В этой статье я хочу высказать свое мнение относительно безопасности посетителей в торговых центрах. И, прежде всего, я хочу обратить внимание читателей на том, что не являюсь профессионалом и специалистом в области противопожарных систем. Свои мысли я основываю, анализируя печальный опыт и трагические события, приведшие к большому количеству пострадавших, и руководствуюсь логикой.
В данный момент я не буду давать оценку эффективности разработанных правил и стандартов противопожарных и антитеррористических систем защиты здания с массовым пребыванием людей. Их эффективность пусть проверяют специалисты. Однако хочу обратить внимание на несколько моментов, которые могли бы способствовать быстрой эвакуации посетителей здания, и как следствие, минимизации хаоса и паники:
В данный момент я не буду давать оценку эффективности разработанных правил и стандартов противопожарных и антитеррористических систем защиты здания с массовым пребыванием людей. Их эффективность пусть проверяют специалисты. Однако хочу обратить внимание на несколько моментов, которые могли бы способствовать быстрой эвакуации посетителей здания, и как следствие, минимизации хаоса и паники:
- Планы эвакуации есть в каждом здании. Их вы можете видеть на стенах коридоров, однако в случае задымления планы эвакуации перестают быть видны и уже не могут выполнять свою роль. В задымленном помещении, которое необходимо быстро покинуть, искать планы эвакуации – значит терять драгоценное время. Возможно тут могут помочь «лазерные стрелки», которые проецируются с потолка на пол (как в магазинах ИКЕЯ). Луч лазера остается видимым, даже если попадает в зону задымленного воздуха, а значит гарантированно будет виден указатель «стрелочка» в какую сторону двигаться даже при минимальной видимости. Включаться система указателей должна автоматически.
- Психология человека такова, что при опасности он ищет «закуток», где можно спрятаться. Такими помещения уже не первый раз являются туалетные комнаты, где по печальной статистике остаются люди. Часто в туалеты забегают, чтобы намочить ткань для облегчения дыхания и дальнейшей эвакуации. И тут уже туалет становится «ловушкой». Однако, если бы в туалете, кроме «Графиков уборки» висели бы указатели и рекомендации как действовать во внештатной ситуации и в какую сторону необходимо двигаться именно из этой точки, чтобы найти выход, возможно цифры печальной статистики были бы значительно меньше.
- Если проанализировать планы торговых центров, то можно обнаружить, что в половине торговых зданий туалеты занимают торцевые помещения, где одна стена является внешней стеной здания. Считаю необходимым вернутся к обсуждению применимости пожарных и наружных открытых эвакуационных лестниц, которые могут располагаться прямо у туалетных комнат. Не все посетители знают, где эвакуационные лестницы по регламенту, но подавляющее большинство постоянных посетителей ТРЦ точно знают где туалеты.
- Возвращаясь к табличкам с планами эвакуации. К сожалению, их никто не изучает при посещении, а вот план здания ТРЦ (навигацию) в поисках нужного магазина изучают многие. На мой взгляд, в систему навигации в обязательном порядке необходимо включить развернутый план эвакуации (отдельный или нанесенный на общий план) – акцентный, видимый, не ограничиваясь иконками, на которые сложно обратить внимание. Система навигации должна быть преобразована с одинаковой долей важности, как для поиска магазина, так и для увеличения безопасности нахождения в здании.
- Сейчас активно обсуждается применимость обязательного страхования ответственности торговых центров, которое должно будет покрыть компенсацию за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина в результате чрезвычайной ситуации. Однако, я считаю необходимым рассматривать не единоличную ответственность собственника здания, а солидарную, включая компании, занимающиеся установкой, наладкой и обслуживанием важнейших систем противопожарной безопасности. Должен ли собственник здания единолично отвечать за несработавшую сложную техническую систему? Страховать необходимо не ТРЦ (или не только ТРЦ), но и деятельность подрядных обслуживающих организаций. Это определенно реорганизует рынок поставщиков, на котором останутся лишь ответственные компании, дорожащие своей репутацией и заинтересованные в бесперебойном срабатывании всех жизненно-важных технических систем.
- Комната безопасности. Любой израильтянин знает с детства, что это укрепленное, бронированное помещение, которое устанавливается в частном доме или в общественном здании. Комната безопасности служит помещением для защиты от грабителей, террористов, взрывов и прочих катаклизмов. Возможно в торговых центрах, вместо организации сейфов с оружием при входе, нужно предусмотреть как раз бронированное помещение, которое будет служить именно укрытием при террористической атаке. Логически, на переход в безопасную зону требуется меньше времени, чем на изъятие оттуда оружия и возвращение на точку опасности. Расчет вместимости такой «комнаты безопасности» нужно производить из расчета пропускной способности на входе в ТРЦ.
- Пуленепробиваемые стекла во входной зоне. Безусловно, это не панацея от террористического нападения. Однако, анализируя трагедию, произошедшую в «Крокус Сити Холле», можно утверждать, что наличие пуленепробиваемых стекол смогло бы задержать преступников при подходе и закрыть двери здания, хотя бы «второго» контура.
Еще раз хочу акцентировать внимание на то что это мысли/наблюдения/анализ. Каждый пункт требует тщательной проработки, спецификации и подтверждения со стороны специалистов антитеррористического или противопожарного профиля. И анализ, обсуждение и поиск решений нужно инициировать срочно, «еще вчера». Профессиональное сообщество обязано не только обсудить и выработать эти (или другие) решения, но и разработать единые механизмы, которые станут обязательным стандартом при классификации соответствия здания с точки зрения безопасности:
- Создание «Комитета по противопожарной и антитеррористической безопасности общественных зданий» с привлечением независимых консультантов и специалистов, разработка регламентов проверок и формирование реестра поставщиков, в том числе обслуживающих, дающих гарантию оборудованию и готовых к страхованию собственной ответственности за работоспособность систем.
- Единый стандарт по техническому аудиту здания торговых центров с присвоением «квалификации» безопасности в абсолютно открытой форме подачи. Для того, чтобы покупатель выбирал безопасные для себя маршруты, согласно рейтингу безопасности. Даже сам факт формирования такого рейтинга заставит торговые центры более внимательно отнестись к аудиту собственных технических систем.
- Переопределение «качественности» торгового центра с точки зрения безопасности и количества функций, сформированных для предупреждения или минимизации ущерба в случае любой внештатной ситуации. «Качественность» торговых центров теперь не может быть основана на наличии концепции и количестве федеральных операторов. Наиважнейшим параметром «качественности» должна быть безопасность нахождения в здании и дополнительные функции, помогающие скорости эвакуации.
И последнее... сейчас множество экспертов спорят: Сработала система пожаротушения в комплексе или нет. Девелоперы заявляют о том, что она сработала в штатном режиме, эксперты спорят, МЧС воздерживается от оценок, а следственный комитет проводит расследование... Но ясно одно! если выяснится, что система пожаротушения сработала, то тогда нам нужна другая, новая, более эффективная система!