По данным аналитиков Stone, сейчас в открытой продаже на рынке офисной недвижимости Москвы находятся около 90 тыс. кв. м качественных площадей со сроком готовности в 2024 году, что составляет менее 20% от всех объектов класса А, запланированных к вводу в этом году. Спрос на такие объекты формируют преимущественно конечные пользователи, чья доля в общем объеме продаж бизнес-центров Stone в 2023 году достигла 45%.
Основными покупателями качественных офисов выступили государственные компании, а также промышленный финансовый сектор. Стабильный рост экономики в прошлом году позволил перейти компаниям к долгосрочному планированию и расширению бизнеса. Несмотря на то, что они рассматривают покупку офиса с целью размещения сотрудников, сегодня компании также оценивают и экономическую привлекательность актива.
Основными покупателями качественных офисов выступили государственные компании, а также промышленный финансовый сектор. Стабильный рост экономики в прошлом году позволил перейти компаниям к долгосрочному планированию и расширению бизнеса. Несмотря на то, что они рассматривают покупку офиса с целью размещения сотрудников, сегодня компании также оценивают и экономическую привлекательность актива.
«Владение недвижимостью подчеркивает стабильность бизнеса для клиентов и повышает его привлекательность для инвесторов и банков. В частности, таким компаниям за счет устойчивости могут быстрее одобрить кредит», — рассказала Кристина Недря, директор коммерческого управления Stone.
По подсчетам Stone, в высоком дефиците сейчас находятся крупные офисные блоки класса А — прибрести объем от 5 тыс. кв. м в границах МКАД можно только в 4 проектах с готовностью в этом году. Как показали итоги прошлого года, спрос на такие площади был особенно высоким, что привело к вымыванию предложения. В частности, в проектах Stone порядка 30% от всего реализованного объема составили сделки именно по крупным блокам.
Аналитики считают, что тренд на покупку крупных площадей в 2024 году усилится — дефицит такого предложения на рынке будет стимулировать конкуренцию среди покупателей. Стоит отметить, что нехватка крупных офисных блоков в высокой готовности смещает спрос в сторону строящихся объектов со сроком готовности до 2027 года.
«Сегодня, выбирая бизнес-центр для размещения команды, компании обращают внимание не только на высокую стадию готовности, но и на качество продукта, его расположение для эффективного выстраивания бизнес-связей, высокотехнологичные инженерные решения, а также стандарты управления. Выбор в пользу объекта на активной стадии строительства будет экономически более целесообразен, так как с ростом строительной готовности планомерно отрастает цена метра», — отметила Кристина Недря.
По данным Stone, в феврале средняя цена квадратного метра офисных блоков в бизнес-центре класса А на ранней стадии строительства составляет 390 тыс. руб. В объектах со сроком ввода в 2024 году этот показатель достигает 464 тыс. руб.