Внутренний туризм и все, что связано с рынком гостиничных услуг в России, переживают настоящий Ренессанс. С одной стороны, мы наблюдаем невиданное увеличение спроса на отдых в самых разных уголках страны, а с другой - повышение требований к качеству, уникальности и разнообразию предоставляемых сервисов вне зависимости от локации.
Слово гостеприимство в одноименной индустрии еще никогда не играло настолько важную роль в достижении успеха бизнеса. Сегодня потребитель все меньше готов выбирать отель по принципу наличия хорошего меню и базовых опций. Поэтому и перечень, и оригинальность сопутствующих услуг становятся одним из ключевых факторов выбора бронирования. Многие путешественники обладают богатым туристическим опытом, в том числе зарубежным, а привлечь их могут только новые эмоции, впечатления и опыт. Предоставить им их в нужном объеме способны лишь незаезженные концепции (архитектурные, интерьерные, функциональные).
Причем данная парадигма становится актуальной на всех уровнях работы рынка. Если проект рассчитан на схему сон/завтрак, то стоит подумать, как интегрировать в него спа-центр или другие уже обкатанные рынком сервисы, повышающие уникальность среди конкурентов. Когда амбиции, бюджет и охват выше, то необходимо идти дальше в изобретательности и предусмотреть условный конный спорт, развлечения, связанные с природными, ландшафтными или культурными особенностями окружения и т.д. Винодельни при загородных отелях в южных регионах появляются не просто так, ведь турист с каждым днем все более требователен к своему досугу. А если речь идет об отдаленных регионах и труднодоступных местах, то значение эксклюзивности в решении отправиться туда повышается на порядок.
Нельзя забывать и о том, что сейчас происходит процесс смены поколений, заставляя бизнес перестраиваться, в том числе и на рынке коммерческой недвижимости. Молодые люди, которые постепенно превращаются в самую экономически активную прослойку населения, вносят свои правила игры, голосуя за них рублем. Получение сильного эмоционального опыта у них преобладает над утилитарностью, а новизна ценится больше, чем отточенные стандарты. На отдыхе это выражается в том, что они выбирают красивую картинку, фон для соцсетей, сервисы, о которых они будут рассказывать друзьям и получать новые впечатления.
Отличным примером служат гостиницы, связанные с эффектом приобщения к необычным профессиям и сферам деятельности. Например, виноделие является отличным аттрактором для привлечения туристов. Гости с радостью поедут в гостиницу, рядом с которой можно лично ознакомиться с культурой виноделия, гастрономией, попробовать себя в качестве участника его создания. Дополнять концепцию может все вокруг - от архитектуры и интерьеров до садово-парковой эстетики, ландшафтного искусства. В последние годы на юге страны появляется все больше винодельческих хозяйств и проектов, которые не только занимаются производством, но и принимают гостей. Они организуют тематические мероприятия, туры и мастер-классы.
В России главные точки развития подобных кейсов - Краснодарский край, Крымский полуостров и Волгоградская область. Например, «Вилла Аристов» и «Голубицкое» организуют специальные программы отдыха, развивают соответствующую инфраструктуру. Винный парк WINEPARK в Крыму является самостоятельной точкой привлечения интереса, а в тандеме с гостиничным комплексом Mriya – формируют одну из самых желанных к посещению достопримечательностей юга страны. С точки зрения архитектуры и девелопмента, это крайне сложный продукт, но если все сделать правильно, то результат удивит любого инвестора. Кроме того, для энотуризма приближающаяся осень - один из самых прибыльных периодов для заработка.
В регионах, где туристическая инфраструктура пока недостаточно развита, одной из самых перспективных типологий становятся отели-хабы. Это настоящая находка для развития бизнеса в местах, где спрос попросту не сформирован. Данные гостиницы идеально подходят для путешественников, которые только начинают свое знакомство с новой точкой на карте. Они используют гостиницу как отправной пункт для своих будущих поездок, планируя детали путешествия и организационные моменты.
Отели-хабы предлагают разнообразные услуги и готовые туристические пакеты различной продолжительности и формата. Внутри таких комплексов обычно есть все необходимое для комфортного пребывания: качественный спа-центр, рестораны, зоны отдыха и коммуникаций. Это создает атмосферу безопасности и уверенности для гостей, позволяя им чувствовать себя комфортно в незнакомом месте.
Подобные комплексы еще и стимулируют гостей к более длительному пребыванию между путешествиями по региону. Также гости часто рекомендуют их своим друзьям и знакомым, впервые посещающим эту локацию. Внутри формируются настоящие комьюнити, происходит активный обмен туристическим опытом, который служит дополнительным инструментом маркетинга. В результате степень возврата гостей в такие отели оказывается выше, чем в обычные гостиницы.
Еще один пакет опций, который может выстрелить - наличие полноценных современных конференц-зон, рабочих станций и инфраструктуры в отелях малых городов. Традиционно подобные форматы предлагались в объектах, расположенных в региональных центрах, а за их пределами были не слишком востребованы. Но бизнес активно осваивает внутренней спрос, деловые люди трудятся удаленно и путешествуют, не отрываясь от работы. Для них важно наличие качественного жилья и сервисов, а в малых городах единственное место, где они смогут получить и то и другое – новый отель.
Квинтэссенция идеи получения уникальных впечатлений – гостиницы в самых труднодоступных и отдаленных местах страны. Россия богата природными памятниками невероятной красоты: озерами, вулканами, заповедными лесами, горами. Потенциал спроса на отдых в подобных локациях довольно велик, но отсутствие современных мест проживания и инфраструктуры не позволяют реализовать его в полной мере. Компактные гостиницы с авторской архитектурой и сценариями отдыха, связанными с окружением, могут стать отдельной нишей. Причем целевая аудитория таких комплексов – достаточно состоятельные люди с высокой мотивацией путешествий и получения уникального опыта. Например, в Малайзии в штате Сабах бывшая нефтяная вышка в море была переоборудована в концептуальный отель на 27 номеров с необычными развлечениями.
Роль архитекторов в процессе реализации новых концепций не первична, но крайне важна. Если речь идет о достаточно крупном и профессиональном кейсе, то перед тем, как проектировщик вступает в дело, уже проделана большая работа разных команд. Проводятся маркетинговые исследования, составляются карты развития продукта, в концепцию закладывается эмоциональный отклик, который должен создавать продукт у клиента. Все это похоже на большой, но достаточно абстрактный эскиз крупными мазками.
Такое условное техническое задание затем нужно серьезно дорабатывать в контексте архитектуры, приводить к оптимальной форме реализации на практике. И чем более нестандартные идеи закладывает заказчик в концепцию, тем сложнее их обработка нами как бюро. Гостиничная типология очень сложна сама по себе: многослойные инженерные системы, разграничение потоков гостей и персонала, правильное взаимодействие жилых и общественных зон, обеспечение комфорта пребывания в здании 24/7 – все это необходимо гармонично уложить в рабочую документацию.
Выполнить требования по интеграции пространств и опций в здание не так сложно, а вот сделать так, чтобы это все это оказалось жизнеспособным, удобным в эксплуатации и приносило деньги, а не просто вытягивало ресурсы – гораздо труднее. Отличие отеля от условного музея или культурного центра в том, что он должен не только заставлять гостя открыть рот от удивления, но и соответствовать инвестиционной модели. Архитектор – тот игрок, который наряду с консультантами должен найти и сохранить баланс между оригинальностью функциональной программы и реализуемостью концепции. Ведь можно как легко уйти в оторванные от бизнеса фантазии, так и наоборот - создать гладкий для отчетов, но максимально пресный продукт.
Отсюда вытекает основная проблема, с которой сталкивается сейчас рынок при создании новых объектов - отсутствие реального опыта расчета метрик и статистики. Так, набирает популярность типология термальных комплексов, и многие гостиницы хотят включать их в свою структуру. Например, в Тюмени в составе термального курорта «Лето-Лето» функционирует четырехзвездочный отель, который рассчитан на посетителей всех возрастов. Обе типологии взаимно дополняют друг друга, усиливают трафик, в том числе в осенью и зимой, повышают время пребывания и средний чек гостей.
И все же реального опыта реализации формата очень мало, при презентации идей нет цифр, за которые можно дать зацепиться заказнику, чтобы он составил точную финансовую модель. Поэтому многие новаторские решения сейчас развиваются за счет энтузиазма и веры инверторов в их успех. С одной стороны, они идут на определенный риск, а с другой, могут оказаться первыми в новых нишах спроса. Сегодня рынок гостиничных услуг – поле для экспериментов, где удача улыбается смелым.
Слово гостеприимство в одноименной индустрии еще никогда не играло настолько важную роль в достижении успеха бизнеса. Сегодня потребитель все меньше готов выбирать отель по принципу наличия хорошего меню и базовых опций. Поэтому и перечень, и оригинальность сопутствующих услуг становятся одним из ключевых факторов выбора бронирования. Многие путешественники обладают богатым туристическим опытом, в том числе зарубежным, а привлечь их могут только новые эмоции, впечатления и опыт. Предоставить им их в нужном объеме способны лишь незаезженные концепции (архитектурные, интерьерные, функциональные).
Причем данная парадигма становится актуальной на всех уровнях работы рынка. Если проект рассчитан на схему сон/завтрак, то стоит подумать, как интегрировать в него спа-центр или другие уже обкатанные рынком сервисы, повышающие уникальность среди конкурентов. Когда амбиции, бюджет и охват выше, то необходимо идти дальше в изобретательности и предусмотреть условный конный спорт, развлечения, связанные с природными, ландшафтными или культурными особенностями окружения и т.д. Винодельни при загородных отелях в южных регионах появляются не просто так, ведь турист с каждым днем все более требователен к своему досугу. А если речь идет об отдаленных регионах и труднодоступных местах, то значение эксклюзивности в решении отправиться туда повышается на порядок.
Нельзя забывать и о том, что сейчас происходит процесс смены поколений, заставляя бизнес перестраиваться, в том числе и на рынке коммерческой недвижимости. Молодые люди, которые постепенно превращаются в самую экономически активную прослойку населения, вносят свои правила игры, голосуя за них рублем. Получение сильного эмоционального опыта у них преобладает над утилитарностью, а новизна ценится больше, чем отточенные стандарты. На отдыхе это выражается в том, что они выбирают красивую картинку, фон для соцсетей, сервисы, о которых они будут рассказывать друзьям и получать новые впечатления.
Отличным примером служат гостиницы, связанные с эффектом приобщения к необычным профессиям и сферам деятельности. Например, виноделие является отличным аттрактором для привлечения туристов. Гости с радостью поедут в гостиницу, рядом с которой можно лично ознакомиться с культурой виноделия, гастрономией, попробовать себя в качестве участника его создания. Дополнять концепцию может все вокруг - от архитектуры и интерьеров до садово-парковой эстетики, ландшафтного искусства. В последние годы на юге страны появляется все больше винодельческих хозяйств и проектов, которые не только занимаются производством, но и принимают гостей. Они организуют тематические мероприятия, туры и мастер-классы.
В России главные точки развития подобных кейсов - Краснодарский край, Крымский полуостров и Волгоградская область. Например, «Вилла Аристов» и «Голубицкое» организуют специальные программы отдыха, развивают соответствующую инфраструктуру. Винный парк WINEPARK в Крыму является самостоятельной точкой привлечения интереса, а в тандеме с гостиничным комплексом Mriya – формируют одну из самых желанных к посещению достопримечательностей юга страны. С точки зрения архитектуры и девелопмента, это крайне сложный продукт, но если все сделать правильно, то результат удивит любого инвестора. Кроме того, для энотуризма приближающаяся осень - один из самых прибыльных периодов для заработка.
В регионах, где туристическая инфраструктура пока недостаточно развита, одной из самых перспективных типологий становятся отели-хабы. Это настоящая находка для развития бизнеса в местах, где спрос попросту не сформирован. Данные гостиницы идеально подходят для путешественников, которые только начинают свое знакомство с новой точкой на карте. Они используют гостиницу как отправной пункт для своих будущих поездок, планируя детали путешествия и организационные моменты.
Отели-хабы предлагают разнообразные услуги и готовые туристические пакеты различной продолжительности и формата. Внутри таких комплексов обычно есть все необходимое для комфортного пребывания: качественный спа-центр, рестораны, зоны отдыха и коммуникаций. Это создает атмосферу безопасности и уверенности для гостей, позволяя им чувствовать себя комфортно в незнакомом месте.
Подобные комплексы еще и стимулируют гостей к более длительному пребыванию между путешествиями по региону. Также гости часто рекомендуют их своим друзьям и знакомым, впервые посещающим эту локацию. Внутри формируются настоящие комьюнити, происходит активный обмен туристическим опытом, который служит дополнительным инструментом маркетинга. В результате степень возврата гостей в такие отели оказывается выше, чем в обычные гостиницы.
Еще один пакет опций, который может выстрелить - наличие полноценных современных конференц-зон, рабочих станций и инфраструктуры в отелях малых городов. Традиционно подобные форматы предлагались в объектах, расположенных в региональных центрах, а за их пределами были не слишком востребованы. Но бизнес активно осваивает внутренней спрос, деловые люди трудятся удаленно и путешествуют, не отрываясь от работы. Для них важно наличие качественного жилья и сервисов, а в малых городах единственное место, где они смогут получить и то и другое – новый отель.
Квинтэссенция идеи получения уникальных впечатлений – гостиницы в самых труднодоступных и отдаленных местах страны. Россия богата природными памятниками невероятной красоты: озерами, вулканами, заповедными лесами, горами. Потенциал спроса на отдых в подобных локациях довольно велик, но отсутствие современных мест проживания и инфраструктуры не позволяют реализовать его в полной мере. Компактные гостиницы с авторской архитектурой и сценариями отдыха, связанными с окружением, могут стать отдельной нишей. Причем целевая аудитория таких комплексов – достаточно состоятельные люди с высокой мотивацией путешествий и получения уникального опыта. Например, в Малайзии в штате Сабах бывшая нефтяная вышка в море была переоборудована в концептуальный отель на 27 номеров с необычными развлечениями.
Роль архитекторов в процессе реализации новых концепций не первична, но крайне важна. Если речь идет о достаточно крупном и профессиональном кейсе, то перед тем, как проектировщик вступает в дело, уже проделана большая работа разных команд. Проводятся маркетинговые исследования, составляются карты развития продукта, в концепцию закладывается эмоциональный отклик, который должен создавать продукт у клиента. Все это похоже на большой, но достаточно абстрактный эскиз крупными мазками.
Такое условное техническое задание затем нужно серьезно дорабатывать в контексте архитектуры, приводить к оптимальной форме реализации на практике. И чем более нестандартные идеи закладывает заказчик в концепцию, тем сложнее их обработка нами как бюро. Гостиничная типология очень сложна сама по себе: многослойные инженерные системы, разграничение потоков гостей и персонала, правильное взаимодействие жилых и общественных зон, обеспечение комфорта пребывания в здании 24/7 – все это необходимо гармонично уложить в рабочую документацию.
Выполнить требования по интеграции пространств и опций в здание не так сложно, а вот сделать так, чтобы это все это оказалось жизнеспособным, удобным в эксплуатации и приносило деньги, а не просто вытягивало ресурсы – гораздо труднее. Отличие отеля от условного музея или культурного центра в том, что он должен не только заставлять гостя открыть рот от удивления, но и соответствовать инвестиционной модели. Архитектор – тот игрок, который наряду с консультантами должен найти и сохранить баланс между оригинальностью функциональной программы и реализуемостью концепции. Ведь можно как легко уйти в оторванные от бизнеса фантазии, так и наоборот - создать гладкий для отчетов, но максимально пресный продукт.
Отсюда вытекает основная проблема, с которой сталкивается сейчас рынок при создании новых объектов - отсутствие реального опыта расчета метрик и статистики. Так, набирает популярность типология термальных комплексов, и многие гостиницы хотят включать их в свою структуру. Например, в Тюмени в составе термального курорта «Лето-Лето» функционирует четырехзвездочный отель, который рассчитан на посетителей всех возрастов. Обе типологии взаимно дополняют друг друга, усиливают трафик, в том числе в осенью и зимой, повышают время пребывания и средний чек гостей.
И все же реального опыта реализации формата очень мало, при презентации идей нет цифр, за которые можно дать зацепиться заказнику, чтобы он составил точную финансовую модель. Поэтому многие новаторские решения сейчас развиваются за счет энтузиазма и веры инверторов в их успех. С одной стороны, они идут на определенный риск, а с другой, могут оказаться первыми в новых нишах спроса. Сегодня рынок гостиничных услуг – поле для экспериментов, где удача улыбается смелым.