Думайте глобально, но действуйте локально! - Мысли о безопасности ТРЦ

Какие простые вещи можно реализовать в объектах торговой недвижимости, и какие системные инициативы помогут повысить их безопасность в случае возникновения внештатной ситуации - рассуждает Ольга Кожевникова, руководитель консалтинговой группы Arenda-trk.
1141
Изображение взято из источника: CRE
В этой статье я хочу высказать свое мнение относительно безопасности посетителей в торговых центрах. И, прежде всего, я хочу обратить внимание читателей на том, что не являюсь профессионалом и специалистом в области противопожарных систем. Свои мысли я основываю, анализируя печальный опыт и трагические события, приведшие к большому количеству пострадавших, и руководствуюсь логикой.

В данный момент я не буду давать оценку эффективности разработанных правил и стандартов противопожарных и антитеррористических систем защиты здания с массовым пребыванием людей. Их эффективность пусть проверяют специалисты. Однако хочу обратить внимание на несколько моментов, которые могли бы способствовать быстрой эвакуации посетителей здания, и как следствие, минимизации хаоса и паники:

 
  • Планы эвакуации есть в каждом здании. Их вы можете видеть на стенах коридоров, однако в случае задымления планы эвакуации перестают быть видны и уже не могут выполнять свою роль. В задымленном помещении, которое необходимо быстро покинуть, искать планы эвакуации – значит терять драгоценное время. Возможно тут могут помочь «лазерные стрелки», которые проецируются с потолка на пол (как в магазинах ИКЕЯ). Луч лазера остается видимым, даже если попадает в зону задымленного воздуха, а значит гарантированно будет виден указатель «стрелочка» в какую сторону двигаться даже при минимальной видимости. Включаться система указателей должна автоматически.
  • Психология человека такова, что при опасности он ищет «закуток», где можно спрятаться. Такими помещения уже не первый раз являются туалетные комнаты, где по печальной статистике остаются люди. Часто в туалеты забегают, чтобы намочить ткань для облегчения дыхания и дальнейшей эвакуации. И тут уже туалет становится «ловушкой». Однако, если бы в туалете, кроме «Графиков уборки» висели бы указатели и рекомендации как действовать во внештатной ситуации и в какую сторону необходимо двигаться именно из этой точки, чтобы найти выход, возможно цифры печальной статистики были бы значительно меньше.
  • Если проанализировать планы торговых центров, то можно обнаружить, что в половине торговых зданий туалеты занимают торцевые помещения, где одна стена является внешней стеной здания. Считаю необходимым вернутся к обсуждению применимости пожарных и наружных открытых эвакуационных лестниц, которые могут располагаться прямо у туалетных комнат. Не все посетители знают, где эвакуационные лестницы по регламенту, но подавляющее большинство постоянных посетителей ТРЦ точно знают где туалеты.
  • Возвращаясь к табличкам с планами эвакуации. К сожалению, их никто не изучает при посещении, а вот план здания ТРЦ (навигацию) в поисках нужного магазина изучают многие. На мой взгляд, в систему навигации в обязательном порядке необходимо включить развернутый план эвакуации (отдельный или нанесенный на общий план) – акцентный, видимый, не ограничиваясь иконками, на которые сложно обратить внимание. Система навигации должна быть преобразована с одинаковой долей важности, как для поиска магазина, так и для увеличения безопасности нахождения в здании.
  • Сейчас активно обсуждается применимость обязательного страхования ответственности торговых центров, которое должно будет покрыть компенсацию за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина в результате чрезвычайной ситуации. Однако, я считаю необходимым рассматривать не единоличную ответственность собственника здания, а солидарную, включая компании, занимающиеся установкой, наладкой и обслуживанием важнейших систем противопожарной безопасности. Должен ли собственник здания единолично отвечать за несработавшую сложную техническую систему? Страховать необходимо не ТРЦ (или не только ТРЦ), но и деятельность подрядных обслуживающих организаций. Это определенно реорганизует рынок поставщиков, на котором останутся лишь ответственные компании, дорожащие своей репутацией и заинтересованные в бесперебойном срабатывании всех жизненно-важных технических систем.
  • Комната безопасности. Любой израильтянин знает с детства, что это укрепленное, бронированное помещение, которое устанавливается в частном доме или в общественном здании. Комната безопасности служит помещением для защиты от грабителей, террористов, взрывов и прочих катаклизмов. Возможно в торговых центрах, вместо организации сейфов с оружием при входе, нужно предусмотреть как раз бронированное помещение, которое будет служить именно укрытием при террористической атаке. Логически, на переход в безопасную зону требуется меньше времени, чем на изъятие оттуда оружия и возвращение на точку опасности. Расчет вместимости такой «комнаты безопасности» нужно производить из расчета пропускной способности на входе в ТРЦ.
  • Пуленепробиваемые стекла во входной зоне. Безусловно, это не панацея от террористического нападения. Однако, анализируя трагедию, произошедшую в «Крокус Сити Холле», можно утверждать, что наличие пуленепробиваемых стекол смогло бы задержать преступников при подходе и закрыть двери здания, хотя бы «второго» контура.

Еще раз хочу акцентировать внимание на то что это мысли/наблюдения/анализ. Каждый пункт требует тщательной проработки, спецификации и подтверждения со стороны специалистов антитеррористического или противопожарного профиля. И анализ, обсуждение и поиск решений нужно инициировать срочно, «еще вчера». Профессиональное сообщество обязано не только обсудить и выработать эти (или другие) решения, но и разработать единые механизмы, которые станут обязательным стандартом при классификации соответствия здания с точки зрения безопасности:

 
  • Создание «Комитета по противопожарной и антитеррористической безопасности общественных зданий» с привлечением независимых консультантов и специалистов, разработка регламентов проверок и формирование реестра поставщиков, в том числе обслуживающих, дающих гарантию оборудованию и готовых к страхованию собственной ответственности за работоспособность систем.
  • Единый стандарт по техническому аудиту здания торговых центров с присвоением «квалификации» безопасности в абсолютно открытой форме подачи. Для того, чтобы покупатель выбирал безопасные для себя маршруты, согласно рейтингу безопасности. Даже сам факт формирования такого рейтинга заставит торговые центры более внимательно отнестись к аудиту собственных технических систем. 
  • Переопределение «качественности» торгового центра с точки зрения безопасности и количества функций, сформированных для предупреждения или минимизации ущерба в случае любой внештатной ситуации. «Качественность» торговых центров теперь не может быть основана на наличии концепции и количестве федеральных операторов. Наиважнейшим параметром «качественности» должна быть безопасность нахождения в здании и дополнительные функции, помогающие скорости эвакуации.

И последнее... сейчас множество экспертов спорят: Сработала система пожаротушения в комплексе или нет. Девелоперы заявляют о том, что она сработала в штатном режиме, эксперты спорят, МЧС воздерживается от оценок, а следственный комитет проводит расследование... Но ясно одно! если выяснится, что система пожаротушения сработала, то тогда нам нужна другая, новая, более эффективная система!


иГРОКИ РЫНКА

Arenda-trk.ru

Кожевникова Ольга

Интернет-сервисы

Arenda-trk.ru

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Гастропроекты занимают 16,8% коммерческих помещений в элитных новостройках Москвы

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в Москве операторы общественного питания проявляют высокий интерес к торговой недвижимости в элитных новостройках. В структуре арендаторов помещений стрит-ретейла в высокобюджетных комплексах гастрономические проекты занимают 16,8% коммерческих площадей. Чаще всего они открываются в составе жилых новостроек в Пресненском районе – 29%. Всего в элитных новостройках Москвы работает 56 заведений общественного питания.
28.03
Источник: Агентство развития Мончегорска
Точка зрения

Как построить ТРЦ в Заполярье

Русское Заполярье не избаловано качественными ТЦ, чему есть объективные причины, начиная от сложностей логистики и строительства, и заканчивая низкой плотностью населения по сравнению с центральными регионами. Но есть здесь и положительные стороны, такие, как лояльность аудитории и активная поддержка со стороны властей. О плюсах и минусах в строительстве и эксплуатации объектов коммерческой недвижимости в северных регионах рассказывает Александр Поленков, руководитель направления «Бизнес и инвестиции», Агентство развития Мончегорска.
27.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Маркетплейсы нуждаются в кадрах

Спрос на специалистов в сфере маркетплейсов вырос в два раза в 2023 г., подсчитали в «Авито Работа».
 
21.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: IBC Real Estate
Назначения

IBC Real Estate усиливает направление торговли

Руководителем направления торговой недвижимости назначен Владимир Чернусь.
24.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre