В течение последних пяти лет, несмотря на сложности, с которыми столкнулись торговые центры (пандемия и уход международных брендов из России), структура арендаторов по профилю деятельности существенно не изменилась. Основной объем площадей по-прежнему арендован магазинами одежды и аксессуаров (24% в 2019 году и 26% в 2024 году), и торговые центры остаются в первую очередь основными модными локациями города.
В то же время в 2024 году отмечается замедление экспансии российских брендов одежды и аксессуаров по сравнению с 2023 годом. После масштабных открытий прошлого года крупные сетевые ретейлеры занимаются операционной деятельностью. При этом, в Петербурге открываются магазины новых российских брендов, ранее не представленных в городе:
- Петербургский бренд верхней одежды Norppa открылся в ТЦ «Галерея»
- Первый магазин ижевского бренда одежды Cult off открылся в ТЦ «Заневский Каскад»
- В «Меге Парнас» анонсировано открытие нового бренда женской и детской одежды Zimaletto от Kuchenland
На втором месте по объему занимаемых площадей в торговых центрах Петербурга – разные форматы отдыха и развлечений (19%). Несмотря на то, что их доля в структуре арендаторов не изменилась за последние пять лет, сегодня развлечения в торговых объектах выглядят иначе. В первую очередь сократилась площадь, занимаемая кинотеатрами. По итогам I полугодия 2024 года кинотеатры в торговых центрах Петербурга занимают 6,2% площадей, что на 1,1 п. п. меньше, чем пять лет назад. В ТЦ «Питер Радуга» на части площадей, ранее занимаемых кинотеатром, анонсировано открытие «М.Видео». В ТЦ «РИО» в результате частичной реконцепции площадь кинотеатра сократилась, за счет чего расширилась торговая галерея.
Среди развлекательных центров отмечается укрупнение парков развлечений и переход от детского к семейному виду отдыха, в том числе в формате квестов. Среди актуальных форматов развлечений, которые появляются в торговых центрах Санкт-Петербурга в 2024 году, можно также отметить дрифт-картинги, виртуальная реальность, акватермальные комплексы.
Изменения коснулись и фитнес-индустрии в торговых центрах. В Северной столице открылись новые сетевые концепции DDX Fitness и Spirit Fitness (ТЦ «Галерея», ТЦ «Невский Центр») с ежемесячной оплатой и ориентированные на массового потребителя за счет доступной цены абонемента. Кроме того, в ТЦ «Атлантик Сити» закрылся World Class, вместо него осенью откроется спортивный клуб Fitness 24.
В течение последних трех лет в торговых центрах отмечается обновление фуд-кортов. Помимо федеральных сетевых заведений общественного питания арендаторами становятся локальные игроки с меньшими форматами, но большей оборачиваемостью. Таким образом, мы наблюдаем появление в торговых центрах гастропространств с актуальными кухнями и интересными ресторанными концепциями – не только фастфуд, но и ЗОЖ концепции, кухни разных народов мира. При этом не происходит тотальная замена фуд-кортов на фуд-холлы. Это разные форматы, рассчитанные на разную целевую аудиторию. Они могут сосуществовать в рамках одного торгового центра, но должны быть разнесены либо в разные части объекта, либо на разные этажи. Фуд-холлы ориентированы на людей в возрасте от 25 до 40 лет с доходами выше среднего. Прежде всего это туристы, сотрудники расположенных рядом бизнес-центров, активная молодежь. Поэтому фуд-холлы появляются в тех торговых центрах, где есть соответствующая аудитория. В I полугодии 2024 года открылся фуд-холл в ТЦ «ЭкоПарк», а также анонсировано открытие фуд-холлов в строящихся проектах – «Парк Молл» и «Небо».
В I полугодии 2024 года в Санкт-Петербурге в торговых центрах открылись два магазина иностранных брендов, ранее не представленных в городе. Оба ретейлера из Китая – Balabala (детские товары, ТЦ «Галерея») и Candy (бытовая техника, ТЦ «Охта Молл»). Для сравнения, в целом в России открылось 20 новых брендов, большая часть из которых представлена в Москве (17). До конца года ожидается выход не менее пяти новых ретейлеров, которые уже представлены в столице.
Основная трансформация рынка, связанная с уходом международных брендов, завершилась в 2023 году. С начала 2024 года лишь один иностранный бренд ушел из Санкт-Петербурга – турецкий Damat tween закрылся в Outlet Village Pulkovo.
Источник: NF Group Research
Начиная со второй половины 2023 года площадь открывшихся торговых точек в ТЦ Санкт-Петербурга превышает объем закрытий (156 тыс. кв. м против 64 тыс. кв. м в I полугодии 2024 года). При минимальном приросте нового предложения это, в свою очередь, приводит к снижению вакантности. Уже во II половине 2024 года ожидается снижение ротации в связи с сокращением объема свободных площадей.
Источник: NF Group Research
В то же время в 2024 году отмечается замедление экспансии российских брендов одежды и аксессуаров по сравнению с 2023 годом. После масштабных открытий прошлого года крупные сетевые ретейлеры занимаются операционной деятельностью. При этом, в Петербурге открываются магазины новых российских брендов, ранее не представленных в городе:
- Петербургский бренд верхней одежды Norppa открылся в ТЦ «Галерея»
- Первый магазин ижевского бренда одежды Cult off открылся в ТЦ «Заневский Каскад»
- В «Меге Парнас» анонсировано открытие нового бренда женской и детской одежды Zimaletto от Kuchenland
На втором месте по объему занимаемых площадей в торговых центрах Петербурга – разные форматы отдыха и развлечений (19%). Несмотря на то, что их доля в структуре арендаторов не изменилась за последние пять лет, сегодня развлечения в торговых объектах выглядят иначе. В первую очередь сократилась площадь, занимаемая кинотеатрами. По итогам I полугодия 2024 года кинотеатры в торговых центрах Петербурга занимают 6,2% площадей, что на 1,1 п. п. меньше, чем пять лет назад. В ТЦ «Питер Радуга» на части площадей, ранее занимаемых кинотеатром, анонсировано открытие «М.Видео». В ТЦ «РИО» в результате частичной реконцепции площадь кинотеатра сократилась, за счет чего расширилась торговая галерея.
Среди развлекательных центров отмечается укрупнение парков развлечений и переход от детского к семейному виду отдыха, в том числе в формате квестов. Среди актуальных форматов развлечений, которые появляются в торговых центрах Санкт-Петербурга в 2024 году, можно также отметить дрифт-картинги, виртуальная реальность, акватермальные комплексы.
Изменения коснулись и фитнес-индустрии в торговых центрах. В Северной столице открылись новые сетевые концепции DDX Fitness и Spirit Fitness (ТЦ «Галерея», ТЦ «Невский Центр») с ежемесячной оплатой и ориентированные на массового потребителя за счет доступной цены абонемента. Кроме того, в ТЦ «Атлантик Сити» закрылся World Class, вместо него осенью откроется спортивный клуб Fitness 24.
В течение последних трех лет в торговых центрах отмечается обновление фуд-кортов. Помимо федеральных сетевых заведений общественного питания арендаторами становятся локальные игроки с меньшими форматами, но большей оборачиваемостью. Таким образом, мы наблюдаем появление в торговых центрах гастропространств с актуальными кухнями и интересными ресторанными концепциями – не только фастфуд, но и ЗОЖ концепции, кухни разных народов мира. При этом не происходит тотальная замена фуд-кортов на фуд-холлы. Это разные форматы, рассчитанные на разную целевую аудиторию. Они могут сосуществовать в рамках одного торгового центра, но должны быть разнесены либо в разные части объекта, либо на разные этажи. Фуд-холлы ориентированы на людей в возрасте от 25 до 40 лет с доходами выше среднего. Прежде всего это туристы, сотрудники расположенных рядом бизнес-центров, активная молодежь. Поэтому фуд-холлы появляются в тех торговых центрах, где есть соответствующая аудитория. В I полугодии 2024 года открылся фуд-холл в ТЦ «ЭкоПарк», а также анонсировано открытие фуд-холлов в строящихся проектах – «Парк Молл» и «Небо».
В I полугодии 2024 года в Санкт-Петербурге в торговых центрах открылись два магазина иностранных брендов, ранее не представленных в городе. Оба ретейлера из Китая – Balabala (детские товары, ТЦ «Галерея») и Candy (бытовая техника, ТЦ «Охта Молл»). Для сравнения, в целом в России открылось 20 новых брендов, большая часть из которых представлена в Москве (17). До конца года ожидается выход не менее пяти новых ретейлеров, которые уже представлены в столице.
Основная трансформация рынка, связанная с уходом международных брендов, завершилась в 2023 году. С начала 2024 года лишь один иностранный бренд ушел из Санкт-Петербурга – турецкий Damat tween закрылся в Outlet Village Pulkovo.
Источник: NF Group Research
Начиная со второй половины 2023 года площадь открывшихся торговых точек в ТЦ Санкт-Петербурга превышает объем закрытий (156 тыс. кв. м против 64 тыс. кв. м в I полугодии 2024 года). При минимальном приросте нового предложения это, в свою очередь, приводит к снижению вакантности. Уже во II половине 2024 года ожидается снижение ротации в связи с сокращением объема свободных площадей.
Источник: NF Group Research
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «Рынок недвижимости Санкт-Петербурга остается одним из самых динамичных в сегменте торговой недвижимости для новых открытий как из числа российских брендов-новичков, так и среди международных брендов, которые продолжают выходить на наш рынок. То, что в городе ожидается открытие одного из самых крупных торговых центров в стране, стимулирует крупные сети рассматривать регион для новых открытий, и, как это часто бывает, если арендатор принимает решение об экспансии, то он не ограничивается одним магазином. Мы уверены, что Петербург продолжит пополняться новыми именами модной индустрии и интересными концепциями в сегменте общепита и развлечений».