Объем ввода заявленных девелоперами торговых центров в 2024 -2026 гг. составит 968 тыс. кв. м, при этом более половины этих площадей (52%) будут открываться в составе МФК, ТПУ и жилых комплексов, а остальные 48% относятся к классическим торговым центрам. В 2024 г. планируется увеличение ввода новых проектов по сравнению с прошлым годом, однако оно вызвано в первую очередь переносом сроков открытия ТЦ с 2022-2023 гг. Порядка 90% объектов, которые до сих пор не ввелись, начинали строиться до 2022 г. Ограниченный запуск новых проектов вызван сочетанием нескольких факторов: дефицитом подходящих для строительства торговых центров земельных участков в Москве, увеличением себестоимости строительства на фоне отсутствия массового роста ставок аренды в торговом сегменте, что существенно снижает рентабельность реализации проектов, а также высокой ключевой ставкой и стоимостью кредитов под строительство новых объектов.
По итогам первого полугодия рынок торговой недвижимости Московского региона пополнился 7 новыми объектами суммарной арендопригодной площадью 99,6 тыс. кв. м. Во втором квартале двери для посетителей открыли ТЦ «Мой молл» (GLA 13 тыс. кв. м) в Раменском районе и три торговых центра в Москве: ТЦ «Орион» (GLA 21 тыс. кв. м) на улице Летчика Бабушкина, ТЦ «Лайнер» (GLA 9,7 тыс. кв. м) в Новых Ватутинках и ТЦ «Прага» (GLA 6,3 тыс. кв. м) на Нижней Масловке. Таким образом, объем нового строительства уже почти в два раза превзошел результат всего 2023 года, когда было введено в эксплуатацию 50,7 тыс. кв. м торговой недвижимости. По экспертной оценке Nikoliers, учитывая возможные переносы сроков ввода, фактическое новое предложение не превысит 167 тыс. кв. м, что все равно окажется больше результатов 2022 г. на 75%. Если в текущем году, в основном, готовятся к вводу объекты «районного» и «окружного» форматов, в 2025 году рынок ждет появления в новом строительстве «суперрегиональных» проектов. В ближайшие три года заявлен ввод трех крупноформатных объектов (ТЦ «Селигерская», МФК «Олимпийский», ТЦ в составе ТПУ «Нагатинская»). Однако сейчас мы наблюдаем активное развитие российский сетей, и этого объема также может быть недостаточно для реализации всех планов ритейлеров по расширению.
По итогам первого полугодия рынок торговой недвижимости Московского региона пополнился 7 новыми объектами суммарной арендопригодной площадью 99,6 тыс. кв. м. Во втором квартале двери для посетителей открыли ТЦ «Мой молл» (GLA 13 тыс. кв. м) в Раменском районе и три торговых центра в Москве: ТЦ «Орион» (GLA 21 тыс. кв. м) на улице Летчика Бабушкина, ТЦ «Лайнер» (GLA 9,7 тыс. кв. м) в Новых Ватутинках и ТЦ «Прага» (GLA 6,3 тыс. кв. м) на Нижней Масловке. Таким образом, объем нового строительства уже почти в два раза превзошел результат всего 2023 года, когда было введено в эксплуатацию 50,7 тыс. кв. м торговой недвижимости. По экспертной оценке Nikoliers, учитывая возможные переносы сроков ввода, фактическое новое предложение не превысит 167 тыс. кв. м, что все равно окажется больше результатов 2022 г. на 75%. Если в текущем году, в основном, готовятся к вводу объекты «районного» и «окружного» форматов, в 2025 году рынок ждет появления в новом строительстве «суперрегиональных» проектов. В ближайшие три года заявлен ввод трех крупноформатных объектов (ТЦ «Селигерская», МФК «Олимпийский», ТЦ в составе ТПУ «Нагатинская»). Однако сейчас мы наблюдаем активное развитие российский сетей, и этого объема также может быть недостаточно для реализации всех планов ритейлеров по расширению.
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «В ближайшие несколько лет мы будем наблюдать ограниченный ввод новых проектов, так как при текущей ключевой ставке усложняется финансирование девелоперских проектов и инвестиции в новые торговые объекты становятся менее привлекательными. В отличие от других коммерческих сегментов (офисы и склады) торговые центры реализуются только в аренду, поэтому стимулом для восстановления девелопмента может стать только рост арендной ставки. В свою очередь это зависит от роста экономики, на который мы не влияем, и от реальных результатов работы управляющей компании в том или ином объекте. Текущие масштабные планы российского ритейла по экспансии в условиях дефицита качественных площадей могут стать стимулом для девелоперов для принятия решения о старте новых проектов, однако в текущей экономической ситуации необходимым условием для нового девелопмента является подтвержденная со стороны арендаторов увеличенная ставка аренды площадей».
Активное развитие российских сетей, как в части количества магазинов и форматов, так и в плане сервиса, выход на рынок новых международных игроков приводят к снижению вакансии и росту посещаемости проектов. По итогам второго квартала 2024 года, уровень вакантности в торговых центрах Москвы уменьшился на 0,4 п.п. – до 7,2% (с учетом сделки аренды «Мегамаркетом» площадей IKEA в ТРЦ «МЕГА»). По сравнению с концом 2022 года, доля свободных площадей сократилась примерно в два раза.
«Постепенное снижение уровня вакантности в последние два года связаны с масштабными планами развития российских ритейлеров на фоне низкого ввода торговых площадей в 2022-2023 годах. Большое влияние на объем вакантных помещений оказала реализация во втором квартале крупнейших свободных лотов в ТРЦ «МЕГА», где ранее располагалась IKEA. Мы ожидаем, что по итогам 2024 года доля свободных помещений может достичь минимального значения за последние 9 лет и составить порядка 7%», − комментирует Анна Никандрова.