Хедж в гостеприимство

Начало 2024 г. было отмечено крупными движениями на российском фондовом рынке. Как отмечают на Мосбирже, это связано с возвращением в РФ крупного частного капитала. Одним из направлений для инвестиций возвратного капитала стали покупка и строительство объектов, связанных с туризмом. Богатые инвесторы обнаружили, что людям их класса не хватает существующего уровня комфорта. Как будет выглядеть российский туризм в ближайшие годы – что именно, где и почему строят живущие в России деньги - расскажет основатель АРХИWOOD Александр Львовский.
722
Изображение взято из источника: CRE
Почему туризм

По данным Henley & Partners, в России сейчас 409 человек имеют капитал свыше 100 млн дол., 43 человека относятся к долларовым миллиардерам, число россиян с ликвидными активами свыше 1 млн дол. составляет сегодня около 450 000, а россиян с активами свыше 30 млн дол. — около 6 300. Привыкшие хеджировать риски за рубежом, состоятельные россияне в связи с изменениями в геополитической обстановке вынуждены искать альтернативы в России. Одним из направлений, получивших наибольший приток частных инвестиций, после фондового рынка стала индустрия гостеприимства. Частные инвесторы вкладываются в строительство гостиничных комплексов, инфраструктуру и др. объекты туристической отрасли.

Вот уже несколько лет количество проектов растет – в 2023 г. проекты строительства или развития туробъектов привлекли около 30 млрд руб., а с начала 2024 г. темпы роста значительно увеличились. В ближайшие годы частные инвестиции в туристическую отрасль, по оценке Ассоциации туроператоров (АТОР), могут достигнуть 400 млрд руб., а по оценке Минэкономразвития - 700 млрд руб.

До недавнего времени крупные инвестиции в туротрасль осуществлялись либо самим государством, либо при его поддержке. Проблема заключалась в том, что в секторе гостеприимства не бывает сверхвысокой прибыльности, на которую можно рассчитывать в др. сферах и индустриях. Вложения окупаются медленно, но, несмотря на это, сегодня в туризм вкладываются все активнее. Связано это, скорее всего, с двумя фундаментальными факторами: во-первых, богатые россияне поняли, что санкционные ограничения и риски за рубежом затянутся надолго; во-вторых, инвестиции в строительство и покупку земельных участков дают надежду на то, что даже если туристический бизнес не задастся, актив не обесценится окончательно, и стоимость недвижимости частично позволит нивелировать влияние инфляции. Кроме того, рост популярности внутреннего туризма после пандемии и ввода санкционных ограничений также велик.

Инвестиции со спецификой

Санатории, дома отдыха, отели и базы активно строятся и реставрируются сегодня не только в Московской и Ленинградской областях, но и в других регионах - появляются проекты в Ставрополье, Бурятии, на Алтае, в Калининградской области. Для туризма и активного отдыха здесь создаются специализированные центры, заведения, элементы инфраструктуры. При этом важно отметить специфику этих проектов – богатые люди вкладываются в туризм для др. богатых людей, которые по тем же причинам теперь чаще отдыхают в РФ. Специфическая целевая аудитория будущих проектов влияет и на их идейно-эстетическую форму.

Ставку делают на экологичность, модный, необычный дизайн и бутиковость. Все чаще инвесторы выбирают натуральное дерево и камень как основные строительные материалы, а в плане архитектуры ориентируются на лучшие зарубежные образцы и местную, в зависимости от региона РФ, традицию зодчества. Часть этих проектов получает больше внимания, чем другие, но все примеры указывают на специфический тренд и наглядно демонстрируют, какие объекты и для какой целевой аудитории создаются.

Ресторан «Рыба на даче» — одно из самых больших общественных зданий в Европе, построенных из дерева. Он расположен в курортном районе Санкт-Петербурга, в Сестрорецке, в живописной излучине реки Сестры. Построенный из клееного бруса, объект является образцом синтеза материалов, сочетания традиций и новых технологий. Партнером компании «Росса Ракенне СПб» (бренды HONKA и АРХИWOOD) по управлению заведением выступает ресторанный холдинг Probka family.

На «Белокурихе горной» создают огромный туристический комплекс и горнолыжный кластер. Инвестор, компания «Гранд-Крио Алтай», может вложить в реализацию проекта по меньшей мере 500 млн руб. На территории комплекса появятся отели, санатории, радонопровод, бассейны, рестораны, развлекательные, спортивные центры и многое др.

Компания «Парк «Три вулкана»», созданная структурами Владимира Потанина и Сергея Бачина, также подписала соглашение о создании курорта на Камчатке с общим объемом инвестиций 39,2 млрд руб. При этом общая площадь бутик-отеля и спа-комплекса должна составить 3 195 кв. м, а отель будет рассчитан всего на 20 гостей, для которых предусмотрены 10 номеров. Отель и спа-комплекс будут оборудованы интеллектуальными инженерными системами, а при строительстве используют только натуральные материалы, в том числе древесину. На берегах озера Байкал создается туристический комплекс «Молодость.Байкал», на территории которого также будет построен бутик-отель: 20 индивидуальных модульных домов из экологических материалов.

В похожие проекты сейчас включаются корпоративные и институциональные инвесторы вроде ВТБ, МТС, Сбера. Так, АФК «Система» и Сбер развивают сразу несколько подобных проектов: отельный комплекс на горнолыжном курорте Шерегеш стоимостью 1,2 млрд руб., туристические объекты премиум-класса на Камчатке, в СЭЗ «Бирюзовая Катунь» и СЭЗ на Байкале. Кстати, многие из этих проектов в том или ином виде были запланированы давно, но только в текущей экономической ситуации решили начать инвестировать в реальное строительство. Но несмотря на всю классовую специфику проектов, круг инвесторов и потенциальных клиентов, тренд этот - по-настоящему важный и может серьезно повлиять на всю отрасль.

Тренд в массы

Во-первых, в рамках описанного тренда, при наличии значительного, по обычным меркам, количества инвесторов, появляются новые возможности для строительных компаний и архитектурных бюро. Для реализации таких проектов требуются и дорогостоящие материалы, и неординарный подход. Все это образует хорошую альтернативу на сбавляющем обороты рынке массового строительства.

Во-вторых, появляется возможность для развития массового туризма. Крупные инвесторы создают не только отели, но и инфраструктуру, вокруг которой могут развивать свои менее премиальные проекты др. инвесторы. При этом данные места - зачастую удаленные, и освоить их с меньшим бюджетом было бы невозможно или очень сложно: это и прокладка дорог и коммуникаций, канатных дорог, освоение целых курортных зон и создание центров притяжения. Крупные инвесторы готовы вкладываться и в красоту, не генерирующую прибыль. Одним из примеров таких проектов можно назвать планирующееся к строительству здание новой церкви в Териберке. Основными материалами храма станут дерево и стекло. Большая площадь остекления позволит наполнить храм светом и создаст открытое, проницаемое со всех сторон пространство, с которого можно будет наблюдать северное сияние.

Чаще всего инвестиции в туризм дают не только полную географическую свободу, но и возможность выбора типов объектов и архитектурных направлений. Туристическая недвижимость строится сейчас даже на самых отдаленных территориях нашей страны. Вернувшийся капитал и растущий спрос создают благоприятные условия для развития бизнеса в сфере внутреннего туризма, что также позволяет продвигать экологическое строительство и поддержать новые, но основанные на традициях архитектурные решения.


иГРОКИ РЫНКА

АРХИWOOD

Львовский Александр

Архитектура

АРХИWOOD

Материалы по теме

Источник: WINEPARK by Mriya Resort
Точка зрения

Хороший год: почему винный туризм в России обречен на успех

В сентябре традиционно стартует заключительный период отпускного сезона и в этом году туристическая отрасль демонстрирует небывалый рост в нашей стране. Показатели загрузки уже функционирующих гостиничных, рекреационных и гастрономических объектов постепенно растут, а новые проекты анонсируются и строятся с небывалой скоростью. При всем разнообразии видов отдыха одной из сфер, вырывавшихся вперед в данном контексте стал этнологический туризм. В ближайшее время наша страна имеет все шансы занять одно из лидирующих мест на данном направлении и начать задавать собственные тренды. О предпосылках и перспективах роста винного туризма рассуждает Анастасия Абашева, руководитель интерьерного отдела бюро T+T Architects.
01.09
Источник: CMWP
Точка зрения

CMWP: Инвестиционный потенциал сферы туризма в России составляет 2,45 трлн рублей

Аналитики оценивают инвестиционный потенциал туристской отрасли России до 2030 года в 2,45 трлн рублей. Среднее значение доходности в расчете на номер по стране составляет 984 рубля, по данным Росстата за 2021 год.
19.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Ленинградская область – майский лидер по туризму

В этом году на майские праздники особым спросом у россиян пользовались Ленинградская и Московская области. Аналитики BestDoctor ожидают роста спроса среди туристов на города «Золотого Кольца России».
31.05

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02
Источник: Coldy
Проект

Coldy может построить 320 тыс. кв. м на Дмитровской

Компания выкупает у Сбербанка 5,6 га под деловым кварталом Mirland Plaza. Если эта территория войдет в программу КРТ, девелопер сможет реализовать там крупный комплекс с жильем и офисами.
17.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre