ИТ в ритейле: с модели выживания к модели развития

ИТ для ритейла давно стали необходимым инструментом совершенствования бизнес-процессов. И если до 2022 года среди крупных компаний самым популярным средством автоматизации были решения на платформе SAP - этот продукт был действительно удобным, т.к. ритейлер получал в «коробке» универсальное решение, охватывающее операционную деятельность, ведение статистики, хранение на складах и т.д. То после ухода мировых вендоров с российского рынка бизнесу пришлось искать отечественные аналоги. Ритейлеры стали чаще обращаться за заказной разработкой программ лояльности, мобильных решений и микросервисов под платформу 1С и другие импортозамещающие решения. О ситуации в сегменте рассказывает Роман Степанов, менеджер по продажам сообщество IW Group (ООО «Айдиэс Ворлд»).
1333
Изображение взято из источника: CRE
Чего сегодня хотят ритейл-компаний от ИТ

Переход на отечественное ПО продолжается и сейчас. Хотя крупные федеральные сети, владельцы собственных торговых марок (СТМ) и больших баз товаров, к переходу на импортозамещающее ПО давно готовились, и многие из них свои системы уже обновили. Такие игроки обращаются к разработчикам теперь чаще за настройкой и развитием импортозамещающих корпоративных решений.

Например, представителей продуктового ритейла в первую очередь интересует сегодня ПО для автоматизации логистики и хранения товаров, поддержки программ лояльности. Причина понятна: каждый владелец магазина хочет сократить расстояние между бизнесом и клиентом, поскольку вся модель бизнеса строится вокруг постоянного притока денег.

Хард-дискаунтеры, как правило, тоже фокусируются на логистике и хранении, но их основная цель другая - закупаться как можно дешевле и ближе. Им важно корректно включить региональные распределительные центры в общую архитектуру. Раньше у каждого распределительного центра была своя подсистема, и ее требовалось интегрировать с аналогичными. Сейчас, наоборот, «жесткие» дискаунтеры обращаются к разработчикам за более крупными ИТ-системами, чтобы все центры были под единой отчетностью. Еще один важный объект автоматизации для хард-дискаунтеров – закупки. Система закупок для таких ритейлеров должна интуитивно подсказывать, какой поставщик предлагает товар по наиболее подходящей, максимально низкой цене. 

У маркетплейсов другой фокус автоматизации – экосистемность. Им важно иметь возможность выхода за рамки своего основного бизнеса – например, сейчас многие игроки выходят в сегмент путешествий и финансов. Практически все маркетплейсы стремятся к выделению собственной платежной платформы: если клиент проводит все платежи через собственный банк маркетплейса и получает кэшбэк, его лояльность существенно повышается. И здесь им необходима соответствующая поддержка от ИТ.

Игроки с меньшими бюджетами, прежде чем приобрести новые системы, присматриваются к своим конкурентам, в частности, перенимают опыт, которым делятся эксперты из Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла.


Почему автоматизация в ритейле интересна разработчикам

Может быть, это прозвучит неожиданно, но автоматизация в ритейле иногда оказывается сложнее, чем, например, в финансовых компаниях. Банки, конечно, очень сильны в части информационной безопасности и дистанционного обслуживания. Но и ритейл ставит перед разработчиками нетривиальные задачи: например, разработать ПО, которое позволит без проблем копировать ИТ-модели на новые точки. У ритейла есть существенное отличие от других сфер торговли: постоянное открытие новых магазинов, и такая опция ритейлерам необходима.

Малые ритейлеры готовы автоматизировать все на уровне кассовой системы, включая хранение остатков: склада как такового у них нет, все хранится при торговой точке. Бывает, в магазине нет даже монитора, все функции ИТ-подрядчик разворачивает в облаке, настраивая личный кабинет владельца бизнеса. То есть, весь процесс контролируют всего два человека, продавец на кассе и владелец сети, и эта простота подкупает. Когда у такого ритейлера появляется небольшая сеть, но бюджеты еще не позволяют инвестировать в популярные системы, наступает период экспериментов и попыток адаптировать то, что имеется, под растущие потребности. Для этого тоже нужна помощь разработчиков.

В крупном ритейле проходят еще более интересные с точки зрения ИТ процессы. Игроки этого сегмента начали выходить за рамки торговли и усложнять свою структуру. Продуктовые сети запускают свои аптеки, магазины косметики, технологически  объединяя их в единое целое для слаженной работы. Для ИТ это сразу повышает требования к отказоустойчивости систем, обеспечению их бесперебойной работы в режиме 24/7, дальнейших возможностей масштабируемости.


Интересные ИТ-кейсы в ритейле

Среди проектов, которые интересны с точки зрения ИТ-поддержки, я бы выделил два.   Во-первых, это «Магнит», который производит брендированные товары на своих мощностях, что предполагает управление большим количеством оборудования. Это создает дополнительные сложности: оборудование может простаивать, на складах хранятся могут храниться ненужные запчасти для ремонта и т.д. Чтобы оптимизировать работу с оборудованием, компания на основе «1С:ТОИР 2 КОРП» сформировала централизованную базу данных и электронную библиотеку техпаспортов. Доступ ко всем документам сотрудники получили через мобильное приложение и теперь не звонят диспетчерам как раньше, а принимают рush-уведомления с заявками на ремонт на свои смартфоны, резервируют запчасти на складах и приступают к ремонту. Штрих-коды на оборудовании при их считывании открывают им информацию об истории ремонта, дают возможность обсудить детали работы в чате. Дополнительно: в режиме «единого окна» головной офис может в один клик разослать задачу по всем магазинам сети и контролировать ее выполнение. В итоге оборудование ритейлера не простаивает, пресекается нецелевое использование материалов, на складах хранятся только необходимые запчасти.

Другой пример: в сети «Фасоль» основное средство автоматизации – POS-система. Такие ПАКи работают на базе фискального регистратора, они включают функционал учёта и отпуска товаров, приема и выдачи денег, позволяют аннулировать факт покупки и т.д. POS – это уже достаточно сложная архитектура, которая объединяет системный блок ПК, фискальный регистратор, монитор кассира, денежный ящик, программируемую клавиатуру, ридер магнитных карт и дисплей покупателя. Использование POS в сочетании с кассовой программой Frontol и товароучетной программой ДАЛИОН: ТРЕНД позволило сети «Фасоль» существенно повысить пропускную способность торговых точек, быстрее принимать товары и проводить их инвентаризацию. 


Сложности в разработке для ритейла

После ухода с российского рынка международных ИТ-вендоров отечественный ритейл остался без привычных решений. В 2022 году главной задачей для ритейлеров было продолжение деятельности с сохранением клиентов, и сложность для разработчиков заключалась в том, чтобы обеспечить их бесперебойную работу, не прибегая к зарубежным технологиям.

Но так было недолго, и в настоящее время фокус сместился с модели выживания на модель развития. Ритейл вернулся к задачам ИТ-поддержки удержания клиентов, увеличения среднего чека, повышения комфорта покупателей. В магазины возвратились электронные чеки, снова вернулись к форматам касс самообслуживания. Когда в магазине есть чековый принтер, монитор для контроля за остатками, индикатор в виде дисплея для демонстрации покупателю стоимости выбранных товаров - это уже история про то, как связать и «подружить» несколько элементов.

Ритейлеры очень ценят время. Сразу закрыть основные бизнес-задачи позволяют готовые решения. Но мало просто поставить «коробку», ее надо настроить для достижения определенных целей, обеспечить ее бесперебойную работу, и здесь бизнесу требуются ИТ-специалисты с определенными навыками. 

Но самых высоких компетенций требуют проекты для гигантов рынка ритейла, которые делают ставку на сложную самостоятельную разработку, охватывающую множество процессов. В итоге получаются уникальные и очень ценные с точки зрения обобщения опыта конкретного ритейлера продукты, которые, как правило, настолько узко заточены под компанию-заказчика, что не могут быть выведены на широкий рынок.


Как ритейл решает проблему ИТ-кадров

Проблема нехватки ИТ-специалистов остро обозначилась в 2022-м и остается актуальной в 2024-ом. Решить ее помогают профессиональные объединения.

Некоторые из них поддерживаются государством, как, например, Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Торговля», который курируют Минцифры РФ и Минпромторг РФ. Работа этой площадки помогает ритейлерам обмениваться опытом, что очень полезно компаниям с небольшим бюджетом, в том числе для решения кадровых задач.

У ритейлеров есть и частные объединения – например, Retail Innovation Tech Aliance (RITA). Участники RITA, в частности, пользуются общим доступом к кадрам. Допустим, специалисты одной компании сильны в миграции данных, другой - в настройке инфраструктуры. Объединившись, ритейлеры договариваются вместе использовать все эти ИТ-компетенции и трудовые ресурсы. Для ИТ-специалистов это выгодно: они никогда не остаются без работы и, переходя с проекта на проект, приобретают новый опыт.

Конечно, не всяким опытом можно поделиться. В ритейле есть примеры, когда компания заказывает индивидуальную разработку, особенности которой не разглашаются. Часто такие ИТ-проекты касаются финансового блока.


Перспективные направления движения разработки для ритейла

Многие ритейлеры проявляют интерес к RPA. Роботизация позволяет автоматизировать рутинный процесс – например, сбор аналитики по складам, что к тому же компенсирует недостаток кадров. Разработчики любят такие проекты, поскольку всегда ратуют за автоматизацию того, что можно и нужно автоматизировать.

Искусственный интеллект в ритейле не просто набирает обороты, а уже стал must-have для крупных ритейлеров. Чат-боты помогают клиентам быстро получать необходимую информацию, не дожидаясь ответа оператора колл-центра. С клиентами может общаться в чате маскот, который к тому же будет вызывать ассоциации с компанией, повысит лояльность к ней, заинтересует детей. 

К этим трендам сейчас стоит присмотреться всем участникам рынка ритейла, чтобы не отстать от его лидеров.


Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Китайские бренды добрались до России

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в первые шесть месяцев российский рынок ритейла пополнился 16 новыми* иностранными брендами преимущественно из Китая, Италии, Турции и Германии. До конца года на рынок могут выйти еще порядка 18 ритейлеров. 
01.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ритейлеры не спешат с доставкой

Только 4 из 24 продуктовых ритейлеров осуществляют экспресс-доставку до 30 минут, что обусловлено сложностью реализации логистики.
25.06
Источник: Superjob
Исследования рынка

Кто нужен на рынке HoReCa

Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob в июне 2024 года изучил рынок труда в сфере гостинично-ресторанного бизнеса.
24.06

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre