NF Group: В элитных ЖК Москвы доля коммерческих площадей составляет 9%, в Санкт-Петербурге – 11%

Согласно исследованию консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года суммарный объем коммерческих площадей в составе элитных новостроек Москвы, введенных в эксплуатацию за последние 10 лет, превысил 80 тыс. кв. м (9% от общей площади квартир и апартаментов). При этом средняя доля коммерческой инфраструктуры в составе элитных жилых комплексов и комплексов апартаментов в Санкт-Петербурге выше (11% от общей жилой площади), несмотря на то что в абсолютных числах коммерческих площадей. больше именно в столице. В Москве основную долю занимают арендаторы сферы «красота и спорт» (37%), заведения общественного питания (17%) и образовательные центры – детскими садами, курсами иностранных языков, частными школами (12%). Как средневзвешенная арендная ставка за кв. м., так и первичная цена предложения кв. м коммерческих помещений первых этажей элитных новостроек на рынке Москвы выше, чем в Санкт-Петербурге более чем в два раза.
1021
Изображение взято из источника: NF Group
Предложение

По итогам I квартала 2024 года суммарный объем коммерческих площадей в составе элитных новостроек Москвы, введенных в эксплуатацию за последние 10 лет, превысил 80 тыс. кв. м (9% от общей площади квартир и апартаментов). В Санкт-Петербурге доля коммерческой инфраструктуры в элитных жилых комплексах и комплексах апартаментов составляет 11% от общей жилой площади.

Доля коммерческих площадей в элитных ЖК Москвы находится в диапазоне 7–10%. При этом показатель выше в тех районах, где существует дефицит инфраструктурного ретейла в окружении. В других случаях минимальное количество встроенных площадей на первых этажах жилых и апартаментных комплексов объясняется изобилием качественного районного ретейла в ближайшем окружении.
Лидирующим районом по объему коммерческих площадей в элитных жилых комплексах в Москве являются Хамовники, где представлено около трети всего предложения (33%). При этом доля в составе элитных жилых и апартаментных комплексов в Хамовниках ниже средней по городу – 8%. Остальное предложение в основном приходится на Пресненский район (30%), где показатель составляет 13% от общей площади квартир и апартаментов. 

Заполняемость коммерческих площадей арендаторами зависит в первую очередь от года ввода объекта в эксплуатацию и темпов заселения жильцов. В первый год после завершения строительства вакантными остаются 90% и более площадей. Через три года, как правило, заполняемость достигает оптимальных 75–80%. При этом встречаются объекты с высокой долей свободных площадей (50% и более). Это объясняется низкой ликвидностью помещений, несоответствием размеров помещений текущему спросу, несоответствием арендных ставок или цен продаж конъюнктуре рынка.


Коммерческие условия

Средневзвешенная цена предложения коммерческих площадей в жилых комплексах Москвы, введенных в эксплуатацию, на первичном рынке по данным на март 2024 г. составила 1 016 тыс. руб./ кв. м. Запрашиваемые арендные ставки находятся в диапазоне от 3 000 до 10 500 рублей за кв. м в месяц, и зависят от особенностей расположения помещения, его площади и отделки. Средневзвешенная арендная ставка составляет 5 000 рублей за кв. м в месяц. Эти показатели более чем в два раза выше, чем в Санкт-Петербурге, что может быть связано с расширенными возможностями и более высоким уровнем доходов в Москве. 

Площади свободных помещений в составе столичных элитных жилых и апартаментных комплексов варьируются от 42 до 970 кв. м. При этом наиболее востребованный формат у арендаторов и покупателей – 100–200 кв. м. Средний размер свободного помещения в элитных комплексах – 188 кв. м.


Структура арендаторов

Данный показатель схож для двух столиц, и единственным существенным отличием оказывается абсолютное лидерство сферы красоты и спорта (37%) в Москве, что сформировано наличием нескольких крупных фитнес-клубов (например, World Class, Anvil, Crocus Fitness) в составе элитных новостроек, в то время как в Северной столице сфера красоты – это в основном небольшие по площади премиальные салоны. Также интересными различиями можно считать распространенность банковских учреждений в комплексах Санкт-Петербурга (включая частное обслуживание), и почти их полное отсутствие в элитных московских ЖК. Обратная ситуация сложилась с фэшн-сегментом: в Москве фэшн-ретейлеры довольно активно садятся на первые этажи элитных новостроек, занимая 5% всех площадей, в то время как в Санкт-Петербурге магазины одежды в составе стрит-ретейла элитных ЖК не распространены.



Заведения общественного питания на первых этажах элитных комплексов столицы — это преимущественно кафе и рестораны (78%), остальные площади заняты барами и пабами (10%), а также кофейнями (10%). Самая мало представленная концепция – пекарни и кондитерские (2%), в настоящее время открыты только три заведения: «Бублик» («Плотникоff»), Jannat Gourmet и «Печорин» (Fantastic House). При этом фаст-фуд и вовсе не встречается в коммерческих помещениях элитных комплексов.


 
Состав концепций общественного питания 
в элитных жилых и апартаментных комплексах Москвы


В составе столичных элитных ЖК представлены также уникальные концепции ретейлеров, как, например, Sbleskom (St. Nickolas) – магазин авторских ювелирных изделий российского производства; Hands («Жизнь на Плющихе») – нео-бистро, отмеченный гидом Michelin 2022; «Каскад-Авто» – автосалон на первом этаже ЖК «На Котельнической набережной», в котором можно посмотреть и приобрести премиальные авто различных марок.

По словам Наталии Киреевой, заместителя регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group, инфраструктурный ретейл на первых этажах элитных жилых и апартаментных комплексов Москвы и Санкт-Петербурга в первую очередь обеспечивает жителям доступ к качественным услугам различных сегментов, состав и объем которых зависит от существующего в окружении ретейла. Различия между двумя столицами отражают специфику городов в аспектах масштабов самих жилых комплексов, особенностей районов, размеров помещений, а также потребностей жителей.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Киреева Наталия

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Иностранных ритейлеров заместили за два года

По итогам I квартала 2024 года на рынке торговой недвижимости практически не осталось приостановок: уровень потенциальной вакансии после ушедших иностранных брендов составил всего 0,2%, когда как в 2022 году он был на уровне 11,7%.
12.04
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: В первом квартале на рынок ритейла России вышли 7 новых международных брендов

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, за первые три месяца 7 новых международных брендов открыли первые магазины в России. Еще минимум 10 ритейлеров анонсировали выход в этом году. Россия остается интересным рынком для иностранных брендов, однако доля отечественных брендов будет высокой следующие несколько лет. 
08.04
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Вакантность на Старо-Невском проспекте достигла рекордных значений

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, на конец I квартала 2024 года на главной улице Санкт-Петербурга – Невском проспекте – вакантными остаются 6% площадей. При этом на Старо-Невском проспекте, который является одним из ключевых фэшн-коридоров города, данный показатель значительно выше: из-за окончательного ухода международных брендов и закрытия нескольких продуктовых магазинов доля свободных площадей на нем увеличилась на 4,9 п. п. и составила 13%. Однако уже сейчас на торговые помещения в локации отмечается высокий интерес, и к лету вакантность может снова снизиться.
05.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre