Офис для IT как площадка для экспериментов: особенности проектирования и дизайна интерьеров офисов для современных IT-гигантов

Мода на «офисы как у Google» окончательно завершилась вместе с уходом из России иностранных компаний. Сегодня для современных российских IT-гигантов большее значение приобретает функциональность и комфорт для сотрудников, вместо ярких, но неиспользуемых разнообразных деталей. Генеральный директор и партнер бюро Mors Architects Виталий Землянский рассказывает о том, почему сегодня офис для IT – не только элемент HR-бренда, но и пространство для экспериментов, а также о том, что помогает создать интерьер, который не потребуется менять с годами и какие тренды пришли на смену прежним тенденциям. 
1224
Изображение взято из источника: Mors Architects
Проблемы роста и танцующий офис

Российские IT-компании сейчас переживают своего рода Ренессанс и проходят фазу гиперроста: именно они остаются одними из наиболее активных арендаторов и покупателей офисов уже второй год подряд. Этот фактор серьезно повлиял и на подход компаний к проектированию своих рабочих пространств. Одни предпочитают забирать под штаб-квартиру целые здания и проектируют крупные офисы с перспективой роста на десятилетие вперед. Другая же категория, наиболее многочисленная, арендует или покупает новые площади по мере необходимости. Начиная работу с техническим заданием IT-компании, мы чаще всего встречаем формулировку «Обеспечить возможность тиражирования дизайн-решений на последующие площади с возможностью кастомизации под определенные команды». Иными словами, архитекторам необходимо предусмотреть такие дизайн-решения, которые в будущем можно будет как шаблон использовать в других помещениях. 

Это означает, что уже в момент строительства планируемого сейчас офиса на площади, к примеру, 2000-3000 кв.м, уже возникнет недостача 500-700 рабочих мест. Такие пространства мы называем «танцующий офис». Текущая потребность IT-бизнеса в быстром и легком масштабировании вносит свои коррективы в планировки, а от архитекторов требует смены подхода от персонализации пространства – к кастомизации. 


Офис как пространство вечной трансформации

В том числе поэтому интерьеры и планировку IT-офисов невозможно загнать в строгие рамки. Для успешного проекта необходимо увидеть площадку как поле для экспериментов, пространство, которое находится в постоянном движении. Создавая интерьер для IT-структуры крупного масштаба, мы должны понимать, что уже через полгода или год офис потребует донастройки в соответствии с изменившимися задачами, проектами или реалиями бизнеса. Поэтому закладывать возможность быстрой и легкой перепланировки для клиента – абсолютно обязательное условие хорошего проекта. Помещение офиса должно позволять гибко трансформировать зоны для командной работы, или создать новые уединенные переговорные комнаты. 

Исторически IT-компании и в России, и в мире, стремились создать для своих сотрудников наилучшие условия. Последние годы не стали исключением, но включать в один проект все современные тренды одновременно будет ошибкой. Для формирования комфортно офиса архитекторам и дизайнерам стоит обращать внимание на появляющиеся все новые и новые отделочные материалы, новых вендоров инженерного оборудования и российских производителей мебели, которые с каждым годом качественно растут в своей продукции. 


Источник: Mors Architects


Выход с удаленки и другие изменения

Существовавший некоторое время стереотип о том, что IT-специалисты работают в основном удаленно, а офис им нужен только для встреч с начальством, уходит в прошлое. Сейчас мы получаем запросы от IT-структур на создание офисов, которые будут достаточно привлекательными для деликатного вывода части сотрудников с удаленной работы на полноценный офисный рабочий день. Таким образом, рабочее пространство становится элементом HR-бренда. Чтобы реализовать эту концепцию, мы дополняем стандартные кабинеты и опен-спейсы элементами привычной среды для отдыха или уединенной работы. Такие deep rooms позволяют сотруднику комфортно адаптироваться и переключиться, почувствовать себя частью коллектива, но при этом сохранить комфортную уединенную обстановку для сосредоточенной работы. 

Количество переговорных комнат в проектах офисов для IT растет, но их размер сокращается. Наибольшую актуальность обретают мини-переговорные для онлайн встреч, как правило, на 2-4 человека. В среднем на офис в 2000-3000 кв.м приходится не менее 10 переговорных разных форматов, как открытые, так и закрытые. Их задача не только быть местами для совещаний, но и стать пространством для обучения. За счет мебели и трансформируемых перегородок мы можем легко менять интерьер и делать из комнаты лекционный зал. Еще одним решением для уединения становятся библиотеки в офисах. Вместо стандартных книжных полок в них появляются тихие места для прослушивания или чтения электронных книг. Такие зоны действительно привлекают сотрудников: например, не у всех есть возможность повышать квалификацию на вебинарах или получать дополнительное образование дома в комфортной обстановке. Офис же помогает сосредоточиться с помощью шумоизоляционных панелей и кабин, такая обстановка мотивирует сотрудников не только приходить на работу, но и проводить здесь больше времени. Достичь нужного уюта помогает также использование тактильных поверхностей, чередование гладких элементов в мебели и отделке с фактурными, приятными наощупь. 

Кабинеты руководителей или небольших департаментов утрачивают формальную функцию изоляции и становятся дополнительными переговорными комнатами. Особенно это изменение заметно в IT-компаниях, где руководители предпочитают создавать локальные пространства для неформальных брифингов внутри своих кабинетов, отдавая предпочтение креативному и гибкому подходу для решения стратегических задач. Для того, чтобы реализовать эту идею, мы проектируем более просторные кабинеты с переговорными зонами, где непосредственно место руководителя занимает минимальную площадь. Использовать такие пространства в отсутствии специалиста на рабочем месте можно свободно, а для хранения конфиденциальных документов существуют локеры и специализированные комнаты-архивы.


Развлечение и увлечения

Еще один устоявшийся стереотип о дизайне интерьеров офисов для IT-компаний – это некая атмосфера «вечного праздника», обилие неформальных пространств и яркий стиль а-ля Google. Но за последние 5-10 лет архитекторы и дизайнеры научились проектировать офисы интересными и креативными без ухода в атмосферу парка развлечений. Для IT-структур неформальные общественные зоны стали фактически частью ДНК, но создаваться они должны с вниманием к рабочим процессам. Их главная задача – не просто развлекать, но быть частью креативного процесса, объединения команды. Получая запрос на создание, например, бассейна в офисе, мы также можем превратить его не только в место для вечеринок, но и в элемент рабочего процесса, разместив по периметру незакрепленные места. 

Большим плюсом для реализации неформальных общественных зон является наличие эксплуатируемой кровли в офисе. Когда нам представляется возможность поработать с таким пространством, мы стремимся преобразовать его в творческую мастерскую, катализатор движения, место событий и знакомств. С помощью уличной мебели и озеленения кровлю можно использовать для образования, творческих мастер-классов, коллабораций. Востребованным решением становится размещение кофе-пойнта на кровле. 

Стать интересным и увлекательным может весь офис целиком. Например, для одного из наших последних проектов мы разработали концепцию «офиса-головоломки». Ценности компании и драйверы IT-команд направлены на развитие острого и быстрого мышления сотрудников. Для того, чтобы поддержать идею, мы предложили заказчику паттерны и объемные элементы в виде стилизованных интеллектуальных игр. Так само пространство для работы пробуждает азарт, помогает генерировать идеи и мыслить нестандартно, воспринимая даже дизайн интерьера как возможность решения интересной задачи. 


Источник: Mors Architects


Поле для экспериментов

Сейчас российские IT-гиганты все больше обретают свою идентичность, что выражается не только в корпоративной культуре и бизнес-подходах, но и в визуальном коде офисов. От попыток подражания западным структурам происходит разворот на 180 градусов для поиска своего уникального стиля. Обрести его помогают в том числе эксперименты со стилем и пространством. 

Среди интересных идей, которые мы предлагаем заказчикам, - возможность погрузить сотрудников с закрепленными рабочими станциями в окружение молодых, гибких и агрессивных стартапов, в среду профессионалов из разных сфер и с разным опытом. Для этого в крупной IT-структуре часть квадратных метров превращается в коворкинг и все стороны выигрывают. IT-стартапы получают место для креатива и взаимодействия, сотрудники крупной компании – нужную «встряску», энергию молодых и активных, возможность подумать за привычными рамками. 

Другая идея – создание в офисе небольшой площадки для экспериментов. В утвержденной планировке выделяется небольшое пространство, функционал и внешний вид которого постоянно меняется. Появление такого места поможет ответить на вопросы о том, как выглядит идеальная рабочая среда в эпоху цифровизации и как офисная архитектура может стать более устойчивой. 

Главное, что определяет качественный дизайн продуктивного офиса для IT – это то, насколько офисное пространство отвечает ценностям и задачам компании. От нескучного и яркого офиса российские IT-гиганты пришли к разумным, просторным пространствам, где выдерживается стиль, отсутствует визуальный шум и создана среда для людей. В будущем этот тренд будет становиться все более популярным, поскольку по мере роста структур будет расти и их потребность в новых качественных офисах, помогающих конкурировать за лучшие кадры на рынке. 


Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Качественные офисы в аренду заканчиваются

По итогам I полугодия 2024 года столичные офисы Prime и А-класса показали максимальное снижение вакансии в годовой динамике – на 14,3 и 6,4 п.п. соответственно, а доля свободных площадей А-класса в ЦДР достигла минимального значения в 1,2%.
04.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Спрос на офисы между ТТК и МКАД растет

Порядка 68% от общего объема новых сделок по продаже офисных помещений класса А за последние 5 месяцев 2024 года пришлось на бизнес-центры, расположенные в зоне между ТТК и МКАД. Еще четверть сделок сосредоточилась на бизнес-центрах в зоне между Центральным деловым районом (ЦДР) и ТТК и всего 6% - на бизнес-центрах за МКАД. Такие данные приводят пресс-службы компании CORE.XP и бизнес-центра Rublevo Business Park.
03.07
Источник: CRE
Точка зрения

Редевелопмент дорожает быстрее, чем новое строительство БЦ

За последние три года себестоимость редевелопмента БЦ класса В+ выросла почти на 70%. К такому выводу пришли эксперты компании West Wind Group, сравнив стоимость работ на своих объектах в разные годы. При этом стоимость строительства новых бизнес-центров также дорожает, но примерно на 40% медленнее.
21.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre