Торговым центрам внутри МКАД не хватает парковочных мест

Специалисты УК «Сампа» провели исследование торговых центров, которые расположены в пределах МКАД, чтобы выяснить, насколько они обеспечены парковочной инфраструктурой. Было установлено, что норматив соблюдается только в Юго-Восточном административном округе. В целом по городу на одно машиноместо приходится около 80 кв. м общей (GBA) и 40 кв. м арендопригодной (GLA) площади. Это почти вдвое выше рекомендованных показателей. 
477
Изображение взято из источника: CRE
Для исследования были отобраны торговые комплексы, которые располагают, по крайней мере, 5 тыс. кв. м арендопригодной площади (более мелкие объекты рассчитаны на пешеходный траффик и фактически не нуждаются в парковке). На территории Москвы таковых насчитывается 197 (без учета локаций с внешней стороны МКАД). Суммарно они занимают 9,78 млн кв. м, из которых 52,2% предназначено для размещения арендаторов. Парковочная инфраструктура этих ТЦ в общей сложности включает 124,0 тыс. машиномест. Указанный фонд распределен по городу следующим образом - две трети парковочных юнитов приходится на долю четырех административных округов – Южного (22,9%), Юго-Восточного (15,9%), Западного (13,2%) и Северного (12,1%). Вклад северо-восточных проектов измеряется 10,5%, центральных – 9,1%, юго-западных – 8,8%. Меньше всего машиномест досталось востоку (4,0%) и северо-западу (3,5%).
 
«На сегодняшний день применяются как минимум три базовых критерия, – поясняет Екатерина Шпаковская, операционный директор УК «Сампа». – Во-первых, существует норматив, заложенный в МГСН 1.01-99: одно машиноместо на каждые 40-50 кв. м от общей площади торгового центра. Он распространяется на большую часть Москвы, исключая локации внутри Садового кольца. Для последних пропорция составляет одно машиноместо на 70-80 кв. м. Многие эксперты ориентируются на американскую практику, когда норма определяется на основе арендопригодной площади: в среднем одно машиноместо на 20-25 кв. м. В российских условиях допустимо понизить планку до 40-50 кв. м. Есть и третий вариант: увязать количество мест на парковке с объемом траффика. Так, большинство торговых центров работают по 12-14 часов ежедневно. В 85% случаев посетители приезжают туда в компаниях или семьями и проводят там от полутора и двух с половиной часов. Это дает шесть-семь смен по два-четыре человека. Иными словами, одно машиноместо в течение суток может обслуживать до 30 гостей». 

Если отталкиваться от нормативных значений, то приходится признать, что им удовлетворяют лишь около 14% всех ТЦ в границах МКАД: 8 проектов из 197 демонстрируют пропорцию до 25 кв. м общей площади на одно машиноместо и еще 19 – от 25 до 50 кв. м. По 44 адресам фиксируется показатель в 50-75 кв. м, по 27 – от 75 до 100 кв. м. В половине всех случаев на каждый парковочный юнит приходится более 100 кв. м общей площади. Это в два-четыре раза выше, чем того требует МГСН 1.01-99.

При переходе на расчет по GLA картина выглядит несколько иначе. «Американская» норма (до 25 кв. м на одно машиноместо) выполняется 16 торговыми центрами из 197. Но если применять менее жесткий подход, то к ним дополнительно присоединится 71 комплекс. Это уже будет почти половина (44%) от всей группировки. Достаточно приемлемые значения – 50-75 кв. м арендопригодной площади на одно машиноместо – характерны для 44 адресов. К однозначно слабо обеспеченным парковочной инфраструктурой (75-150 кв. м на одно машиноместо) относится каждый четвертый участник выборки. Экстремально низкие значения (от 150 кв. м на одно машиноместо) выявлены у 10% ТЦ внутри МКАД.

Что касается зависимости размеров парковочной зоны от посетительского траффика, то комфортная плотность (до 30 человек на одно место) выдерживается 64 торговыми комплексами, то есть каждым третьим. В 46 случаях парковочная инфраструктура способна поддерживать пропорцию в 30-50 человек на одно место для хранения автомобиля. Столько же комплексов предлагают по одному месту на каждые 50-100 посетителей. Категория «проблемных» ТЦ (с показателем от 100 человек на одно машиноместо) охватывает 41 адрес.

Согласно результатам исследования УК «Сампа», в российской столице всего один административный округ соответствует ключевым критерием обеспеченности ТЦ парковочной инфраструктурой. Это юго-восток, где одно машиноместо обслуживает в среднем 56,0 кв. м общей площади и 27,4% арендопригодной. Сравнительно благополучно обстоят дела на северо-востоке (60,8 кв. м GBA и 38,4 кв. м GLA на одно машиноместо) и юге (75,1 кв. м GBA и 36,0 кв. м GLA на одно машиноместо). Сопоставимые показатели зарегистрированы в ЗАО (84,2 кв. м GBA и 38,8 кв. м GLA на одно машиноместо), САО (79,1 кв. м GBA и 45,9 кв. м GLA на одно машиноместо) и ЮЗАО (85,1 кв. м GBA и 49,8 кв. м GLA на одно машиноместо). 

ТЦ на северо-западе уже сильно выбиваются за границы нормативов – 95,8 кв. м GBA и 44,1 кв. м GLA на одно машиноместо. Хуже всего ситуация с наличием парковочных мест на востоке (121,5 кв. м GBA и 70,5 кв. м GLA на одно машиноместо) и в центре (113,6 кв. м GBA и 57,4 кв. м GLA на одно машиноместо) Москвы. 

 
«Какой бы критерий обеспеченности парковочной инфраструктурой ни применялся, ему соответствует явное меньшинство проектов, – констатирует Екатерина Шпаковская, операционный директор УК «Сампа». – И ситуацию невозможно сколько-нибудь существенно изменить. Очевидно, что все большую роль будет играть рельсовый общественный транспорт. Этому способствует активное развитие сети станций метрополитена и МСД. Уже сейчас мы видим, как меняются потребительские сценарии. Растет доля тех, кто приезжает в ТЦ за развлечениями и относительно небольшим объемом «сопровождающих» покупок. А габаритные грузы, для транспортировки которых использовался автомобиль, передаются службам доставки или вовсе заказываются дистанционно. Плюс не стоит забывать о такси, в том числе, грузовом». 


Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: ТЦ теряют самостоятельность

По прогнозам международной консалтинговой компании Nikoliers, более половины заявленных к вводу ТЦ в 2024-2026 гг. в Московском регионе будут открыты в составе МФК, ТПУ и ЖК. За первые шесть месяцев 2024 года в Москве и городах-спутниках открылись 7 торговых центров общей арендопригодной площадью 99,6 тыс. кв. м. Показатель почти в два раза превышает уровень всего 2023 года. В целом, девелоперы анонсировали к вводу в 2024 году порядка 28 торговых центров общей площадью 402,4 тыс. кв. м, однако фактический объем нового строительства может быть скорректирован.
03.07
Источник: CRE
Точка зрения

ИТ в ритейле: с модели выживания к модели развития

ИТ для ритейла давно стали необходимым инструментом совершенствования бизнес-процессов. И если до 2022 года среди крупных компаний самым популярным средством автоматизации были решения на платформе SAP - этот продукт был действительно удобным, т.к. ритейлер получал в «коробке» универсальное решение, охватывающее операционную деятельность, ведение статистики, хранение на складах и т.д. То после ухода мировых вендоров с российского рынка бизнесу пришлось искать отечественные аналоги. Ритейлеры стали чаще обращаться за заказной разработкой программ лояльности, мобильных решений и микросервисов под платформу 1С и другие импортозамещающие решения. О ситуации в сегменте рассказывает Роман Степанов, менеджер по продажам сообщество IW Group (ООО «Айдиэс Ворлд»).
01.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ритейлеры не спешат с доставкой

Только 4 из 24 продуктовых ритейлеров осуществляют экспресс-доставку до 30 минут, что обусловлено сложностью реализации логистики.
25.06

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Экспертный анализ

Смена, товарищи, в ногу: почему ситуация в российском франчайзинге называется самой здоровой за тридцать лет

CRE продолжает серию публикаций о том, как и чем жил российский франчайзинг после ухода из страны большей части иностранных игроков, почему сегодня ситуация в сегменте оценивается как самая здоровая за тридцать лет, куда теперь лучше вкладываться потенциальным франчайзи и как выбирать арендаторов с франшизой собственникам торговых, бизнес-центров и помещений в стрит-ритейле.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
16.07
Источник: IBC Global
Проект

В Башкортостане построят склад на 112 тыс. кв. м

Консультантом проекта и эксклюзивным брокером выступила компания IBC Global. Общий объем инвестиций в строительство составит более 7,4 млрд руб.
16.07
Источник: CRE
Игроки рынка

Accent Capital выходит из ряда активов

Компания продала 6 га в Твери, где собиралась построить торговый центр, а также может продать ТЦ «Сокольники» в Москве. Средства от продажи активов компания планирует направить в новые инвестиционные проекты.
16.07
Источник: O1 Properties
Игроки рынка

O1 Properties сдала 50 000 кв. м офисов

Средняя вакантность по портфелю компании снизилась до 8%.
18.07
Источник: CRE
Сделка

ЦБ дорвался до "Славы"

Банк России наконец договорился с MR Group и ВЭБ.РФ по продаже всех офисных площадей комплекса Slava. Сумма сделки может составлять около 45 млрд рублей. Участники рынка говорят, что консультантом сделки выступили CORE.XP.
19.07
Источник: Aspace
Игроки рынка

У Aspace новый соучередитель

В состав учередителей оператора гибких офисов вошел Сергей Седов. 
17.07
Источник: Union Brokers
Сделка

В Шушарах сдали 14 000 кв. м складов

Консультантом сделки выступила компания Union Brokers. Арендатор - федеральный ритейлер.
16.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre