Ломать нельзя построить

С каждым годом в Москве появляется все больше примеров, когда промышленные предприятия превращаются в лофт-проекты, деловые центры, современные жилые кварталы, органично совмещая в себе прошлое, настоящее и будущее. О  том, почему редевелопмент промышленных зданий популярен на рынке недвижимости и какими соображениями руководствуются девелоперы, выбирая между сносом или реконструкцией таких объектов, рассказывает управляющий директор лофт-квартала «Товарищество Рябовской Мануфактуры» Алексей Алешин.
777
Изображение взято из источника: Пресс-служба «Товарищества Рябовской Мануфактуры»
Хорошо забытое старое

Первые проекты по реорганизации промзон стали появляться в мире в 1990-х гг. С тех пор самые успешные объекты становятся своего рода визитными карточками городов, в которых они реализованы. Вспомнить хотя бы крупнейший девелоперский проект Соединенных Штатов Hudson Yards. В XIX в. в районе находились железнодорожные товарные станции, а сегодня он включает современные жилые комплексы и коммерческие объекты.

Москва не стала исключением — здесь протекают те же процессы, что и в других городах мира. Сегодня преображение некогда депрессивных территорий и превращение  их в центры притяжения для местных жителей и бизнес-сообщества - одна из самых заметных тенденций на рынке недвижимости столицы. Создаваемые жилые и коммерческие проекты позволяют бывшим промышленным территориям обрести качество городского центра, куда устремляются горожане. Безусловно, далеко не каждый  проект редевелопмента можно назвать откровенно удачным как с точки зрения архитектуры, так и со стороны организации пространства. Тем не менее, положительных примеров куда больше. В Москве можно особо выделить  следующие проекты – «Кадашевские палаты», «Красная Роза», «Даниловская мануфактура». В Санкт-Петербурге – «Севкабель порт», БЦ «Фидель».

Экономика проекта

Судьба промзоны и ее будущее функциональное назначение определяются владельцем объекта. Получая в собственность актив, девелопер делает выбор, который задает вектор развития промышленной территории. Собственно, вариантов выбора всего несколько: новое строительство или реновация. Сохранение истории  — это для девелопера одномоментно и сложность, и возможность. Такие проекты требуют тщательной предварительной экспертизы и дополнительных изысканий уже в процессе реализации. В большинстве случаев реновация - дороже (верхний предел может составить сотни тыс. руб.), но окупается быстрее, поскольку сроки ввода в эксплуатацию таких объектов в среднем составляют от 10 до 12 месяцев. Новый объект зачастую начинает генерировать прибыль не ранее, чем через полтора-два года с момента старта его проектирования. В то же время новое строительство позволяет  собственнику значительно увеличить технико-экономические показатели (ТЭП) здания. Работа же в рамках проекта редевелопмента всегда ограничена параметрами, которые заданы существующей постройкой.

Семь раз проверь

Редевелопмент требует не только финансовых ресурсов, но и компетенций в поиске подходящих площадок, работе с документацией, в том числе архивной. Один из основных вопросов, который стоит учесть, — возможность увеличения нагрузки на существующие коммуникации, сети и инфраструктуру. Нередки случаи, когда инвестор забывает провести археологические изыскания и экологические исследования земельного участка, исследовать инженерные сети, а также предусмотреть возможность проведения новых коммуникаций. Как результат - затраты  в десятки и даже сотни миллионов рублей. В целом все зависит от  конкретного инвестиционного проекта. Порой намного быстрее и проще заново проложить инженерные сети, а не сносить существующие здания и сооружения и реконструировать или перекладывать старые.

Спрос рождает предложение

Еще один немаловажный момент при работе с историческим наследием - верно выбранный инвестором новый функциональный профиль проекта. В случае ошибки с определением специализации объекта он окажется не востребован вне зависимости от уровня воплощения архитектурного проекта. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, порой  не будет лишним привлечь консультантов для оценки потенциала коммерческого использования промышленного здания, а не полагаться  на собственное бизнес-чутье. Необходимо одновременно сохранить историческую самобытность, создать востребованный продукт, насытить пространство интересной культурной жизнью и позитивно повлиять на среду.

В качестве примера приведу лофт-квартал «Товарищество Рябовской Мануфактуры». В начале 19 в. здесь основали красильно-набивную фабрику, в начале 20-го были построены новые здания, а к середине 20-го в. завод стал производить измерительную аппаратуру и просуществовал до конца 80-х гг. В 2020 г. началась новая история «Товарищества». Работа над проектом включала не только сохранение и восстановление исторического наследия, но и аккуратное переформатирование пространства. Были проведены масштабные ремонтные работы, в частности, точно восстановлена историческая кладка, утраченные архитектурные элементы. Сегодня здесь располагаются офисные пространства, резиденции крупных компаний, образовательные проекты, кафе, бары и рестораны, фитнес-студии и салоны красоты, коворкинги, шоурумы, типографии и мастерские. Еще одним примером успешного редевелопмента, когда удалось сохранить баланс между требованиями сегодняшнего дня и исторической идентичностью, является бывшая кондитерская фабрика «Большевик». Сегодня это современный культурно-деловой комплекс, включающий в себя  бизнес-центр, жилые апартаменты и Музей русского импрессионизма. Архитекторам, реставраторам и дизайнерам удалось не только бережно восстановить дух эпохи, но и дополнить проект передовыми инженерными решениями.
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

Товарищество Рябовской мануфактуры

Алешин Алексей

Управление и эксплуатация недвижимости

Товарищество Рябовской мануфактуры

Материалы по теме

Источник: CRE
KnowHow

5 правил реновации магазинов: современные законы качественного обновления площадей

За последние два года многие арендаторы торговых галерей и стрит-ритейла столкнулись с потребностью в реновации своих помещений. Часть запросов поступает от арендаторов, которые занимают площади, освободившиеся от зарубежных брендов, а часть заказчиков стремятся к необходимому обновлению уже арендованных площадей. О том, каким правилам стоит следовать для достижения успешного результата в процессе реновации магазина, рассказывает Екатерина Ньюман, генеральный директор Q1 Group.
18.08
Источник: Knight Frank
Точка зрения

Новая этика торговых центров: зачем нам нужна реновация

События 2020-2021 гг. привели к совершенно новой стадии развития рынка торговой недвижимости, когда большинство торговых центров внезапно оказались устаревшими. О том, к чему сегодня стремятся крупнейшие региональные торгово-развлекательные центры и как оставаться востребованным местом у посетителей, рассуждает Алексей Базин, управляющий Сити-парка «Град».
24.12
Экспертный анализ

В России более 60% гостиниц требует реновации

В данный момент в стране остро ощущается дефицит конкурентоспособных гостиниц, особенно в сегменте объектов уровня «три-четыре звезды».
04.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (28 апреля - 4 мая)

«Белые Сады» прошли зеленую сертификацию, Times Estate рассказала о переменах, а Malltech - об открытиях, Stone завершает переезд в новую штаб-квартиру, а «ВкусВилл» покоряет ОАЭ. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю.
04.05
Источник: cre.ru
Сделка

«Киевская площадь» купила «Люблинское поле»

Год Нисанов и Зарах Илиев выкупили торговый центр в районе Люблино.
 
05.05
Источник: CRE
Сделка

Haval занял «Клин»

Автопроизводитель арендовал 42 тыс. кв. м складов на севере Подмосковья. Аренда такого объема здесь может стоить компании порядка 600-650 млн рублей в год с учетом НДС и операционных расходов.
05.05
Источник: Moscow Research Forum
Игроки рынка

Silver City и Lighthouse стали премиальными

Еще двум бизнес-центрам O1 Properties присвоен класс Prime. В соответствии с новой классификацией, разработанной Moscow Research Forum (компании NF Group, CORE.XP, IBC Real Estate, Nikoliers, Commonwealth Partnership) к классу Prime относятся также: БЦ «Белая площадь», «Романов двор», AFI2B, Four Winds Plaza, «Белые сады», «Башню на Набережной», STONE Курская и Neva Towers Business Centre. Список дополняется.
05.05
Источник: famil.ru
Назначения

Крупное назначение в OBI

Главой OBI Россия назначена Светлана Можаева из Familia.
 
05.05
Источник: Пресс-служба AFI Development
Проект

В AFI2B Tagilskaya стартовали продажи офисов

Стартовали продажи офисов в инновационном многофункциональном комплексе AFI2B Tagilskaya. Проект реализуется в рамках комплексной застройки жилого квартала «Сиреневый парк» в Метрогородке.
05.05
Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre