Офис для IT как площадка для экспериментов: особенности проектирования и дизайна интерьеров офисов для современных IT-гигантов

Мода на «офисы как у Google» окончательно завершилась вместе с уходом из России иностранных компаний. Сегодня для современных российских IT-гигантов большее значение приобретает функциональность и комфорт для сотрудников, вместо ярких, но неиспользуемых разнообразных деталей. Генеральный директор и партнер бюро Mors Architects Виталий Землянский рассказывает о том, почему сегодня офис для IT – не только элемент HR-бренда, но и пространство для экспериментов, а также о том, что помогает создать интерьер, который не потребуется менять с годами и какие тренды пришли на смену прежним тенденциям. 
1780
Изображение взято из источника: Mors Architects
Проблемы роста и танцующий офис

Российские IT-компании сейчас переживают своего рода Ренессанс и проходят фазу гиперроста: именно они остаются одними из наиболее активных арендаторов и покупателей офисов уже второй год подряд. Этот фактор серьезно повлиял и на подход компаний к проектированию своих рабочих пространств. Одни предпочитают забирать под штаб-квартиру целые здания и проектируют крупные офисы с перспективой роста на десятилетие вперед. Другая же категория, наиболее многочисленная, арендует или покупает новые площади по мере необходимости. Начиная работу с техническим заданием IT-компании, мы чаще всего встречаем формулировку «Обеспечить возможность тиражирования дизайн-решений на последующие площади с возможностью кастомизации под определенные команды». Иными словами, архитекторам необходимо предусмотреть такие дизайн-решения, которые в будущем можно будет как шаблон использовать в других помещениях. 

Это означает, что уже в момент строительства планируемого сейчас офиса на площади, к примеру, 2000-3000 кв.м, уже возникнет недостача 500-700 рабочих мест. Такие пространства мы называем «танцующий офис». Текущая потребность IT-бизнеса в быстром и легком масштабировании вносит свои коррективы в планировки, а от архитекторов требует смены подхода от персонализации пространства – к кастомизации. 


Офис как пространство вечной трансформации

В том числе поэтому интерьеры и планировку IT-офисов невозможно загнать в строгие рамки. Для успешного проекта необходимо увидеть площадку как поле для экспериментов, пространство, которое находится в постоянном движении. Создавая интерьер для IT-структуры крупного масштаба, мы должны понимать, что уже через полгода или год офис потребует донастройки в соответствии с изменившимися задачами, проектами или реалиями бизнеса. Поэтому закладывать возможность быстрой и легкой перепланировки для клиента – абсолютно обязательное условие хорошего проекта. Помещение офиса должно позволять гибко трансформировать зоны для командной работы, или создать новые уединенные переговорные комнаты. 

Исторически IT-компании и в России, и в мире, стремились создать для своих сотрудников наилучшие условия. Последние годы не стали исключением, но включать в один проект все современные тренды одновременно будет ошибкой. Для формирования комфортно офиса архитекторам и дизайнерам стоит обращать внимание на появляющиеся все новые и новые отделочные материалы, новых вендоров инженерного оборудования и российских производителей мебели, которые с каждым годом качественно растут в своей продукции. 


Источник: Mors Architects


Выход с удаленки и другие изменения

Существовавший некоторое время стереотип о том, что IT-специалисты работают в основном удаленно, а офис им нужен только для встреч с начальством, уходит в прошлое. Сейчас мы получаем запросы от IT-структур на создание офисов, которые будут достаточно привлекательными для деликатного вывода части сотрудников с удаленной работы на полноценный офисный рабочий день. Таким образом, рабочее пространство становится элементом HR-бренда. Чтобы реализовать эту концепцию, мы дополняем стандартные кабинеты и опен-спейсы элементами привычной среды для отдыха или уединенной работы. Такие deep rooms позволяют сотруднику комфортно адаптироваться и переключиться, почувствовать себя частью коллектива, но при этом сохранить комфортную уединенную обстановку для сосредоточенной работы. 

Количество переговорных комнат в проектах офисов для IT растет, но их размер сокращается. Наибольшую актуальность обретают мини-переговорные для онлайн встреч, как правило, на 2-4 человека. В среднем на офис в 2000-3000 кв.м приходится не менее 10 переговорных разных форматов, как открытые, так и закрытые. Их задача не только быть местами для совещаний, но и стать пространством для обучения. За счет мебели и трансформируемых перегородок мы можем легко менять интерьер и делать из комнаты лекционный зал. Еще одним решением для уединения становятся библиотеки в офисах. Вместо стандартных книжных полок в них появляются тихие места для прослушивания или чтения электронных книг. Такие зоны действительно привлекают сотрудников: например, не у всех есть возможность повышать квалификацию на вебинарах или получать дополнительное образование дома в комфортной обстановке. Офис же помогает сосредоточиться с помощью шумоизоляционных панелей и кабин, такая обстановка мотивирует сотрудников не только приходить на работу, но и проводить здесь больше времени. Достичь нужного уюта помогает также использование тактильных поверхностей, чередование гладких элементов в мебели и отделке с фактурными, приятными наощупь. 

Кабинеты руководителей или небольших департаментов утрачивают формальную функцию изоляции и становятся дополнительными переговорными комнатами. Особенно это изменение заметно в IT-компаниях, где руководители предпочитают создавать локальные пространства для неформальных брифингов внутри своих кабинетов, отдавая предпочтение креативному и гибкому подходу для решения стратегических задач. Для того, чтобы реализовать эту идею, мы проектируем более просторные кабинеты с переговорными зонами, где непосредственно место руководителя занимает минимальную площадь. Использовать такие пространства в отсутствии специалиста на рабочем месте можно свободно, а для хранения конфиденциальных документов существуют локеры и специализированные комнаты-архивы.


Развлечение и увлечения

Еще один устоявшийся стереотип о дизайне интерьеров офисов для IT-компаний – это некая атмосфера «вечного праздника», обилие неформальных пространств и яркий стиль а-ля Google. Но за последние 5-10 лет архитекторы и дизайнеры научились проектировать офисы интересными и креативными без ухода в атмосферу парка развлечений. Для IT-структур неформальные общественные зоны стали фактически частью ДНК, но создаваться они должны с вниманием к рабочим процессам. Их главная задача – не просто развлекать, но быть частью креативного процесса, объединения команды. Получая запрос на создание, например, бассейна в офисе, мы также можем превратить его не только в место для вечеринок, но и в элемент рабочего процесса, разместив по периметру незакрепленные места. 

Большим плюсом для реализации неформальных общественных зон является наличие эксплуатируемой кровли в офисе. Когда нам представляется возможность поработать с таким пространством, мы стремимся преобразовать его в творческую мастерскую, катализатор движения, место событий и знакомств. С помощью уличной мебели и озеленения кровлю можно использовать для образования, творческих мастер-классов, коллабораций. Востребованным решением становится размещение кофе-пойнта на кровле. 

Стать интересным и увлекательным может весь офис целиком. Например, для одного из наших последних проектов мы разработали концепцию «офиса-головоломки». Ценности компании и драйверы IT-команд направлены на развитие острого и быстрого мышления сотрудников. Для того, чтобы поддержать идею, мы предложили заказчику паттерны и объемные элементы в виде стилизованных интеллектуальных игр. Так само пространство для работы пробуждает азарт, помогает генерировать идеи и мыслить нестандартно, воспринимая даже дизайн интерьера как возможность решения интересной задачи. 


Источник: Mors Architects


Поле для экспериментов

Сейчас российские IT-гиганты все больше обретают свою идентичность, что выражается не только в корпоративной культуре и бизнес-подходах, но и в визуальном коде офисов. От попыток подражания западным структурам происходит разворот на 180 градусов для поиска своего уникального стиля. Обрести его помогают в том числе эксперименты со стилем и пространством. 

Среди интересных идей, которые мы предлагаем заказчикам, - возможность погрузить сотрудников с закрепленными рабочими станциями в окружение молодых, гибких и агрессивных стартапов, в среду профессионалов из разных сфер и с разным опытом. Для этого в крупной IT-структуре часть квадратных метров превращается в коворкинг и все стороны выигрывают. IT-стартапы получают место для креатива и взаимодействия, сотрудники крупной компании – нужную «встряску», энергию молодых и активных, возможность подумать за привычными рамками. 

Другая идея – создание в офисе небольшой площадки для экспериментов. В утвержденной планировке выделяется небольшое пространство, функционал и внешний вид которого постоянно меняется. Появление такого места поможет ответить на вопросы о том, как выглядит идеальная рабочая среда в эпоху цифровизации и как офисная архитектура может стать более устойчивой. 

Главное, что определяет качественный дизайн продуктивного офиса для IT – это то, насколько офисное пространство отвечает ценностям и задачам компании. От нескучного и яркого офиса российские IT-гиганты пришли к разумным, просторным пространствам, где выдерживается стиль, отсутствует визуальный шум и создана среда для людей. В будущем этот тренд будет становиться все более популярным, поскольку по мере роста структур будет расти и их потребность в новых качественных офисах, помогающих конкурировать за лучшие кадры на рынке. 


Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Качественные офисы в аренду заканчиваются

По итогам I полугодия 2024 года столичные офисы Prime и А-класса показали максимальное снижение вакансии в годовой динамике – на 14,3 и 6,4 п.п. соответственно, а доля свободных площадей А-класса в ЦДР достигла минимального значения в 1,2%.
04.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Спрос на офисы между ТТК и МКАД растет

Порядка 68% от общего объема новых сделок по продаже офисных помещений класса А за последние 5 месяцев 2024 года пришлось на бизнес-центры, расположенные в зоне между ТТК и МКАД. Еще четверть сделок сосредоточилась на бизнес-центрах в зоне между Центральным деловым районом (ЦДР) и ТТК и всего 6% - на бизнес-центрах за МКАД. Такие данные приводят пресс-службы компании CORE.XP и бизнес-центра Rublevo Business Park.
03.07
Источник: CRE
Точка зрения

Редевелопмент дорожает быстрее, чем новое строительство БЦ

За последние три года себестоимость редевелопмента БЦ класса В+ выросла почти на 70%. К такому выводу пришли эксперты компании West Wind Group, сравнив стоимость работ на своих объектах в разные годы. При этом стоимость строительства новых бизнес-центров также дорожает, но примерно на 40% медленнее.
21.06

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 июня)

Uniqlo популярнее Zara и Nike, Минстрой фиксирует рост качества городской среды, X5 Group строит новый склад под Калугой, «Фасадные Решения» займутся строительством отелей и light industrial, а Vasilchuki запускают девять новых концепций. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке.
15.06
Источник: CRE
Сделка

Mars выбрала логопарк у Level Group

Американская корпорация арендовала более 40 000 кв. м складских площадей в логопарке «Level Box Терехово», который планируется ввести в 2026 году.
16.06
Источник: Пресс-служба ГК «Самолет»
Проект

«Самолет» займется водным туризмом

Марина на 150 яхт появится в Тверской области в рамках курорта от компании «Самолет».
 
16.06
Источник: Интерфакс
События

Газпром продал активы на 20 млрд

За 2024 год «Газпром» продал недвижимость на сумму около 20 млрд рублей, включая ключевые объекты в Москве и Подмосковье.
17.06
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

CORE.XP приступила к управлению эксплуатацией БЦ «Арена»

Площадь 24-этажного бизнес-центра в составе «ВТБ Арена Парк» составляет более 37 000 кв. м. Управляющая компания возьмет на себя обслуживание инженерных систем, обеспечение безопасности и проведение комплексной уборки помещений и прилегающей территории.
17.06
Источник: «Хочу Пури»
Открытие

«Хочу Пури» откроется в ТРЦ «Жемчужная Плаза»

Ресторан площадью 400 кв. м станет третьей точкой, открытой по франшизе в Петербурге.
17.06
Источник: CRE
Законодательство

К весне 2026 года придется менять все вывески

Госдума приняла в третьем чтении закон о защите русского языка, согласно которому все вывески, указатели и информационные таблички должны быть написаны кириллицей.  
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre