Nikoliers: ТЦ теряют самостоятельность

По прогнозам международной консалтинговой компании Nikoliers, более половины заявленных к вводу ТЦ в 2024-2026 гг. в Московском регионе будут открыты в составе МФК, ТПУ и ЖК. За первые шесть месяцев 2024 года в Москве и городах-спутниках открылись 7 торговых центров общей арендопригодной площадью 99,6 тыс. кв. м. Показатель почти в два раза превышает уровень всего 2023 года. В целом, девелоперы анонсировали к вводу в 2024 году порядка 28 торговых центров общей площадью 402,4 тыс. кв. м, однако фактический объем нового строительства может быть скорректирован.
743
Изображение взято из источника: CRE
Объем ввода заявленных девелоперами торговых центров в 2024 -2026 гг. составит 968 тыс. кв. м, при этом более половины этих площадей (52%) будут открываться в составе МФК, ТПУ и жилых комплексов, а остальные 48% относятся к классическим торговым центрам. В 2024 г. планируется увеличение ввода новых проектов по сравнению с прошлым годом, однако оно вызвано в первую очередь переносом сроков открытия ТЦ с 2022-2023 гг. Порядка 90% объектов, которые до сих пор не ввелись, начинали строиться до 2022 г. Ограниченный запуск новых проектов вызван сочетанием нескольких факторов: дефицитом подходящих для строительства торговых центров земельных участков в Москве, увеличением себестоимости строительства на фоне отсутствия массового роста ставок аренды в торговом сегменте, что существенно снижает рентабельность реализации проектов, а также высокой ключевой ставкой и стоимостью кредитов под строительство новых объектов. 

По итогам первого полугодия рынок торговой недвижимости Московского региона пополнился 7 новыми объектами суммарной арендопригодной площадью 99,6 тыс. кв. м. Во втором квартале двери для посетителей открыли ТЦ «Мой молл» (GLA 13 тыс. кв. м) в Раменском районе и три торговых центра в Москве: ТЦ «Орион» (GLA 21 тыс. кв. м) на улице Летчика Бабушкина, ТЦ «Лайнер» (GLA 9,7 тыс. кв. м) в Новых Ватутинках и ТЦ «Прага» (GLA 6,3 тыс. кв. м) на Нижней Масловке. Таким образом, объем нового строительства уже почти в два раза превзошел результат всего 2023 года, когда было введено в эксплуатацию 50,7 тыс. кв. м торговой недвижимости. По экспертной оценке Nikoliers, учитывая возможные переносы сроков ввода, фактическое новое предложение не превысит 167 тыс. кв. м, что все равно окажется больше результатов 2022 г. на 75%. Если в текущем году, в основном, готовятся к вводу объекты «районного» и «окружного» форматов, в 2025 году рынок ждет появления в новом строительстве «суперрегиональных» проектов. В ближайшие три года заявлен ввод трех крупноформатных объектов (ТЦ «Селигерская», МФК «Олимпийский», ТЦ в составе ТПУ «Нагатинская»). Однако сейчас мы наблюдаем активное развитие российский сетей, и этого объема также может быть недостаточно для реализации всех планов ритейлеров по расширению. 

 
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «В ближайшие несколько лет мы будем наблюдать ограниченный ввод новых проектов, так как при текущей ключевой ставке усложняется финансирование девелоперских проектов и инвестиции в новые торговые объекты становятся менее привлекательными. В отличие от других коммерческих сегментов (офисы и склады) торговые центры реализуются только в аренду, поэтому стимулом для восстановления девелопмента может стать только рост арендной ставки. В свою очередь это зависит от роста экономики, на который мы не влияем, и от реальных результатов работы управляющей компании в том или ином объекте. Текущие масштабные планы российского ритейла по экспансии в условиях дефицита качественных площадей могут стать стимулом для девелоперов для принятия решения о старте новых проектов, однако в текущей экономической ситуации необходимым условием для нового девелопмента является подтвержденная со стороны арендаторов увеличенная ставка аренды площадей». 

Активное развитие российских сетей, как в части количества магазинов и форматов, так и в плане сервиса, выход на рынок новых международных игроков приводят к снижению вакансии и росту посещаемости проектов. По итогам второго квартала 2024 года, уровень вакантности в торговых центрах Москвы уменьшился на 0,4 п.п. – до 7,2% (с учетом сделки аренды «Мегамаркетом» площадей IKEA в ТРЦ «МЕГА»). По сравнению с концом 2022 года, доля свободных площадей сократилась примерно в два раза.
 
«Постепенное снижение уровня вакантности в последние два года связаны с масштабными планами развития российских ритейлеров на фоне низкого ввода торговых площадей в 2022-2023 годах. Большое влияние на объем вакантных помещений оказала реализация во втором квартале крупнейших свободных лотов в ТРЦ «МЕГА», где ранее располагалась IKEA. Мы ожидаем, что по итогам 2024 года доля свободных помещений может достичь минимального значения за последние 9 лет и составить порядка 7%», − комментирует Анна Никандрова. 


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: CRE
Точка зрения

ИТ в ритейле: с модели выживания к модели развития

ИТ для ритейла давно стали необходимым инструментом совершенствования бизнес-процессов. И если до 2022 года среди крупных компаний самым популярным средством автоматизации были решения на платформе SAP - этот продукт был действительно удобным, т.к. ритейлер получал в «коробке» универсальное решение, охватывающее операционную деятельность, ведение статистики, хранение на складах и т.д. То после ухода мировых вендоров с российского рынка бизнесу пришлось искать отечественные аналоги. Ритейлеры стали чаще обращаться за заказной разработкой программ лояльности, мобильных решений и микросервисов под платформу 1С и другие импортозамещающие решения. О ситуации в сегменте рассказывает Роман Степанов, менеджер по продажам сообщество IW Group (ООО «Айдиэс Ворлд»).
01.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ритейлеры не спешат с доставкой

Только 4 из 24 продуктовых ритейлеров осуществляют экспресс-доставку до 30 минут, что обусловлено сложностью реализации логистики.
25.06
Источник: Nikoliers
Рейтинг

Nikoliers составила рейтинг наиболее активно развивающихся российских брендов

Компания Nikoliers проанализировала 35 наиболее активно развивающихся российских брендов. При составлении рейтинга применялась бальная система оценивания с весами по четырем критериям: динамика денежного оборота 2023 г. к 2022 г., средняя выручка бренда на один магазин, общее количество магазинов сети и представленность в ключевых торговых центрах Москвы. По совокупности этих факторов в Топ-10 наиболее перспективных и развивающихся брендов попал Lime, Love Republic, Henderson, Zarina, 12Storeez, Charuel, Sela, Befree, «Эконика» и «Снежная Королева».
20.06

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre