Ломать нельзя построить

С каждым годом в Москве появляется все больше примеров, когда промышленные предприятия превращаются в лофт-проекты, деловые центры, современные жилые кварталы, органично совмещая в себе прошлое, настоящее и будущее. О  том, почему редевелопмент промышленных зданий популярен на рынке недвижимости и какими соображениями руководствуются девелоперы, выбирая между сносом или реконструкцией таких объектов, рассказывает управляющий директор лофт-квартала «Товарищество Рябовской Мануфактуры» Алексей Алешин.
620
Изображение взято из источника: Пресс-служба «Товарищества Рябовской Мануфактуры»
Хорошо забытое старое

Первые проекты по реорганизации промзон стали появляться в мире в 1990-х гг. С тех пор самые успешные объекты становятся своего рода визитными карточками городов, в которых они реализованы. Вспомнить хотя бы крупнейший девелоперский проект Соединенных Штатов Hudson Yards. В XIX в. в районе находились железнодорожные товарные станции, а сегодня он включает современные жилые комплексы и коммерческие объекты.

Москва не стала исключением — здесь протекают те же процессы, что и в других городах мира. Сегодня преображение некогда депрессивных территорий и превращение  их в центры притяжения для местных жителей и бизнес-сообщества - одна из самых заметных тенденций на рынке недвижимости столицы. Создаваемые жилые и коммерческие проекты позволяют бывшим промышленным территориям обрести качество городского центра, куда устремляются горожане. Безусловно, далеко не каждый  проект редевелопмента можно назвать откровенно удачным как с точки зрения архитектуры, так и со стороны организации пространства. Тем не менее, положительных примеров куда больше. В Москве можно особо выделить  следующие проекты – «Кадашевские палаты», «Красная Роза», «Даниловская мануфактура». В Санкт-Петербурге – «Севкабель порт», БЦ «Фидель».

Экономика проекта

Судьба промзоны и ее будущее функциональное назначение определяются владельцем объекта. Получая в собственность актив, девелопер делает выбор, который задает вектор развития промышленной территории. Собственно, вариантов выбора всего несколько: новое строительство или реновация. Сохранение истории  — это для девелопера одномоментно и сложность, и возможность. Такие проекты требуют тщательной предварительной экспертизы и дополнительных изысканий уже в процессе реализации. В большинстве случаев реновация - дороже (верхний предел может составить сотни тыс. руб.), но окупается быстрее, поскольку сроки ввода в эксплуатацию таких объектов в среднем составляют от 10 до 12 месяцев. Новый объект зачастую начинает генерировать прибыль не ранее, чем через полтора-два года с момента старта его проектирования. В то же время новое строительство позволяет  собственнику значительно увеличить технико-экономические показатели (ТЭП) здания. Работа же в рамках проекта редевелопмента всегда ограничена параметрами, которые заданы существующей постройкой.

Семь раз проверь

Редевелопмент требует не только финансовых ресурсов, но и компетенций в поиске подходящих площадок, работе с документацией, в том числе архивной. Один из основных вопросов, который стоит учесть, — возможность увеличения нагрузки на существующие коммуникации, сети и инфраструктуру. Нередки случаи, когда инвестор забывает провести археологические изыскания и экологические исследования земельного участка, исследовать инженерные сети, а также предусмотреть возможность проведения новых коммуникаций. Как результат - затраты  в десятки и даже сотни миллионов рублей. В целом все зависит от  конкретного инвестиционного проекта. Порой намного быстрее и проще заново проложить инженерные сети, а не сносить существующие здания и сооружения и реконструировать или перекладывать старые.

Спрос рождает предложение

Еще один немаловажный момент при работе с историческим наследием - верно выбранный инвестором новый функциональный профиль проекта. В случае ошибки с определением специализации объекта он окажется не востребован вне зависимости от уровня воплощения архитектурного проекта. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, порой  не будет лишним привлечь консультантов для оценки потенциала коммерческого использования промышленного здания, а не полагаться  на собственное бизнес-чутье. Необходимо одновременно сохранить историческую самобытность, создать востребованный продукт, насытить пространство интересной культурной жизнью и позитивно повлиять на среду.

В качестве примера приведу лофт-квартал «Товарищество Рябовской Мануфактуры». В начале 19 в. здесь основали красильно-набивную фабрику, в начале 20-го были построены новые здания, а к середине 20-го в. завод стал производить измерительную аппаратуру и просуществовал до конца 80-х гг. В 2020 г. началась новая история «Товарищества». Работа над проектом включала не только сохранение и восстановление исторического наследия, но и аккуратное переформатирование пространства. Были проведены масштабные ремонтные работы, в частности, точно восстановлена историческая кладка, утраченные архитектурные элементы. Сегодня здесь располагаются офисные пространства, резиденции крупных компаний, образовательные проекты, кафе, бары и рестораны, фитнес-студии и салоны красоты, коворкинги, шоурумы, типографии и мастерские. Еще одним примером успешного редевелопмента, когда удалось сохранить баланс между требованиями сегодняшнего дня и исторической идентичностью, является бывшая кондитерская фабрика «Большевик». Сегодня это современный культурно-деловой комплекс, включающий в себя  бизнес-центр, жилые апартаменты и Музей русского импрессионизма. Архитекторам, реставраторам и дизайнерам удалось не только бережно восстановить дух эпохи, но и дополнить проект передовыми инженерными решениями.
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

Товарищество Рябовской мануфактуры

Алешин Алексей

Управление и эксплуатация недвижимости

Товарищество Рябовской мануфактуры

Материалы по теме

Источник: CRE
KnowHow

5 правил реновации магазинов: современные законы качественного обновления площадей

За последние два года многие арендаторы торговых галерей и стрит-ритейла столкнулись с потребностью в реновации своих помещений. Часть запросов поступает от арендаторов, которые занимают площади, освободившиеся от зарубежных брендов, а часть заказчиков стремятся к необходимому обновлению уже арендованных площадей. О том, каким правилам стоит следовать для достижения успешного результата в процессе реновации магазина, рассказывает Екатерина Ньюман, генеральный директор Q1 Group.
18.08
Источник: Knight Frank
Точка зрения

Новая этика торговых центров: зачем нам нужна реновация

События 2020-2021 гг. привели к совершенно новой стадии развития рынка торговой недвижимости, когда большинство торговых центров внезапно оказались устаревшими. О том, к чему сегодня стремятся крупнейшие региональные торгово-развлекательные центры и как оставаться востребованным местом у посетителей, рассуждает Алексей Базин, управляющий Сити-парка «Град».
24.12
Экспертный анализ

В России более 60% гостиниц требует реновации

В данный момент в стране остро ощущается дефицит конкурентоспособных гостиниц, особенно в сегменте объектов уровня «три-четыре звезды».
04.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre