В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».
1187
Изображение взято из источника: CRE
В последние два года они не были популярны среди покупателей и арендаторов. В 2022 году спрос резко сместился на лоты с отделкой, а в 2023-м к популярным требованиям добавилась мебель.

Бизнес-центры, где помещения вводились в состоянии shell&core, в 2022-2023 гг. оставались незаполненными, сделки в них почти прекратились. Более того, по таким лотам весной и летом 2022 года арендаторы массово расторгали ранее заключенные договоры. Во многом это связано с тем, что договоры были заключены с западными компаниями, а они покинули Россию. Однако была и другая часть арендаторов — те, кто остался в стране, но вариант shell&core им уже не подходил.


В основном именно уход западных игроков и подтолкнул российские компании к переосмыслению своих требований к деловым пространствам. Европейские и американские организации занимали офисы высокого класса. Они, помимо прочих плюсов, имели хорошую отделку, и в целом по соотношению цена-качество оказались привлекательным предложением. Спрос на готовые комфортабельные помещения стал массовым и привел к их быстрому «вымыванию». 
 
«Покупатели и арендаторы сместили фокус на новые, недавно сданные, бизнес-центры, в которых предлагались лоты под ключ. Однако объектов, которые открылись в 2023 году и заявлены на 2024-й, недостаточно, чтобы удовлетворить спрос. Сейчас уже заметен дефицит качественного предложения, и он будет нарастать», — считает Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.

Офисы без ремонта, которые пустовали с 2022 года, в ближайшие месяцы начнут заполняться. Запрос на готовые решения по-прежнему будет актуален, но трансформируется под реалии рынка. Покупатели и арендаторы станут чаще, чем в 2022-2023 гг., привлекать дизайнеров и fit-out компании. Возможно, эти услуги как дополнительное направление начнут развивать собственники БЦ.


иГРОКИ РЫНКА

West Wind Group

Ильюхина Елизавета

Девелопмент

West Wind Group

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Москву ожидает ввод более 12 млн кв. офисов

Компания CORE.XP проанализировала развитие рынка офисной недвижимости Москвы на ближайшие 15 лет.
01.02
Источник: «БКЛ Недвижимость»
Точка зрения

Почему в Москве так популярны офисные кластеры на площадках бывших промышленных территорий

Как любой живой город Москва постоянно растет. Но возможностей для расширения внутри исторических границ в городе не так и много: можно развиваться вверх или осваивать неэффективно используемые территории, в первую очередь опустевшие индустриальные площадки. И здесь самыми интересными проектами становятся не те, где все сносится и строится заново, а вдумчиво обновленные ансамбли бывших фабрик и заводов. Михаил Ломтадзе, генеральный директор компании «БКЛ Недвижимость», рассказывает, почему лучше реставрировать и перестраивать, чем строить с нуля и как старая архитектура приобретает новый смысл, а с ним и новую жизнь. 
24.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Офисным сотрудникам нечем дышать

Платформа онлайн-рекрутинга hh.ru и архитектурное бюро Adetail провели опрос среди сотрудников компаний в России об их удовлетворенностью офисами. В исследовании приняли участие более 1,5 тыс. работников из разных регионов России. 
19.01

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre