IBC Real Estate: Торговые центры преодолели вакансию

Доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы на июль 2024 года составила 8% (-4 п.п. г/г), достигнув показателей допандемийного 2019 года. Доля потенциально свободных площадей сократилась за год с 2,4% до 0,2%. Такие данные приводят аналитики IBC Real Estate в своем ежегодном мониторинге, в который вошло более 80 столичных ТЦ общей площадью более 4 млн. кв. м. 
941
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
Доля вакантных площадей в ТЦ «прайм» (уникальных для рынка объектов, маркетируемых по ставкам выше среднерыночных) сократилась на 3 пп. год к году до 3%. Новые международные бренды проявляют повышенный интерес к свободным площадям в премиальных ТЦ, что связано со стремлением к скорейшему освоению рынка. Так, 14 новых международных брендов, которые вышли на рынок в 2023-2024 гг., открыли в прайм-ТЦ 21 магазин общей площадью почти 15 тыс. кв. м. 

Наиболее сильное снижение вакантности за год произошло в ключевых ТЦ Москвы – на июль 2024 года доля вакантных площадей составила в них 5%, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года данный показатель уменьшился на 9 п.п (на пике, летом 2023 года, доля вакантных площадей в ключевых ТЦ была на уровне 14%). Значительное влияние на снижение вакансии оказало закрытие сделки Мегамаркета по аренде более 400 тыс. кв. м. (более 100 тыс. кв. м из них приходится на 3 московских ТЦ МЕГА), где ранее работала ИКЕА. Данные площади были изъяты из общего объема торговых площадей Москвы в связи с изменением целевого использования. Также ритейлеры продолжают активно увеличивать площади уже имеющихся магазинов. Например, LIME увеличил размеры своего магазина в ТЦ Ривьера в 8 раз – с 345 кв. м до 2,7 тыс. кв. м. Другой стратегией является открытие крупных флагманских магазинов площадью более 1 тыс. кв. м с акцентом на обновление дизайна и создания более комфортных условий для покупателей. Так, Befree открыл флагман площадью 1,3 тыс. кв. м в ТРЦ Афимолл. 

В новых ТЦ Москвы доля вакантных площадей сократилась за год на 5 пп. до 23% и приблизилась к уровню конца 2020 года, когда доля вакансии составляла 22%. Снижение доли вакантных площадей в новых ТЦ обусловлено на сегодня низкими темпами нового строительства, а также стремительной экспансией российских ритейлеров. Стоит также отметить, что в некоторых ТЦ все еще продолжаются ремонтные работы, поэтому часть этажей закрыта, но уже занята различными арендаторами, поэтому сокращение вакансии в таких ТЦ ожидается до конца года.

В стабилизированных ТЦ доля вакантных площадей достигла допандемийного показателя в 9%, понизившись на 1 п.п. в сравнении с предыдущим годом. При этом уровень вакансии в таких ТЦ распределен неравномерно – в диапазоне от 0% до 70%. На конец II квартала 2024 года в стабилизированных ТЦ свободно более 150 тыс. кв. метров, что является наибольшей долей свободных площадей среди всех типов ТЦ. 



За 2 года российские и международные ритейлеры успешно заместили иностранные бренды, которые приняли решение о закрытии бизнеса на территории РФ. Спрос поддерживают потребители, реализация накопленного потенциала которых формирует положительный тренд. Оборот розничной торговли за январь-май составил 21 трлн руб. (+9% г/г). Также позитивное влияние оказывает ситуация на рынке труда: в марте 2024 года уровень безработицы обновил исторический минимум, составив менее 3%. При этом рост реальной заработной платы достиг 13%. При дальнейшем улучшении потребительских настроений и возможностей доля вакантных площадей в столичных ТЦ продолжит сокращаться. Аналитики IBC Real Estate ожидают, что до конца года она снизится до 7%. 

 
«Несмотря на активное развитие онлайн, торговые центры Москвы продолжают привлекать покупателей. Чтобы оставаться востребованными, бренды меняют свои концепции под запросы потребителей. Крупные российские ритейлеры нацелены не только на масштабные расширения, но и на внедрение необычных форматов в рамках уже существующих магазинов. Новые международные бренды, в свою очередь, постепенно осваиваются и развиваются на российском рынке. Таким образом, сегмент торговой недвижимости Москвы успешно адаптировался к современным реалиям и изменениям рынка после ухода части международных брендов» – констататирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Ногай Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Объем открытий ТЦ в Москве вырос более чем в два раза

Аналитики компании подвели итоги второго квартала 2024 года на рынке торговых центров и ритейла. За полугодие в Москве введено 73,3 тыс. кв. м торговой недвижимости, что вдвое больше результата за аналогичный период прошлого года и практически соответствует уровню ввода за первое полугодие 2021. Среди брендов, вышедших на российский рынок, превалируют азиатские (с учетом Турции - 67%). Их доля будет расти, а доля европейских снижаться - прогнозируют аналитики.
12.07
Источник: Nikoliers
Рейтинг

Nikoliers: Рейтинг городов по обеспеченности ТЦ

Тройка лидеров сохраняется, Екатеринбург, Краснодар и Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 году, и по прогнозам, сохранят лидерство в 2025-м. Наименее обеспеченными остаются Волгоград, Омск и Пермь. 
12.07
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Российские бренды заняли 79% площадей в ключевых ТЦ Москвы

Согласно предварительным итогам первого полугодия консалтинговой компании NF Group, российские бренды занимают 79% площадей в ключевых торговых центрах Москвы, что значительно выше по сравнению с 50% пять лет назад. На втором месте находятся французские бренды, охватывающие 7% общей площади. Ливан и Турция представлены по 3% каждый, в то время как доли Германии, Италии и Китая составляют по 2%. Оставшиеся 3% распределены между другими странами. Доля вакантных площадей в столичных ТЦ снизилась до 6%, достигнув минимального уровня с 2014 года. Это сокращение обусловлено низким показателем ввода новых объектов при высокой активности арендаторов.
11.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre