Хедж в гостеприимство

Начало 2024 г. было отмечено крупными движениями на российском фондовом рынке. Как отмечают на Мосбирже, это связано с возвращением в РФ крупного частного капитала. Одним из направлений для инвестиций возвратного капитала стали покупка и строительство объектов, связанных с туризмом. Богатые инвесторы обнаружили, что людям их класса не хватает существующего уровня комфорта. Как будет выглядеть российский туризм в ближайшие годы – что именно, где и почему строят живущие в России деньги - расскажет основатель АРХИWOOD Александр Львовский.
766
Изображение взято из источника: CRE
Почему туризм

По данным Henley & Partners, в России сейчас 409 человек имеют капитал свыше 100 млн дол., 43 человека относятся к долларовым миллиардерам, число россиян с ликвидными активами свыше 1 млн дол. составляет сегодня около 450 000, а россиян с активами свыше 30 млн дол. — около 6 300. Привыкшие хеджировать риски за рубежом, состоятельные россияне в связи с изменениями в геополитической обстановке вынуждены искать альтернативы в России. Одним из направлений, получивших наибольший приток частных инвестиций, после фондового рынка стала индустрия гостеприимства. Частные инвесторы вкладываются в строительство гостиничных комплексов, инфраструктуру и др. объекты туристической отрасли.

Вот уже несколько лет количество проектов растет – в 2023 г. проекты строительства или развития туробъектов привлекли около 30 млрд руб., а с начала 2024 г. темпы роста значительно увеличились. В ближайшие годы частные инвестиции в туристическую отрасль, по оценке Ассоциации туроператоров (АТОР), могут достигнуть 400 млрд руб., а по оценке Минэкономразвития - 700 млрд руб.

До недавнего времени крупные инвестиции в туротрасль осуществлялись либо самим государством, либо при его поддержке. Проблема заключалась в том, что в секторе гостеприимства не бывает сверхвысокой прибыльности, на которую можно рассчитывать в др. сферах и индустриях. Вложения окупаются медленно, но, несмотря на это, сегодня в туризм вкладываются все активнее. Связано это, скорее всего, с двумя фундаментальными факторами: во-первых, богатые россияне поняли, что санкционные ограничения и риски за рубежом затянутся надолго; во-вторых, инвестиции в строительство и покупку земельных участков дают надежду на то, что даже если туристический бизнес не задастся, актив не обесценится окончательно, и стоимость недвижимости частично позволит нивелировать влияние инфляции. Кроме того, рост популярности внутреннего туризма после пандемии и ввода санкционных ограничений также велик.

Инвестиции со спецификой

Санатории, дома отдыха, отели и базы активно строятся и реставрируются сегодня не только в Московской и Ленинградской областях, но и в других регионах - появляются проекты в Ставрополье, Бурятии, на Алтае, в Калининградской области. Для туризма и активного отдыха здесь создаются специализированные центры, заведения, элементы инфраструктуры. При этом важно отметить специфику этих проектов – богатые люди вкладываются в туризм для др. богатых людей, которые по тем же причинам теперь чаще отдыхают в РФ. Специфическая целевая аудитория будущих проектов влияет и на их идейно-эстетическую форму.

Ставку делают на экологичность, модный, необычный дизайн и бутиковость. Все чаще инвесторы выбирают натуральное дерево и камень как основные строительные материалы, а в плане архитектуры ориентируются на лучшие зарубежные образцы и местную, в зависимости от региона РФ, традицию зодчества. Часть этих проектов получает больше внимания, чем другие, но все примеры указывают на специфический тренд и наглядно демонстрируют, какие объекты и для какой целевой аудитории создаются.

Ресторан «Рыба на даче» — одно из самых больших общественных зданий в Европе, построенных из дерева. Он расположен в курортном районе Санкт-Петербурга, в Сестрорецке, в живописной излучине реки Сестры. Построенный из клееного бруса, объект является образцом синтеза материалов, сочетания традиций и новых технологий. Партнером компании «Росса Ракенне СПб» (бренды HONKA и АРХИWOOD) по управлению заведением выступает ресторанный холдинг Probka family.

На «Белокурихе горной» создают огромный туристический комплекс и горнолыжный кластер. Инвестор, компания «Гранд-Крио Алтай», может вложить в реализацию проекта по меньшей мере 500 млн руб. На территории комплекса появятся отели, санатории, радонопровод, бассейны, рестораны, развлекательные, спортивные центры и многое др.

Компания «Парк «Три вулкана»», созданная структурами Владимира Потанина и Сергея Бачина, также подписала соглашение о создании курорта на Камчатке с общим объемом инвестиций 39,2 млрд руб. При этом общая площадь бутик-отеля и спа-комплекса должна составить 3 195 кв. м, а отель будет рассчитан всего на 20 гостей, для которых предусмотрены 10 номеров. Отель и спа-комплекс будут оборудованы интеллектуальными инженерными системами, а при строительстве используют только натуральные материалы, в том числе древесину. На берегах озера Байкал создается туристический комплекс «Молодость.Байкал», на территории которого также будет построен бутик-отель: 20 индивидуальных модульных домов из экологических материалов.

В похожие проекты сейчас включаются корпоративные и институциональные инвесторы вроде ВТБ, МТС, Сбера. Так, АФК «Система» и Сбер развивают сразу несколько подобных проектов: отельный комплекс на горнолыжном курорте Шерегеш стоимостью 1,2 млрд руб., туристические объекты премиум-класса на Камчатке, в СЭЗ «Бирюзовая Катунь» и СЭЗ на Байкале. Кстати, многие из этих проектов в том или ином виде были запланированы давно, но только в текущей экономической ситуации решили начать инвестировать в реальное строительство. Но несмотря на всю классовую специфику проектов, круг инвесторов и потенциальных клиентов, тренд этот - по-настоящему важный и может серьезно повлиять на всю отрасль.

Тренд в массы

Во-первых, в рамках описанного тренда, при наличии значительного, по обычным меркам, количества инвесторов, появляются новые возможности для строительных компаний и архитектурных бюро. Для реализации таких проектов требуются и дорогостоящие материалы, и неординарный подход. Все это образует хорошую альтернативу на сбавляющем обороты рынке массового строительства.

Во-вторых, появляется возможность для развития массового туризма. Крупные инвесторы создают не только отели, но и инфраструктуру, вокруг которой могут развивать свои менее премиальные проекты др. инвесторы. При этом данные места - зачастую удаленные, и освоить их с меньшим бюджетом было бы невозможно или очень сложно: это и прокладка дорог и коммуникаций, канатных дорог, освоение целых курортных зон и создание центров притяжения. Крупные инвесторы готовы вкладываться и в красоту, не генерирующую прибыль. Одним из примеров таких проектов можно назвать планирующееся к строительству здание новой церкви в Териберке. Основными материалами храма станут дерево и стекло. Большая площадь остекления позволит наполнить храм светом и создаст открытое, проницаемое со всех сторон пространство, с которого можно будет наблюдать северное сияние.

Чаще всего инвестиции в туризм дают не только полную географическую свободу, но и возможность выбора типов объектов и архитектурных направлений. Туристическая недвижимость строится сейчас даже на самых отдаленных территориях нашей страны. Вернувшийся капитал и растущий спрос создают благоприятные условия для развития бизнеса в сфере внутреннего туризма, что также позволяет продвигать экологическое строительство и поддержать новые, но основанные на традициях архитектурные решения.


иГРОКИ РЫНКА

АРХИWOOD

Львовский Александр

Архитектура

АРХИWOOD

Материалы по теме

Источник: WINEPARK by Mriya Resort
Точка зрения

Хороший год: почему винный туризм в России обречен на успех

В сентябре традиционно стартует заключительный период отпускного сезона и в этом году туристическая отрасль демонстрирует небывалый рост в нашей стране. Показатели загрузки уже функционирующих гостиничных, рекреационных и гастрономических объектов постепенно растут, а новые проекты анонсируются и строятся с небывалой скоростью. При всем разнообразии видов отдыха одной из сфер, вырывавшихся вперед в данном контексте стал этнологический туризм. В ближайшее время наша страна имеет все шансы занять одно из лидирующих мест на данном направлении и начать задавать собственные тренды. О предпосылках и перспективах роста винного туризма рассуждает Анастасия Абашева, руководитель интерьерного отдела бюро T+T Architects.
01.09
Источник: CMWP
Точка зрения

CMWP: Инвестиционный потенциал сферы туризма в России составляет 2,45 трлн рублей

Аналитики оценивают инвестиционный потенциал туристской отрасли России до 2030 года в 2,45 трлн рублей. Среднее значение доходности в расчете на номер по стране составляет 984 рубля, по данным Росстата за 2021 год.
19.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Ленинградская область – майский лидер по туризму

В этом году на майские праздники особым спросом у россиян пользовались Ленинградская и Московская области. Аналитики BestDoctor ожидают роста спроса среди туристов на города «Золотого Кольца России».
31.05

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 апреля)

«Июнь» выставлен на продажу, у CORE.XP новое подразделение и новый объект в управлении, склады сертифицируются по эко-стандартам и сдаются в аренду, 12 Storeez переселяется в новый офис, а Сергей Гордеев постепенно выходит из капитала ГК ПИК.
13.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: Union Brokers
Сделка

Для 3PL-провайдера нашли склад в Воронеже

Консультантом сделки по аренде 15 000 кв. м мультитемпературного склада выступила компания Union Brokers.
14.04
Источник: CreConstruction
Открытие

Меттлабс получила офис в кластере Ломоносов

Генеральным подрядчиком строительства офиса выступила компания CreConstruction.
14.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: CORE.XP
Назначения

CORE.XP вплотную займется жильем

Направление жилой недвижимости возглавит Екатерина Ломтева. Екатерина работает на рынке более 20 лет. В течение последних 10 лет Екатерина развивала направление «Жилая недвижимость» в компании Ricci, где участвовала в разработке и выводе на рынок более пятидесяти жилых проектов на эксклюзивной основе с такими девелоперами как: Ant Development, AFI Development, Coldy, Kortros, MR Group, «Монарх», «РГ-Девелопмент», «Центр-Инвест», Wainbridge, «Эталон».
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre