Nikoliers: Рейтинг городов по обеспеченности ТЦ

Тройка лидеров сохраняется, Екатеринбург, Краснодар и Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 году, и по прогнозам, сохранят лидерство в 2025-м. Наименее обеспеченными остаются Волгоград, Омск и Пермь. 
2899
Изображение взято из источника: Nikoliers
По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, по итогам I полугодия 2024 г. лидерами по показателю обеспеченности торговыми площадями являются Екатеринбург (846 кв. м. на 1 000 чел.), Краснодар (785 кв. м. на 1 000 чел.) и Самара (720 кв. м. на 1 000 чел.). Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.

Несмотря на то, что ТОП-3 лидеров наиболее обеспеченных торговыми площадями городов-миллионников остался неизменным по сравнению с 2023 г., их последовательность изменилась: Самара уступила второе место Краснодару, и вероятно, этот тренд закрепится до конца текущего года и продолжится в 2025 году. 

Причина заключается в реализации пяти торговых центров в Краснодаре - ТЦ «Любимово Молл» (27,8 тыс. кв. м) и ТЦ «Трилогия» (5 тыс. кв. м), которые уже открылись, а также ТЦ Флотилия» (10 тыс. кв. м), ТЦ «Сыр» (10,5 тыс. кв. м) и ТЦ (3,8 тыс. кв. м) между двумя жилыми микрорайонами "Самолет" и DOGMA PARK, которые заявлены к вводу до конца 2024 года.  Если все эти объекты будут введены, рост показателя обеспеченности торговыми площадями в Краснодаре к 2025 г. может составить +82 кв. м на 1 000 чел. к результату 2023 г. В Самаре за этот же период времени ожидается открытие только одного ТЦ «Точка Сити» (GLA 21 тыс. кв. м) в жилом комплексе «Волгарь», что даст прирост только на 18 кв. м на 1000 жителей. 

 
«За последние два года ввод торговых центров в России оказался рекордно низким, что также сказывается на обеспеченности торговыми площадями российских городов. В 2024-2025 гг. рост строительной активности также будет незначительным. Несмотря на то, что большая часть открытых и заявленных ко вводу торговых центров относятся к форматам «районный» и «окружной», мы видим заявленные единичные крупные объекты, как, например, МФК «Олимпийский» (Москва), МФТРК HOLLYWOOD (Санкт-Петербург), ТЦ «Золотой» (Екатеринбург). Стимулом для открытия торговых центров в регионах России также является активное развитие отечественных fashion-брендов, которые планируют экспансию в регионы, выбирая наиболее качественные проекты», - комментирует Анна Никандрова, партнер Nikoliers.

ТОП-3 наименее обеспеченных торговыми площадями городов-миллионников по итогам I полугодия 2024 г. также остается неизменным. В Волгограде этот показатель составляет 303 кв. м на 1 000 чел., при этом в 2024-25 гг. в городе не заявлены к вводу новые крупные или средние торговые комплексы. Аналогичную ситуацию с отсутствием нового ввода в 2024 г. мы наблюдаем в Омске (309 кв. м на 1 000 чел.). В Перми в текущем году заявлен к открытию районный ТЦ «Искра» (GLA 7 тыс. кв. м), в 2025 г. ожидается открытие ТЦ «Солдатов» (GLA 6 тыс. кв. м). За счет этого обеспеченность торговыми площадями Перми за два года должна вырасти на 12 кв. м на 1 000 чел. и составить 317 кв. м на 1 000 чел.

По заявлениям девелоперов, объем ввода торговых площадей в России по итогам 2024 г. должен составить порядка 867,8 тыс. кв. м, однако с учетом возможных переносов, по оценкам Nikoliers, новое строительство не превысит 430 тыс. кв. м. При этом даже с учетом скорректированной цифры объем новых проектов в 2024 г. может превысить показатель 2023 г. в полтора раза. При фактической реализации всех планов распределение нового предложения может быть следующим: 46,4% — Московский регион, 44,2% — региональные города и 9,4% — Санкт-Петербургская агломерация.  

Исходя из заявлений девелоперов предложение торговых площадей за 2024-2025 гг. может увеличиться: 
?    в городах-миллионниках - на 704,4 тыс. кв. м;
?    в городах с населением 100-300 тыс. чел.  - на 169,7 тыс. кв. м; 
?    в городах с населением от 0,5-1 млн чел. - на 113 тыс. кв. м;
?    в городах с населением менее 100 тыс. чел. - на 69,4 тыс. кв м;
?    в городах с населением 300-500 тыс. чел.- на 67,7 тыс. кв. м. 

По оценке Nikoliers, средняя площадь вводимых региональных объектов, анонсированных девелоперами в 2024 г., сократится на 7,7% по отношению к итогам 2023 г. и составит 12,8 тыс. кв. м. 


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Российские бренды заняли 79% площадей в ключевых ТЦ Москвы

Согласно предварительным итогам первого полугодия консалтинговой компании NF Group, российские бренды занимают 79% площадей в ключевых торговых центрах Москвы, что значительно выше по сравнению с 50% пять лет назад. На втором месте находятся французские бренды, охватывающие 7% общей площади. Ливан и Турция представлены по 3% каждый, в то время как доли Германии, Италии и Китая составляют по 2%. Оставшиеся 3% распределены между другими странами. Доля вакантных площадей в столичных ТЦ снизилась до 6%, достигнув минимального уровня с 2014 года. Это сокращение обусловлено низким показателем ввода новых объектов при высокой активности арендаторов.
11.07
Источник: Магазин Магазинов
Исследования рынка

Магазин Магазинов: Стрит-ритейл Москвы. Итоги первой половины 2024 года

Внутри МКАД предложения по аренде и продаже за год сократились. Внутри Бульварного кольца объем предложения помещений на продажу сократился на 30%. Предложения по аренде внутри МКАД сократились в среднем на 25%. Ставки и цена продажи в границах старой Москвы логично демонстрируют положительную динамику. А вот в новой Москве и ближнем Подмосковье количество предложений быстро растет, а ставки падают. 
10.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: "Ювелирка" уходить из России не спешит

Доля присутствия на ключевых торговых улицах Москвы международных марок категории «ювелирные магазины и аксессуары» практически не изменилось – с 2022 года занимаемые площади освободили только 2 бренда.
10.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre