Хедж в гостеприимство

Начало 2024 г. было отмечено крупными движениями на российском фондовом рынке. Как отмечают на Мосбирже, это связано с возвращением в РФ крупного частного капитала. Одним из направлений для инвестиций возвратного капитала стали покупка и строительство объектов, связанных с туризмом. Богатые инвесторы обнаружили, что людям их класса не хватает существующего уровня комфорта. Как будет выглядеть российский туризм в ближайшие годы – что именно, где и почему строят живущие в России деньги - расскажет основатель АРХИWOOD Александр Львовский.
612
Изображение взято из источника: CRE
Почему туризм

По данным Henley & Partners, в России сейчас 409 человек имеют капитал свыше 100 млн дол., 43 человека относятся к долларовым миллиардерам, число россиян с ликвидными активами свыше 1 млн дол. составляет сегодня около 450 000, а россиян с активами свыше 30 млн дол. — около 6 300. Привыкшие хеджировать риски за рубежом, состоятельные россияне в связи с изменениями в геополитической обстановке вынуждены искать альтернативы в России. Одним из направлений, получивших наибольший приток частных инвестиций, после фондового рынка стала индустрия гостеприимства. Частные инвесторы вкладываются в строительство гостиничных комплексов, инфраструктуру и др. объекты туристической отрасли.

Вот уже несколько лет количество проектов растет – в 2023 г. проекты строительства или развития туробъектов привлекли около 30 млрд руб., а с начала 2024 г. темпы роста значительно увеличились. В ближайшие годы частные инвестиции в туристическую отрасль, по оценке Ассоциации туроператоров (АТОР), могут достигнуть 400 млрд руб., а по оценке Минэкономразвития - 700 млрд руб.

До недавнего времени крупные инвестиции в туротрасль осуществлялись либо самим государством, либо при его поддержке. Проблема заключалась в том, что в секторе гостеприимства не бывает сверхвысокой прибыльности, на которую можно рассчитывать в др. сферах и индустриях. Вложения окупаются медленно, но, несмотря на это, сегодня в туризм вкладываются все активнее. Связано это, скорее всего, с двумя фундаментальными факторами: во-первых, богатые россияне поняли, что санкционные ограничения и риски за рубежом затянутся надолго; во-вторых, инвестиции в строительство и покупку земельных участков дают надежду на то, что даже если туристический бизнес не задастся, актив не обесценится окончательно, и стоимость недвижимости частично позволит нивелировать влияние инфляции. Кроме того, рост популярности внутреннего туризма после пандемии и ввода санкционных ограничений также велик.

Инвестиции со спецификой

Санатории, дома отдыха, отели и базы активно строятся и реставрируются сегодня не только в Московской и Ленинградской областях, но и в других регионах - появляются проекты в Ставрополье, Бурятии, на Алтае, в Калининградской области. Для туризма и активного отдыха здесь создаются специализированные центры, заведения, элементы инфраструктуры. При этом важно отметить специфику этих проектов – богатые люди вкладываются в туризм для др. богатых людей, которые по тем же причинам теперь чаще отдыхают в РФ. Специфическая целевая аудитория будущих проектов влияет и на их идейно-эстетическую форму.

Ставку делают на экологичность, модный, необычный дизайн и бутиковость. Все чаще инвесторы выбирают натуральное дерево и камень как основные строительные материалы, а в плане архитектуры ориентируются на лучшие зарубежные образцы и местную, в зависимости от региона РФ, традицию зодчества. Часть этих проектов получает больше внимания, чем другие, но все примеры указывают на специфический тренд и наглядно демонстрируют, какие объекты и для какой целевой аудитории создаются.

Ресторан «Рыба на даче» — одно из самых больших общественных зданий в Европе, построенных из дерева. Он расположен в курортном районе Санкт-Петербурга, в Сестрорецке, в живописной излучине реки Сестры. Построенный из клееного бруса, объект является образцом синтеза материалов, сочетания традиций и новых технологий. Партнером компании «Росса Ракенне СПб» (бренды HONKA и АРХИWOOD) по управлению заведением выступает ресторанный холдинг Probka family.

На «Белокурихе горной» создают огромный туристический комплекс и горнолыжный кластер. Инвестор, компания «Гранд-Крио Алтай», может вложить в реализацию проекта по меньшей мере 500 млн руб. На территории комплекса появятся отели, санатории, радонопровод, бассейны, рестораны, развлекательные, спортивные центры и многое др.

Компания «Парк «Три вулкана»», созданная структурами Владимира Потанина и Сергея Бачина, также подписала соглашение о создании курорта на Камчатке с общим объемом инвестиций 39,2 млрд руб. При этом общая площадь бутик-отеля и спа-комплекса должна составить 3 195 кв. м, а отель будет рассчитан всего на 20 гостей, для которых предусмотрены 10 номеров. Отель и спа-комплекс будут оборудованы интеллектуальными инженерными системами, а при строительстве используют только натуральные материалы, в том числе древесину. На берегах озера Байкал создается туристический комплекс «Молодость.Байкал», на территории которого также будет построен бутик-отель: 20 индивидуальных модульных домов из экологических материалов.

В похожие проекты сейчас включаются корпоративные и институциональные инвесторы вроде ВТБ, МТС, Сбера. Так, АФК «Система» и Сбер развивают сразу несколько подобных проектов: отельный комплекс на горнолыжном курорте Шерегеш стоимостью 1,2 млрд руб., туристические объекты премиум-класса на Камчатке, в СЭЗ «Бирюзовая Катунь» и СЭЗ на Байкале. Кстати, многие из этих проектов в том или ином виде были запланированы давно, но только в текущей экономической ситуации решили начать инвестировать в реальное строительство. Но несмотря на всю классовую специфику проектов, круг инвесторов и потенциальных клиентов, тренд этот - по-настоящему важный и может серьезно повлиять на всю отрасль.

Тренд в массы

Во-первых, в рамках описанного тренда, при наличии значительного, по обычным меркам, количества инвесторов, появляются новые возможности для строительных компаний и архитектурных бюро. Для реализации таких проектов требуются и дорогостоящие материалы, и неординарный подход. Все это образует хорошую альтернативу на сбавляющем обороты рынке массового строительства.

Во-вторых, появляется возможность для развития массового туризма. Крупные инвесторы создают не только отели, но и инфраструктуру, вокруг которой могут развивать свои менее премиальные проекты др. инвесторы. При этом данные места - зачастую удаленные, и освоить их с меньшим бюджетом было бы невозможно или очень сложно: это и прокладка дорог и коммуникаций, канатных дорог, освоение целых курортных зон и создание центров притяжения. Крупные инвесторы готовы вкладываться и в красоту, не генерирующую прибыль. Одним из примеров таких проектов можно назвать планирующееся к строительству здание новой церкви в Териберке. Основными материалами храма станут дерево и стекло. Большая площадь остекления позволит наполнить храм светом и создаст открытое, проницаемое со всех сторон пространство, с которого можно будет наблюдать северное сияние.

Чаще всего инвестиции в туризм дают не только полную географическую свободу, но и возможность выбора типов объектов и архитектурных направлений. Туристическая недвижимость строится сейчас даже на самых отдаленных территориях нашей страны. Вернувшийся капитал и растущий спрос создают благоприятные условия для развития бизнеса в сфере внутреннего туризма, что также позволяет продвигать экологическое строительство и поддержать новые, но основанные на традициях архитектурные решения.


Материалы по теме

Источник: WINEPARK by Mriya Resort
Точка зрения

Хороший год: почему винный туризм в России обречен на успех

В сентябре традиционно стартует заключительный период отпускного сезона и в этом году туристическая отрасль демонстрирует небывалый рост в нашей стране. Показатели загрузки уже функционирующих гостиничных, рекреационных и гастрономических объектов постепенно растут, а новые проекты анонсируются и строятся с небывалой скоростью. При всем разнообразии видов отдыха одной из сфер, вырывавшихся вперед в данном контексте стал этнологический туризм. В ближайшее время наша страна имеет все шансы занять одно из лидирующих мест на данном направлении и начать задавать собственные тренды. О предпосылках и перспективах роста винного туризма рассуждает Анастасия Абашева, руководитель интерьерного отдела бюро T+T Architects.
01.09
Источник: CMWP
Точка зрения

CMWP: Инвестиционный потенциал сферы туризма в России составляет 2,45 трлн рублей

Аналитики оценивают инвестиционный потенциал туристской отрасли России до 2030 года в 2,45 трлн рублей. Среднее значение доходности в расчете на номер по стране составляет 984 рубля, по данным Росстата за 2021 год.
19.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Ленинградская область – майский лидер по туризму

В этом году на майские праздники особым спросом у россиян пользовались Ленинградская и Московская области. Аналитики BestDoctor ожидают роста спроса среди туристов на города «Золотого Кольца России».
31.05

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: CORE.XP
Открытие

В Одинцове открылся ТРЦ «Одипарк»

К моменту открытия эксклюзивный проект CORE.XP заполнен по договорам более чем на 85%. 
25.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Небо в сеточку: «каменная розница» может переиграть онлайн уже к концу 2025-го

E-commerce продолжает сокращать доходность классической розницы, корректировать покупательское поведение и забирать любые доступные складские лоты, особенно в регионах. Однако в связи с изменением инвестиционных моделей маркетплейсов и других агрегаторов, в которые нельзя бесконечно заливать триллионы рублей, ростом себестоимости логистики, инфляцией и растущим запросом на качество клиентского опыта, стагнация, а затем – спад могут начаться в электронной торговле уже к концу 2025-го. Сейчас онлайн-ритейл не считает нужным обращать внимание на сервис, конкурируя преимущественно «бесконечной полкой» и ценой, и «каменной рознице», казалось бы, остаётся лишь воспользоваться ситуацией, развернув потребительскую модель в свою сторону, и сместив позиционирование любых покупок через «живых» продавцов в «настоящих» магазинах в более высококлассный сегмент.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
22.10
Источник: ishtanskoe-r69.gosweb.gosuslugi.ru
Игроки рынка

Сибирь получит «Практику»

Компания «Практика» выходит за пределы Свердловской области.
 
25.10
Источник: CRE
Сделка

РЖД закрыла крупнейшую офисную сделку

Госкомпания купила 350 тыс. кв. м в башне Moscow Towers. Сумма сделки могла составить более 160 млрд рублей. Одним из консультантов выступила компания CORE.XP.
25.10
Источник: CRE
Проект

Legenda построит себе штаб-квартиру в Петербурге

На участке площадью 0,7 га в Петроградском районе согласовано строительство бизнес-центра класса А площадью 31,1 тыс. кв. м.
21.10
Источник: unecon.ru
Сделка

Сбер купил логопарк

Структура Сбербанка приобрела бывший логопарк «Пивдома» в Подмосковье.
 
 
24.10
Источник: CRE
Аукцион

В Ярославской области продают два отеля Azimut

На электронной площадке ЭТП РАД–Lot-online выставлены на торги пятиэтажный гостиничный комплекс на 47 номеров общей площадью 7 332 кв.м в Угличе и пятиэтажное здание площадью 6 194,4 кв.м в Ростове.
21.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre