Как повысить инвестиционную привлекательность коммерческого помещения

Торговая, офисная, складская недвижимость в России продолжают укреплять свои позиции как надежных активов для вложения средств. Такие объекты все больше интересны инвесторам, рассчитывающим с их помощью приумножить свои капиталы. Каждое нежилое помещение обладает своими уникальными характеристиками и, соответственно, уровнем ликвидности. Однако, как отмечают эксперты, данный параметр можно улучшить. Евгений Абрамычев, заместитель генерального директора агентства коммерческой недвижимости Invest 7, называет как минимум 4 работающих сегодня инструмента повышения инвестиционной привлекательности объектов коммерческой недвижимости. О них вместе с экспертом мы сегодня подробно расскажем. 
1293
Изображение взято из источника: CRE
Маркетинг

Самый простой и не требующий глобальных затрат или специальных технологий метод – это эффективный маркетинг. Прописная истина, что для максимальной отдачи от помещения его необходимо правильно упаковать с учетом специфики местного рынка, потребностей целевой аудитории, параметров и преимуществ, по-прежнему актуальна. Только лишь грамотно составленное объявление с качественными фотографиями, отрисованной планировкой и хорошо преподнесенной коммерческой информацией может очень сильно повысить спрос на помещение, заставить покупателей или арендаторов обращать на него внимание, а не пролистывать как тысячи других невзрачных объявлений.  

Многие неопытные инвесторы или региональные застройщики, реализующие проекты в Москве, сегодня часто теряют прибыль из-за неэффективного маркетинга. Они не понимают особенностей столичного рынка, специфики работы на нем, насколько большая и жесткая здесь конкуренция, не знают особенностей размещения на агрегаторах, да и в целом не уделяют внимания качественному продвижению объектов. В итоге охват объявлений падает, спрос снижается, и, чтобы найти покупателя либо арендатора, приходится демпинговать. 

Конечно, эффективный маркетинг – это сложнее просто хороших фотографий и грамотного описания объекта. Инструмент требует определенных компетенций либо затрат на оплату услуг профессионального агентства недвижимости. Однако он подходит для любых объектов коммерческой недвижимости и, с учетом того, что многие инвесторы им пренебрегают или не умеют пользоваться, может стать по-настоящему конкурентным преимуществом. 


Техническое улучшение 

Весьма эффективный прием для рынка коммерческой недвижимости Москвы, где есть большой объем помещений, расположенных в хороших локациях, но состояние которых оставляет желать лучшего. Такие лоты сегодня десятками продаются на городских аукционах, торгах по банкротству по ценам заметно ниже рыночных.  

То есть какая-то организация долго владела помещением, ничего с ним не делала, а теперь продает. Соответственно, инвестор получает возможность приобрести, отремонтировать и перепродать такой объект по более высокой цене либо сдать по хорошей ставке. 

Инструмент требует вложения средств, сил и времени. Перечень конкретных улучшений и объем затрат будут индивидуальны. Для одного помещения достаточно косметического ремонта – устранения поломок, покраски стен и фасада, внутренней отделки и т.д. В таком случае можно уложиться за месяц и потратить в пределах 500 тысяч рублей. Другой объект может потребовать затрат в 100 млн рублей и больше, а работа над ним с получением всех согласований и разрешений растянуться на полгода, год и больше. 


Разделение 

Одна из наиболее прибыльных инвестиционных стратегий на российском рынке коммерческой недвижимости – это покупка большого по площади объекта, деление его на более мелкие блоки и продажа в розницу по рыночной цене. Стоимость квадратного метра в маленьком помещении практически всегда выше, чем в большом. В Москве если «квадрат» в торговом объекте площадью от 500 кв. м стоит на уровне 100-200 тысяч рублей, то в помещении до 50-100 кв. м «квадрат» будет стоить уже 350 тысяч. 

Метод не самый простой. Во-первых, для того, чтобы сделать из одного объекта несколько необходимо произвести соответствующие строительные работы – сделать отдельные входы, установить перегородки, подвести коммуникации и т.д. 

Во-вторых, для разделения объекта из одного кадастра в два или более необходимо подготовить проект, соответствующие документы, а затем подать их на регистрацию в Росреестр. Стоимость таких документов в Москве варьируется в пределах 100 тысяч рублей. При этом есть вероятность, что регистрирующий орган не даст согласие на такое разделение. 

Поэтому инвестору и собственнику, решившему повысить потенциал коммерческого помещения за счет его разделения на более мелкие, необходимо быть готовым к определенным затратам и рискам. Однако в целом инструмент однозначно рабочий и очень прибыльный. Например, в Москве в среднем по рынку цена квадратного метра коммерческого помещения после деления его на блоки вырастает примерно на 30% от первоначальной.  


Поиск или замена арендатора

Заключительным и одним из наиболее эффективных инструментов повышения инвестиционной привлекательности объекта коммерческой недвижимости является поиск нового арендатора либо замена текущего, неэффективного. Неэффективность в данном случае означает, что тот по каким-либо причинам платит арендную ставку ниже рыночной для данной локации. Это не редкость для рынка коммерческой недвижимости столицы, который постоянно находится в динамике, а не стоит на месте. Одни районы города активно застраиваются новыми жилыми комплексами, в других появляются новые точки притяжения людей. В итоге локация, не самая интересная ранее, становится на порядок более ликвидной, а часть арендаторов на ней сидят годами и платят ставку, которая рассчитывалась задолго до положительных перемен. 

Если локация действительно хорошая, вокруг хороший живой трафик, то арендатора на рыночную ставку найти будет несложно. Не согласится один, согласится второй, третий, четвертый. 

Чтобы максимально снизить риски при использовании данного инструмента, собственник может предложить свое помещение какой-нибудь сети, обратившись в ее отдел развития. Самыми надежными арендаторами для торговой недвижимости сегодня являются сетевые продуктовые ретейлеры, аптеки и алкомаркеты. Если ее представители заинтересуются помещением и будут готовы в него заехать, то можно сразу переходить к расторжению договора с неэффективным арендатором.

Эффект от замены арендатора совершенно разный. Но истории, когда удается повысить ставку на 30%, а иногда на 100% – это вполне реальные кейсы. 

Если у собственника или инвестора нет компетенций или желания поменять арендатора, то можно обратиться за помощью в хорошее агентство коммерческой недвижимости. Его специалисты проведут оценку, изучат рынок. Если агентство приведет нового арендатора, то его комиссия составит один арендный платеж.


Материалы по теме

Источник: MCA
Исследования рынка

Россияне активно инвестируют в офисы, склады и индустриальные парки

Частные инвесторы и бизнес все больше интересуются офисами, индустриальными парками, складской и логистической недвижимостью. При этом 70% компаний испытывают трудности в поиске коммерческой недвижимости. Об этом говорится в исследовании Moscow Communications Agency (MCA) в партнерстве с Commonwealth Partnership. 
25.06
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В 2024 году инвестиции в коммерческую недвижимость составят 500–700 млрд руб.

Согласно предварительным данным консалтинговой компании NF Group, объем инвестиций в коммерческую недвижимость России в I полугодии 2024 года составил более 315 млрд руб., что на 8% меньше итогового показателя за аналогичный период прошлого года. В структуре инвестиций по типам недвижимости 52% всех вложений пришлись на объекты коммерческой недвижимости на разных стадиях строительства, оставшиеся 48% – на площадки под девелопмент. На складской сегмент пришлось 20% инвестиций от общего объема. Инвестиции в торговую недвижимость снизились до 15%. В целом по итогам 2024 года общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость России может составить от 500 до 700 млрд рублей, тогда как в 2023 году этот показатель достиг рекордных 902 млрд рублей.
20.06
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Инвестиции в недвижимость России не сдают позиций

Объем инвестиций в недвижимость России во II квартале 2024 года достиг 233 млрд руб., что сопоставимо с рекордным показателем за аналогичный период прошлого года. В Московском регионе объем инвестиций за второй квартал составил 174 млрд рублей, что на 10% ниже показателя аналогичного периода прошлого года, а результат за шесть месяцев - 238 млрд рублей - уже опережает годовые показатели за любой год до начала СВО.
20.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre