Торговые центры под разные нужды

Пандемия, уход иностранных брендов с рынка, нарушение логистических цепочек, развитие маркетплейсов и электронной торговли — это лишь часть потрясений, которые пришлось пережить торговым центрам за последние несколько лет. Казалось бы, научились работать с этими вызовами, появились новые бренды, давно никто не вспоминает о пандемии, поэтому жизнь торговых центров должна наладиться, но мир тоже перестал быть прежним. О том, как изменились торговые центры и почему, рассказал исполнительный директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов.
1265
Изображение взято из источника: CRE
Действительно, темпы ввода торговой недвижимости в Москве снижаются — порядка 46 тыс. кв. м за первое полугодие, и вряд ли по итогам 2023 года будет введено больше 150 тыс. кв. м. К тому же, сегодня мельчает и формат торговых центров и находятся не в центре города, а на ТПУ и в жилых районах.

За последние 3 года более 58% новых качественных объектов имели площади менее 15 тыс. кв. м. В ближайшее время эта тенденция сохранится. Связано это не только со сложной экономической ситуацией, но также и с тем, что в Москве реализуется концепция 15-минутного города, когда все, что нужно человеку, в том числе и торговые центры, находится в пешей доступности от дома.

Что можно встретить в «районнике»?

Обычно в небольших ТЦ якорным арендатором является продуктовый магазин, также здесь можно встретить небольшие магазинчики, которые удовлетворяют повседневный спрос жителей района. Поэтому, конечно, наряду с продуктовым магазином, обычно появляются иные операторы повседневного спроса: аптеки, зоомагазины, оптики, детские товары, электроника, одежда.

В целом состав арендаторов и видов деятельности может быть вариативен в зависимости от размеров торгового центра, потому что районные ТЦ в классическом понимании — это относительно небольшая площадь, как правило, до 20 тыс. кв. м.
При этом сейчас появляются торговые центры по 40−45 тыс. кв. м, при этом они тоже позиционируют себя как районные. Помимо этого, существуют микрорайонные торговые центры, площадь которых составляет около 5 тыс. кв. м, там как раз будет один большой якорный арендатор в виде продуктового магазина и небольшие арендаторы в прикассовых зонах. Соответственно, чем больше арендуемые площади, тем шире становится уже набор магазинов: могут появляться крупные супермаркеты электроники, либо детские магазины, какие-то развлечения, например, кинотеатры.

В целом, районный ТЦ, конечно, рассчитывает в первую очередь на окружающие домовладения, что соответствует концепции 15-минутного города. Объем трафика у них, чаще всего, от 5 тыс. до 15 тыс. посетителей в сутки. Но бывают исключения, есть ТЦ районного значения, но при этом они находятся в транспортно-пересадочных узлах. Благодаря этому, конечно, у них достаточно повышенный трафик наблюдается. Но при этом не всегда высокая конверсия из посетителя в покупателя, часто это транзитный трафик.

Тренды и реалии

Сегодня есть определенный тренд на районные торговые центры. Это объясняется тем, что они более устойчивые в кризисные периоды, потому что в большей степени они сосредотачивают как раз товары повседневного спроса, которые меньше страдают от падения покупательской активности, если сравнивать их с большим братьями. И поэтому определенная ценность, конечно же, у них есть.

Но, как и всегда, многое зависит от локации и от обеспеченности торгово-бытовой инфраструктурой в районе. Определенно, в городе есть еще белые пятна, где можно построить такие небольшие ТЦ и привлечь своего потребителя, но я бы не рискнул сегодня давать какие-то однозначные советы инвесторам по реализации таких проектов, нужно внимательно рассматривать каждый отдельный проект.

Кроме того, есть районы комплексного развития, которые сейчас активно развиваются. Зачастую это бывшие промышленные территории, где реализуются масштабные многофункциональные проекты и создаются микрорайоны со всей инфраструктурой для жителей. На мой взгляд, там вполне обосновано появление подобного рода проектов.

Окупаемость и регионы

У меня есть предположение, что некоторые торговые центры, которые были построены недавно, не окупятся в ближайшие 20 лет, учитывая объем затраченных на их строительство средств и сегодняшние сложности с наполнением.

Если говорить о строительстве в Москве с нуля, то срок окупаемости при удачном раскладе может составить 7 лет. Хотя тут надо отметить, что районники — это формат крупных городов, а вот в регионах население, в основном, пользуется крупными ТЦ, которые расположены в центральных частях города.


иГРОКИ РЫНКА

GLINCOM

Татаринов Иван

Инвестиции

GLINCOM

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Экспансия российских ритейлеров на рынок Дубая

За прошедшие полтора года наблюдалась высокая активность и экспансия российских брендов в Дубае. Рынок преимущественно пополнился ритейлерами категорий: «общественное питание» и «одежда и обувь» (12 шт. и 10 шт. соответственно). Они в большей степени нацелены открываться в крупных торговых центрах, в таких как Dubai Mall, Dubai Marina Mall, Dubai Hills Mall, однако качественных вакантных площадей в подобных локациях крайне мало, арендные ставки высокие, в том числе поэтому ритейлеры сейчас отдают предпочтение другим помещениям, преимущественно в районах: Bluewaters, Palm Jumeirah, DIFC, Business Bay, Dubai Marina, Dubai Festival City. На сегодняшний день на рынке Дубая представлено порядка 31 российского ритейлера, которые в сумме открыли около 45 точек. В ближайшее время ожидается выход еще 24 новых ритейлеров.
17.10
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Общепит занимает более 40% площадей на центральных улицах Москвы

Аналитики консалтинговой компании NF Group изучили структуру компаний, арендующих помещения на ключевых торговых улицах Москвы. Согласно исследованию, 40% площадей формата стрит-ретейл в столице занимают операторы общественного питания. Самые популярные улицы для ресторанного бизнеса расположены в локации Патриарших прудов (в Пресненском районе), где более 60% площадей приходится именно на знаковые рестораны и кафе, и менее 40% – на другие категории арендаторов. Также за последние несколько лет Большая Никитская улица стала центром притяжения рестораторов, которые в настоящее время занимают 74% площадей. Только за лето 2023 года на центральных улицах Москвы было открыто 28 ресторанов сегмента средний, средний+ и премиум.
13.10
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Торговые центры сыграли на повышение

Объем инвестиций в торговую недвижимость за неполный 2023 год более, чем на 20%, превысил суммарное значение за последние 5 лет и стал беспрецедентным за всю историю рынка.
09.10

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre