Действительно, темпы ввода торговой недвижимости в Москве снижаются — порядка 46 тыс. кв. м за первое полугодие, и вряд ли по итогам 2023 года будет введено больше 150 тыс. кв. м. К тому же, сегодня мельчает и формат торговых центров и находятся не в центре города, а на ТПУ и в жилых районах.
За последние 3 года более 58% новых качественных объектов имели площади менее 15 тыс. кв. м. В ближайшее время эта тенденция сохранится. Связано это не только со сложной экономической ситуацией, но также и с тем, что в Москве реализуется концепция 15-минутного города, когда все, что нужно человеку, в том числе и торговые центры, находится в пешей доступности от дома.
Что можно встретить в «районнике»?
Обычно в небольших ТЦ якорным арендатором является продуктовый магазин, также здесь можно встретить небольшие магазинчики, которые удовлетворяют повседневный спрос жителей района. Поэтому, конечно, наряду с продуктовым магазином, обычно появляются иные операторы повседневного спроса: аптеки, зоомагазины, оптики, детские товары, электроника, одежда.
В целом состав арендаторов и видов деятельности может быть вариативен в зависимости от размеров торгового центра, потому что районные ТЦ в классическом понимании — это относительно небольшая площадь, как правило, до 20 тыс. кв. м.
При этом сейчас появляются торговые центры по 40−45 тыс. кв. м, при этом они тоже позиционируют себя как районные. Помимо этого, существуют микрорайонные торговые центры, площадь которых составляет около 5 тыс. кв. м, там как раз будет один большой якорный арендатор в виде продуктового магазина и небольшие арендаторы в прикассовых зонах. Соответственно, чем больше арендуемые площади, тем шире становится уже набор магазинов: могут появляться крупные супермаркеты электроники, либо детские магазины, какие-то развлечения, например, кинотеатры.
В целом, районный ТЦ, конечно, рассчитывает в первую очередь на окружающие домовладения, что соответствует концепции 15-минутного города. Объем трафика у них, чаще всего, от 5 тыс. до 15 тыс. посетителей в сутки. Но бывают исключения, есть ТЦ районного значения, но при этом они находятся в транспортно-пересадочных узлах. Благодаря этому, конечно, у них достаточно повышенный трафик наблюдается. Но при этом не всегда высокая конверсия из посетителя в покупателя, часто это транзитный трафик.
Тренды и реалии
Сегодня есть определенный тренд на районные торговые центры. Это объясняется тем, что они более устойчивые в кризисные периоды, потому что в большей степени они сосредотачивают как раз товары повседневного спроса, которые меньше страдают от падения покупательской активности, если сравнивать их с большим братьями. И поэтому определенная ценность, конечно же, у них есть.
Но, как и всегда, многое зависит от локации и от обеспеченности торгово-бытовой инфраструктурой в районе. Определенно, в городе есть еще белые пятна, где можно построить такие небольшие ТЦ и привлечь своего потребителя, но я бы не рискнул сегодня давать какие-то однозначные советы инвесторам по реализации таких проектов, нужно внимательно рассматривать каждый отдельный проект.
Кроме того, есть районы комплексного развития, которые сейчас активно развиваются. Зачастую это бывшие промышленные территории, где реализуются масштабные многофункциональные проекты и создаются микрорайоны со всей инфраструктурой для жителей. На мой взгляд, там вполне обосновано появление подобного рода проектов.
Окупаемость и регионы
У меня есть предположение, что некоторые торговые центры, которые были построены недавно, не окупятся в ближайшие 20 лет, учитывая объем затраченных на их строительство средств и сегодняшние сложности с наполнением.
Если говорить о строительстве в Москве с нуля, то срок окупаемости при удачном раскладе может составить 7 лет. Хотя тут надо отметить, что районники — это формат крупных городов, а вот в регионах население, в основном, пользуется крупными ТЦ, которые расположены в центральных частях города.
За последние 3 года более 58% новых качественных объектов имели площади менее 15 тыс. кв. м. В ближайшее время эта тенденция сохранится. Связано это не только со сложной экономической ситуацией, но также и с тем, что в Москве реализуется концепция 15-минутного города, когда все, что нужно человеку, в том числе и торговые центры, находится в пешей доступности от дома.
Что можно встретить в «районнике»?
Обычно в небольших ТЦ якорным арендатором является продуктовый магазин, также здесь можно встретить небольшие магазинчики, которые удовлетворяют повседневный спрос жителей района. Поэтому, конечно, наряду с продуктовым магазином, обычно появляются иные операторы повседневного спроса: аптеки, зоомагазины, оптики, детские товары, электроника, одежда.
В целом состав арендаторов и видов деятельности может быть вариативен в зависимости от размеров торгового центра, потому что районные ТЦ в классическом понимании — это относительно небольшая площадь, как правило, до 20 тыс. кв. м.
При этом сейчас появляются торговые центры по 40−45 тыс. кв. м, при этом они тоже позиционируют себя как районные. Помимо этого, существуют микрорайонные торговые центры, площадь которых составляет около 5 тыс. кв. м, там как раз будет один большой якорный арендатор в виде продуктового магазина и небольшие арендаторы в прикассовых зонах. Соответственно, чем больше арендуемые площади, тем шире становится уже набор магазинов: могут появляться крупные супермаркеты электроники, либо детские магазины, какие-то развлечения, например, кинотеатры.
В целом, районный ТЦ, конечно, рассчитывает в первую очередь на окружающие домовладения, что соответствует концепции 15-минутного города. Объем трафика у них, чаще всего, от 5 тыс. до 15 тыс. посетителей в сутки. Но бывают исключения, есть ТЦ районного значения, но при этом они находятся в транспортно-пересадочных узлах. Благодаря этому, конечно, у них достаточно повышенный трафик наблюдается. Но при этом не всегда высокая конверсия из посетителя в покупателя, часто это транзитный трафик.
Тренды и реалии
Сегодня есть определенный тренд на районные торговые центры. Это объясняется тем, что они более устойчивые в кризисные периоды, потому что в большей степени они сосредотачивают как раз товары повседневного спроса, которые меньше страдают от падения покупательской активности, если сравнивать их с большим братьями. И поэтому определенная ценность, конечно же, у них есть.
Но, как и всегда, многое зависит от локации и от обеспеченности торгово-бытовой инфраструктурой в районе. Определенно, в городе есть еще белые пятна, где можно построить такие небольшие ТЦ и привлечь своего потребителя, но я бы не рискнул сегодня давать какие-то однозначные советы инвесторам по реализации таких проектов, нужно внимательно рассматривать каждый отдельный проект.
Кроме того, есть районы комплексного развития, которые сейчас активно развиваются. Зачастую это бывшие промышленные территории, где реализуются масштабные многофункциональные проекты и создаются микрорайоны со всей инфраструктурой для жителей. На мой взгляд, там вполне обосновано появление подобного рода проектов.
Окупаемость и регионы
У меня есть предположение, что некоторые торговые центры, которые были построены недавно, не окупятся в ближайшие 20 лет, учитывая объем затраченных на их строительство средств и сегодняшние сложности с наполнением.
Если говорить о строительстве в Москве с нуля, то срок окупаемости при удачном раскладе может составить 7 лет. Хотя тут надо отметить, что районники — это формат крупных городов, а вот в регионах население, в основном, пользуется крупными ТЦ, которые расположены в центральных частях города.