Nikoliers: Рейтинг городов по обеспеченности ТЦ

Тройка лидеров сохраняется, Екатеринбург, Краснодар и Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 году, и по прогнозам, сохранят лидерство в 2025-м. Наименее обеспеченными остаются Волгоград, Омск и Пермь. 
3128
Изображение взято из источника: Nikoliers
По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, по итогам I полугодия 2024 г. лидерами по показателю обеспеченности торговыми площадями являются Екатеринбург (846 кв. м. на 1 000 чел.), Краснодар (785 кв. м. на 1 000 чел.) и Самара (720 кв. м. на 1 000 чел.). Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.

Несмотря на то, что ТОП-3 лидеров наиболее обеспеченных торговыми площадями городов-миллионников остался неизменным по сравнению с 2023 г., их последовательность изменилась: Самара уступила второе место Краснодару, и вероятно, этот тренд закрепится до конца текущего года и продолжится в 2025 году. 

Причина заключается в реализации пяти торговых центров в Краснодаре - ТЦ «Любимово Молл» (27,8 тыс. кв. м) и ТЦ «Трилогия» (5 тыс. кв. м), которые уже открылись, а также ТЦ Флотилия» (10 тыс. кв. м), ТЦ «Сыр» (10,5 тыс. кв. м) и ТЦ (3,8 тыс. кв. м) между двумя жилыми микрорайонами "Самолет" и DOGMA PARK, которые заявлены к вводу до конца 2024 года.  Если все эти объекты будут введены, рост показателя обеспеченности торговыми площадями в Краснодаре к 2025 г. может составить +82 кв. м на 1 000 чел. к результату 2023 г. В Самаре за этот же период времени ожидается открытие только одного ТЦ «Точка Сити» (GLA 21 тыс. кв. м) в жилом комплексе «Волгарь», что даст прирост только на 18 кв. м на 1000 жителей. 

 
«За последние два года ввод торговых центров в России оказался рекордно низким, что также сказывается на обеспеченности торговыми площадями российских городов. В 2024-2025 гг. рост строительной активности также будет незначительным. Несмотря на то, что большая часть открытых и заявленных ко вводу торговых центров относятся к форматам «районный» и «окружной», мы видим заявленные единичные крупные объекты, как, например, МФК «Олимпийский» (Москва), МФТРК HOLLYWOOD (Санкт-Петербург), ТЦ «Золотой» (Екатеринбург). Стимулом для открытия торговых центров в регионах России также является активное развитие отечественных fashion-брендов, которые планируют экспансию в регионы, выбирая наиболее качественные проекты», - комментирует Анна Никандрова, партнер Nikoliers.

ТОП-3 наименее обеспеченных торговыми площадями городов-миллионников по итогам I полугодия 2024 г. также остается неизменным. В Волгограде этот показатель составляет 303 кв. м на 1 000 чел., при этом в 2024-25 гг. в городе не заявлены к вводу новые крупные или средние торговые комплексы. Аналогичную ситуацию с отсутствием нового ввода в 2024 г. мы наблюдаем в Омске (309 кв. м на 1 000 чел.). В Перми в текущем году заявлен к открытию районный ТЦ «Искра» (GLA 7 тыс. кв. м), в 2025 г. ожидается открытие ТЦ «Солдатов» (GLA 6 тыс. кв. м). За счет этого обеспеченность торговыми площадями Перми за два года должна вырасти на 12 кв. м на 1 000 чел. и составить 317 кв. м на 1 000 чел.

По заявлениям девелоперов, объем ввода торговых площадей в России по итогам 2024 г. должен составить порядка 867,8 тыс. кв. м, однако с учетом возможных переносов, по оценкам Nikoliers, новое строительство не превысит 430 тыс. кв. м. При этом даже с учетом скорректированной цифры объем новых проектов в 2024 г. может превысить показатель 2023 г. в полтора раза. При фактической реализации всех планов распределение нового предложения может быть следующим: 46,4% — Московский регион, 44,2% — региональные города и 9,4% — Санкт-Петербургская агломерация.  

Исходя из заявлений девелоперов предложение торговых площадей за 2024-2025 гг. может увеличиться: 
?    в городах-миллионниках - на 704,4 тыс. кв. м;
?    в городах с населением 100-300 тыс. чел.  - на 169,7 тыс. кв. м; 
?    в городах с населением от 0,5-1 млн чел. - на 113 тыс. кв. м;
?    в городах с населением менее 100 тыс. чел. - на 69,4 тыс. кв м;
?    в городах с населением 300-500 тыс. чел.- на 67,7 тыс. кв. м. 

По оценке Nikoliers, средняя площадь вводимых региональных объектов, анонсированных девелоперами в 2024 г., сократится на 7,7% по отношению к итогам 2023 г. и составит 12,8 тыс. кв. м. 


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Российские бренды заняли 79% площадей в ключевых ТЦ Москвы

Согласно предварительным итогам первого полугодия консалтинговой компании NF Group, российские бренды занимают 79% площадей в ключевых торговых центрах Москвы, что значительно выше по сравнению с 50% пять лет назад. На втором месте находятся французские бренды, охватывающие 7% общей площади. Ливан и Турция представлены по 3% каждый, в то время как доли Германии, Италии и Китая составляют по 2%. Оставшиеся 3% распределены между другими странами. Доля вакантных площадей в столичных ТЦ снизилась до 6%, достигнув минимального уровня с 2014 года. Это сокращение обусловлено низким показателем ввода новых объектов при высокой активности арендаторов.
11.07
Источник: Магазин Магазинов
Исследования рынка

Магазин Магазинов: Стрит-ритейл Москвы. Итоги первой половины 2024 года

Внутри МКАД предложения по аренде и продаже за год сократились. Внутри Бульварного кольца объем предложения помещений на продажу сократился на 30%. Предложения по аренде внутри МКАД сократились в среднем на 25%. Ставки и цена продажи в границах старой Москвы логично демонстрируют положительную динамику. А вот в новой Москве и ближнем Подмосковье количество предложений быстро растет, а ставки падают. 
10.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: "Ювелирка" уходить из России не спешит

Доля присутствия на ключевых торговых улицах Москвы международных марок категории «ювелирные магазины и аксессуары» практически не изменилось – с 2022 года занимаемые площади освободили только 2 бренда.
10.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05
Источник: Space 1
Игроки рынка

В Space 1 JET не осталось мест

Вакантность по сети достигла нулевого уровня со сделкой по аренде 36 рабочих мест поставщиком продовольственных и непродовольственных товаров в пространстве на Белой Площади.
07.05
Источник: October Group
Проект

K-City получил РНС

Девелопер October Group планирует завершить строительство первой очереди проекта - офисной башни площадью 22,5 тыс. кв. м - в 2028 году.
07.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: CRE
Сделка

Sminex арендовал 7 100 кв. м в Space 1 Balchug

Аренда 944 рабочих мест в гибком пространстве на Садовнической улице может стоить от 60 до 70 млн рублей в месяц.
12.05
Источник: ГК "Риотэкс"
Проект

ГК "Риотэкс" рассказала о строительстве «Технопарка Раменское»

В рамках первой очереди проекта завершены монолитные работы складского и офисного центров. Завершение строительства первой очереди запланировано на октябрь 2025 года. 
12.05
Источник: CRE
Игроки рынка

CMWP завершила сделку по покупке PRO Realty

Основными заказчиками PRO Realty являются крупнейшие банки, такие как Альфа-Банк и Т-Банк, Сбербанк Технологии, НПФ Благосостояние, компании группы РЖД, Фонд Сколково и его структуры, кофеобжарочный завод МилФудс (Poetti) и другие.
12.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre