Объем рынка гибких рабочих пространств может вырасти на 46 тыс. кв. м в 2024 г. - до 448 тыс. кв. м, отмечают аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Таким образом, ожидается прирост по сравнению с прошлым годом на 11%.
«Если учитывать все спекулятивные площадки, заявленные к открытию в 2024 г., а также абсолютно все проекты, открытие которых возможно «под клиента» (BTS), то общая площадь таких пространств составляет 184 тыс. кв. м. При этом доля built-to-suit в структуре заявленных к вводу проектов – 84%. Однако при прогнозировании мы учитываем специфику каждой из подобных локаций – многие из них не первый год маркетируются в формате BTS. Поэтому более реалистичный прогноз, с нашей точки зрения, подразумевает рост сегмента до 448 тыс. кв. м», - отмечает Полина Афанасьева, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP.
За 2023 год объем гибких рабочих пространств достиг 402 тыс. кв. м, прирост по сравнению с 2022 годом составил всего 2,3%. Сдержанные темпы роста были вызваны концентрацией некоторых операторов на реализации накопленной вакансии 2022 г., а также закрытием ряда площадок (общей площадью 31 тыс. кв. м).
По итогам прошлого года гибкие рабочие пространства показали свою востребованность – объем спроса превысил результат 2022 г. более чем в 2 раза. Уровень вакансии при этом снизился на 22 п.п. по сравнению с тем же периодом, на конец 4 квартала 2023 г. доля свободных площадей в открытых сетевых гибких рабочих пространствах составила 13%. В условиях ограниченного предложения классических офисов с отделкой в аренду, гибкие рабочие пространства будут продолжать пользоваться спросом.
Объем спроса приблизился к уровню рекордного 2021 г. и достиг 101 тыс. кв. м. Стоит отметить, что в 2021 г. почти 50% спроса было представлено двумя сделками OZON, а в 2023 г. размер крупнейшей сделки составил всего 10 тыс. кв. м.
«По мере развития сегмента мы наблюдаем эволюцию роли операторов гибких рабочих пространств. На начальном этапе формирования рынка они чаще всего были арендаторами, сдавая рабочие места в субаренду, затем стали партнерами собственников по мере распространения операторской модели, а сейчас ряд операторов сами стали выполнять функции девелопера – например, Business Club, Code», - комментирует ситуацию Наталья Никитина, международный партнер и руководитель департамента офисной недвижимости CMWP.