IBC Real Estate: Торговые центры преодолели вакансию

Доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы на июль 2024 года составила 8% (-4 п.п. г/г), достигнув показателей допандемийного 2019 года. Доля потенциально свободных площадей сократилась за год с 2,4% до 0,2%. Такие данные приводят аналитики IBC Real Estate в своем ежегодном мониторинге, в который вошло более 80 столичных ТЦ общей площадью более 4 млн. кв. м. 
871
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
Доля вакантных площадей в ТЦ «прайм» (уникальных для рынка объектов, маркетируемых по ставкам выше среднерыночных) сократилась на 3 пп. год к году до 3%. Новые международные бренды проявляют повышенный интерес к свободным площадям в премиальных ТЦ, что связано со стремлением к скорейшему освоению рынка. Так, 14 новых международных брендов, которые вышли на рынок в 2023-2024 гг., открыли в прайм-ТЦ 21 магазин общей площадью почти 15 тыс. кв. м. 

Наиболее сильное снижение вакантности за год произошло в ключевых ТЦ Москвы – на июль 2024 года доля вакантных площадей составила в них 5%, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года данный показатель уменьшился на 9 п.п (на пике, летом 2023 года, доля вакантных площадей в ключевых ТЦ была на уровне 14%). Значительное влияние на снижение вакансии оказало закрытие сделки Мегамаркета по аренде более 400 тыс. кв. м. (более 100 тыс. кв. м из них приходится на 3 московских ТЦ МЕГА), где ранее работала ИКЕА. Данные площади были изъяты из общего объема торговых площадей Москвы в связи с изменением целевого использования. Также ритейлеры продолжают активно увеличивать площади уже имеющихся магазинов. Например, LIME увеличил размеры своего магазина в ТЦ Ривьера в 8 раз – с 345 кв. м до 2,7 тыс. кв. м. Другой стратегией является открытие крупных флагманских магазинов площадью более 1 тыс. кв. м с акцентом на обновление дизайна и создания более комфортных условий для покупателей. Так, Befree открыл флагман площадью 1,3 тыс. кв. м в ТРЦ Афимолл. 

В новых ТЦ Москвы доля вакантных площадей сократилась за год на 5 пп. до 23% и приблизилась к уровню конца 2020 года, когда доля вакансии составляла 22%. Снижение доли вакантных площадей в новых ТЦ обусловлено на сегодня низкими темпами нового строительства, а также стремительной экспансией российских ритейлеров. Стоит также отметить, что в некоторых ТЦ все еще продолжаются ремонтные работы, поэтому часть этажей закрыта, но уже занята различными арендаторами, поэтому сокращение вакансии в таких ТЦ ожидается до конца года.

В стабилизированных ТЦ доля вакантных площадей достигла допандемийного показателя в 9%, понизившись на 1 п.п. в сравнении с предыдущим годом. При этом уровень вакансии в таких ТЦ распределен неравномерно – в диапазоне от 0% до 70%. На конец II квартала 2024 года в стабилизированных ТЦ свободно более 150 тыс. кв. метров, что является наибольшей долей свободных площадей среди всех типов ТЦ. 



За 2 года российские и международные ритейлеры успешно заместили иностранные бренды, которые приняли решение о закрытии бизнеса на территории РФ. Спрос поддерживают потребители, реализация накопленного потенциала которых формирует положительный тренд. Оборот розничной торговли за январь-май составил 21 трлн руб. (+9% г/г). Также позитивное влияние оказывает ситуация на рынке труда: в марте 2024 года уровень безработицы обновил исторический минимум, составив менее 3%. При этом рост реальной заработной платы достиг 13%. При дальнейшем улучшении потребительских настроений и возможностей доля вакантных площадей в столичных ТЦ продолжит сокращаться. Аналитики IBC Real Estate ожидают, что до конца года она снизится до 7%. 

 
«Несмотря на активное развитие онлайн, торговые центры Москвы продолжают привлекать покупателей. Чтобы оставаться востребованными, бренды меняют свои концепции под запросы потребителей. Крупные российские ритейлеры нацелены не только на масштабные расширения, но и на внедрение необычных форматов в рамках уже существующих магазинов. Новые международные бренды, в свою очередь, постепенно осваиваются и развиваются на российском рынке. Таким образом, сегмент торговой недвижимости Москвы успешно адаптировался к современным реалиям и изменениям рынка после ухода части международных брендов» – констататирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Ногай Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Объем открытий ТЦ в Москве вырос более чем в два раза

Аналитики компании подвели итоги второго квартала 2024 года на рынке торговых центров и ритейла. За полугодие в Москве введено 73,3 тыс. кв. м торговой недвижимости, что вдвое больше результата за аналогичный период прошлого года и практически соответствует уровню ввода за первое полугодие 2021. Среди брендов, вышедших на российский рынок, превалируют азиатские (с учетом Турции - 67%). Их доля будет расти, а доля европейских снижаться - прогнозируют аналитики.
12.07
Источник: Nikoliers
Рейтинг

Nikoliers: Рейтинг городов по обеспеченности ТЦ

Тройка лидеров сохраняется, Екатеринбург, Краснодар и Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 году, и по прогнозам, сохранят лидерство в 2025-м. Наименее обеспеченными остаются Волгоград, Омск и Пермь. 
12.07
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Российские бренды заняли 79% площадей в ключевых ТЦ Москвы

Согласно предварительным итогам первого полугодия консалтинговой компании NF Group, российские бренды занимают 79% площадей в ключевых торговых центрах Москвы, что значительно выше по сравнению с 50% пять лет назад. На втором месте находятся французские бренды, охватывающие 7% общей площади. Ливан и Турция представлены по 3% каждый, в то время как доли Германии, Италии и Китая составляют по 2%. Оставшиеся 3% распределены между другими странами. Доля вакантных площадей в столичных ТЦ снизилась до 6%, достигнув минимального уровня с 2014 года. Это сокращение обусловлено низким показателем ввода новых объектов при высокой активности арендаторов.
11.07

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre