Торговым центрам внутри МКАД не хватает парковочных мест

Специалисты УК «Сампа» провели исследование торговых центров, которые расположены в пределах МКАД, чтобы выяснить, насколько они обеспечены парковочной инфраструктурой. Было установлено, что норматив соблюдается только в Юго-Восточном административном округе. В целом по городу на одно машиноместо приходится около 80 кв. м общей (GBA) и 40 кв. м арендопригодной (GLA) площади. Это почти вдвое выше рекомендованных показателей. 
729
Изображение взято из источника: CRE
Для исследования были отобраны торговые комплексы, которые располагают, по крайней мере, 5 тыс. кв. м арендопригодной площади (более мелкие объекты рассчитаны на пешеходный траффик и фактически не нуждаются в парковке). На территории Москвы таковых насчитывается 197 (без учета локаций с внешней стороны МКАД). Суммарно они занимают 9,78 млн кв. м, из которых 52,2% предназначено для размещения арендаторов. Парковочная инфраструктура этих ТЦ в общей сложности включает 124,0 тыс. машиномест. Указанный фонд распределен по городу следующим образом - две трети парковочных юнитов приходится на долю четырех административных округов – Южного (22,9%), Юго-Восточного (15,9%), Западного (13,2%) и Северного (12,1%). Вклад северо-восточных проектов измеряется 10,5%, центральных – 9,1%, юго-западных – 8,8%. Меньше всего машиномест досталось востоку (4,0%) и северо-западу (3,5%).
 
«На сегодняшний день применяются как минимум три базовых критерия, – поясняет Екатерина Шпаковская, операционный директор УК «Сампа». – Во-первых, существует норматив, заложенный в МГСН 1.01-99: одно машиноместо на каждые 40-50 кв. м от общей площади торгового центра. Он распространяется на большую часть Москвы, исключая локации внутри Садового кольца. Для последних пропорция составляет одно машиноместо на 70-80 кв. м. Многие эксперты ориентируются на американскую практику, когда норма определяется на основе арендопригодной площади: в среднем одно машиноместо на 20-25 кв. м. В российских условиях допустимо понизить планку до 40-50 кв. м. Есть и третий вариант: увязать количество мест на парковке с объемом траффика. Так, большинство торговых центров работают по 12-14 часов ежедневно. В 85% случаев посетители приезжают туда в компаниях или семьями и проводят там от полутора и двух с половиной часов. Это дает шесть-семь смен по два-четыре человека. Иными словами, одно машиноместо в течение суток может обслуживать до 30 гостей». 

Если отталкиваться от нормативных значений, то приходится признать, что им удовлетворяют лишь около 14% всех ТЦ в границах МКАД: 8 проектов из 197 демонстрируют пропорцию до 25 кв. м общей площади на одно машиноместо и еще 19 – от 25 до 50 кв. м. По 44 адресам фиксируется показатель в 50-75 кв. м, по 27 – от 75 до 100 кв. м. В половине всех случаев на каждый парковочный юнит приходится более 100 кв. м общей площади. Это в два-четыре раза выше, чем того требует МГСН 1.01-99.

При переходе на расчет по GLA картина выглядит несколько иначе. «Американская» норма (до 25 кв. м на одно машиноместо) выполняется 16 торговыми центрами из 197. Но если применять менее жесткий подход, то к ним дополнительно присоединится 71 комплекс. Это уже будет почти половина (44%) от всей группировки. Достаточно приемлемые значения – 50-75 кв. м арендопригодной площади на одно машиноместо – характерны для 44 адресов. К однозначно слабо обеспеченным парковочной инфраструктурой (75-150 кв. м на одно машиноместо) относится каждый четвертый участник выборки. Экстремально низкие значения (от 150 кв. м на одно машиноместо) выявлены у 10% ТЦ внутри МКАД.

Что касается зависимости размеров парковочной зоны от посетительского траффика, то комфортная плотность (до 30 человек на одно место) выдерживается 64 торговыми комплексами, то есть каждым третьим. В 46 случаях парковочная инфраструктура способна поддерживать пропорцию в 30-50 человек на одно место для хранения автомобиля. Столько же комплексов предлагают по одному месту на каждые 50-100 посетителей. Категория «проблемных» ТЦ (с показателем от 100 человек на одно машиноместо) охватывает 41 адрес.

Согласно результатам исследования УК «Сампа», в российской столице всего один административный округ соответствует ключевым критерием обеспеченности ТЦ парковочной инфраструктурой. Это юго-восток, где одно машиноместо обслуживает в среднем 56,0 кв. м общей площади и 27,4% арендопригодной. Сравнительно благополучно обстоят дела на северо-востоке (60,8 кв. м GBA и 38,4 кв. м GLA на одно машиноместо) и юге (75,1 кв. м GBA и 36,0 кв. м GLA на одно машиноместо). Сопоставимые показатели зарегистрированы в ЗАО (84,2 кв. м GBA и 38,8 кв. м GLA на одно машиноместо), САО (79,1 кв. м GBA и 45,9 кв. м GLA на одно машиноместо) и ЮЗАО (85,1 кв. м GBA и 49,8 кв. м GLA на одно машиноместо). 

ТЦ на северо-западе уже сильно выбиваются за границы нормативов – 95,8 кв. м GBA и 44,1 кв. м GLA на одно машиноместо. Хуже всего ситуация с наличием парковочных мест на востоке (121,5 кв. м GBA и 70,5 кв. м GLA на одно машиноместо) и в центре (113,6 кв. м GBA и 57,4 кв. м GLA на одно машиноместо) Москвы. 

 
«Какой бы критерий обеспеченности парковочной инфраструктурой ни применялся, ему соответствует явное меньшинство проектов, – констатирует Екатерина Шпаковская, операционный директор УК «Сампа». – И ситуацию невозможно сколько-нибудь существенно изменить. Очевидно, что все большую роль будет играть рельсовый общественный транспорт. Этому способствует активное развитие сети станций метрополитена и МСД. Уже сейчас мы видим, как меняются потребительские сценарии. Растет доля тех, кто приезжает в ТЦ за развлечениями и относительно небольшим объемом «сопровождающих» покупок. А габаритные грузы, для транспортировки которых использовался автомобиль, передаются службам доставки или вовсе заказываются дистанционно. Плюс не стоит забывать о такси, в том числе, грузовом». 


Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: ТЦ теряют самостоятельность

По прогнозам международной консалтинговой компании Nikoliers, более половины заявленных к вводу ТЦ в 2024-2026 гг. в Московском регионе будут открыты в составе МФК, ТПУ и ЖК. За первые шесть месяцев 2024 года в Москве и городах-спутниках открылись 7 торговых центров общей арендопригодной площадью 99,6 тыс. кв. м. Показатель почти в два раза превышает уровень всего 2023 года. В целом, девелоперы анонсировали к вводу в 2024 году порядка 28 торговых центров общей площадью 402,4 тыс. кв. м, однако фактический объем нового строительства может быть скорректирован.
03.07
Источник: CRE
Точка зрения

ИТ в ритейле: с модели выживания к модели развития

ИТ для ритейла давно стали необходимым инструментом совершенствования бизнес-процессов. И если до 2022 года среди крупных компаний самым популярным средством автоматизации были решения на платформе SAP - этот продукт был действительно удобным, т.к. ритейлер получал в «коробке» универсальное решение, охватывающее операционную деятельность, ведение статистики, хранение на складах и т.д. То после ухода мировых вендоров с российского рынка бизнесу пришлось искать отечественные аналоги. Ритейлеры стали чаще обращаться за заказной разработкой программ лояльности, мобильных решений и микросервисов под платформу 1С и другие импортозамещающие решения. О ситуации в сегменте рассказывает Роман Степанов, менеджер по продажам сообщество IW Group (ООО «Айдиэс Ворлд»).
01.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ритейлеры не спешат с доставкой

Только 4 из 24 продуктовых ритейлеров осуществляют экспресс-доставку до 30 минут, что обусловлено сложностью реализации логистики.
25.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre