, тем шире становится уже набор магазинов: могут появляться крупные супермаркеты электроники, либо детские магазины, какие-то развлечения, например, кинотеатры.

В целом, районный ТЦ, конечно, рассчитывает в первую очередь на окружающие домовладения, что соответствует концепции 15-минутного города. Объем трафика у них, чаще всего, от 5 тыс. до 15 тыс. посетителей в сутки. Но бывают исключения, есть ТЦ районного значения, но при этом они находятся в транспортно-пересадочных узлах. Благодаря этому, конечно, у них достаточно повышенный трафик наблюдается. Но при этом не всегда высокая конверсия из посетителя в покупателя, часто это транзитный трафик.

Тренды и реалии

Сегодня есть определенный тренд на районные торговые центры. Это объясняется тем, что они более устойчивые в кризисные периоды, потому что в большей степени они сосредотачивают как раз товары повседневного спроса, которые меньше страдают от падения покупательской активности, если сравнивать их с большим братьями. И поэтому определенная ценность, конечно же, у них есть.

Но, как и всегда, многое зависит от локации и от обеспеченности торгово-бытовой инфраструктурой в районе. Определенно, в городе есть еще белые пятна, где можно построить такие небольшие ТЦ и привлечь своего потребителя, но я бы не рискнул сегодня давать какие-то однозначные советы инвесторам по реализации таких проектов, нужно внимательно рассматривать каждый отдельный проект.

Кроме того, есть районы комплексного развития, которые сейчас активно развиваются. Зачастую это бывшие промышленные территории, где реализуются масштабные многофункциональные проекты и создаются микрорайоны со всей инфраструктурой для жителей. На мой взгляд, там вполне обосновано появление подобного рода проектов.

Окупаемость и регионы

У меня есть предположение, что некоторые торговые центры, которые были построены недавно, не окупятся в ближайшие 20 лет, учитывая объем затраченных на их строительство средств и сегодняшние сложности с наполнением.

Если говорить о строительстве в Москве с нуля, то срок окупаемости при удачном раскладе может составить 7 лет. Хотя тут надо отметить, что районники — это формат крупных городов, а вот в регионах население, в основном, пользуется крупными ТЦ, которые расположены в центральных частях города.


иГРОКИ РЫНКА

GLINCOM

Татаринов Иван

Инвестиции

GLINCOM

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Экспансия российских ритейлеров на рынок Дубая

За прошедшие полтора года наблюдалась высокая активность и экспансия российских брендов в Дубае. Рынок преимущественно пополнился ритейлерами категорий: «общественное питание» и «одежда и обувь» (12 шт. и 10 шт. соответственно). Они в большей степени нацелены открываться в крупных торговых центрах, в таких как Dubai Mall, Dubai Marina Mall, Dubai Hills Mall, однако качественных вакантных площадей в подобных локациях крайне мало, арендные ставки высокие, в том числе поэтому ритейлеры сейчас отдают предпочтение другим помещениям, преимущественно в районах: Bluewaters, Palm Jumeirah, DIFC, Business Bay, Dubai Marina, Dubai Festival City. На сегодняшний день на рынке Дубая представлено порядка 31 российского ритейлера, которые в сумме открыли около 45 точек. В ближайшее время ожидается выход еще 24 новых ритейлеров.
17.10
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Общепит занимает более 40% площадей на центральных улицах Москвы

Аналитики консалтинговой компании NF Group изучили структуру компаний, арендующих помещения на ключевых торговых улицах Москвы. Согласно исследованию, 40% площадей формата стрит-ретейл в столице занимают операторы общественного питания. Самые популярные улицы для ресторанного бизнеса расположены в локации Патриарших прудов (в Пресненском районе), где более 60% площадей приходится именно на знаковые рестораны и кафе, и менее 40% – на другие категории арендаторов. Также за последние несколько лет Большая Никитская улица стала центром притяжения рестораторов, которые в настоящее время занимают 74% площадей. Только за лето 2023 года на центральных улицах Москвы было открыто 28 ресторанов сегмента средний, средний+ и премиум.
13.10
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Торговые центры сыграли на повышение

Объем инвестиций в торговую недвижимость за неполный 2023 год более, чем на 20%, превысил суммарное значение за последние 5 лет и стал беспрецедентным за всю историю рынка.
09.10

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre