Nikoliers: Рейтинг городов по обеспеченности ТЦ

Тройка лидеров сохраняется, Екатеринбург, Краснодар и Самара лидируют по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников в 2024 году, и по прогнозам, сохранят лидерство в 2025-м. Наименее обеспеченными остаются Волгоград, Омск и Пермь. 
2681
Изображение взято из источника: Nikoliers
По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, по итогам I полугодия 2024 г. лидерами по показателю обеспеченности торговыми площадями являются Екатеринбург (846 кв. м. на 1 000 чел.), Краснодар (785 кв. м. на 1 000 чел.) и Самара (720 кв. м. на 1 000 чел.). Екатеринбург не только удерживает первое место по обеспеченности торговыми площадями среди городов-миллионников России с 2021 года, но и будет лидировать по прогнозному приросту коэффициента обеспеченности торговыми площадями в 2024-25 гг. В 2025 г. в Екатеринбурге ожидается завершение строительства суперрегионального ТРЦ «Золотой» (GLA 138 тыс. кв. м), что позволит ему сохранить лидирующие позиции и увеличить показатель обеспеченности до 967 кв. м. на 1 000 человек.

Несмотря на то, что ТОП-3 лидеров наиболее обеспеченных торговыми площадями городов-миллионников остался неизменным по сравнению с 2023 г., их последовательность изменилась: Самара уступила второе место Краснодару, и вероятно, этот тренд закрепится до конца текущего года и продолжится в 2025 году. 

Причина заключается в реализации пяти торговых центров в Краснодаре - ТЦ «Любимово Молл» (27,8 тыс. кв. м) и ТЦ «Трилогия» (5 тыс. кв. м), которые уже открылись, а также ТЦ Флотилия» (10 тыс. кв. м), ТЦ «Сыр» (10,5 тыс. кв. м) и ТЦ (3,8 тыс. кв. м) между двумя жилыми микрорайонами "Самолет" и DOGMA PARK, которые заявлены к вводу до конца 2024 года.  Если все эти объекты будут введены, рост показателя обеспеченности торговыми площадями в Краснодаре к 2025 г. может составить +82 кв. м на 1 000 чел. к результату 2023 г. В Самаре за этот же период времени ожидается открытие только одного ТЦ «Точка Сити» (GLA 21 тыс. кв. м) в жилом комплексе «Волгарь», что даст прирост только на 18 кв. м на 1000 жителей. 

 
«За последние два года ввод торговых центров в России оказался рекордно низким, что также сказывается на обеспеченности торговыми площадями российских городов. В 2024-2025 гг. рост строительной активности также будет незначительным. Несмотря на то, что большая часть открытых и заявленных ко вводу торговых центров относятся к форматам «районный» и «окружной», мы видим заявленные единичные крупные объекты, как, например, МФК «Олимпийский» (Москва), МФТРК HOLLYWOOD (Санкт-Петербург), ТЦ «Золотой» (Екатеринбург). Стимулом для открытия торговых центров в регионах России также является активное развитие отечественных fashion-брендов, которые планируют экспансию в регионы, выбирая наиболее качественные проекты», - комментирует Анна Никандрова, партнер Nikoliers.

ТОП-3 наименее обеспеченных торговыми площадями городов-миллионников по итогам I полугодия 2024 г. также остается неизменным. В Волгограде этот показатель составляет 303 кв. м на 1 000 чел., при этом в 2024-25 гг. в городе не заявлены к вводу новые крупные или средние торговые комплексы. Аналогичную ситуацию с отсутствием нового ввода в 2024 г. мы наблюдаем в Омске (309 кв. м на 1 000 чел.). В Перми в текущем году заявлен к открытию районный ТЦ «Искра» (GLA 7 тыс. кв. м), в 2025 г. ожидается открытие ТЦ «Солдатов» (GLA 6 тыс. кв. м). За счет этого обеспеченность торговыми площадями Перми за два года должна вырасти на 12 кв. м на 1 000 чел. и составить 317 кв. м на 1 000 чел.

По заявлениям девелоперов, объем ввода торговых площадей в России по итогам 2024 г. должен составить порядка 867,8 тыс. кв. м, однако с учетом возможных переносов, по оценкам Nikoliers, новое строительство не превысит 430 тыс. кв. м. При этом даже с учетом скорректированной цифры объем новых проектов в 2024 г. может превысить показатель 2023 г. в полтора раза. При фактической реализации всех планов распределение нового предложения может быть следующим: 46,4% — Московский регион, 44,2% — региональные города и 9,4% — Санкт-Петербургская агломерация.  

Исходя из заявлений девелоперов предложение торговых площадей за 2024-2025 гг. может увеличиться: 
?    в городах-миллионниках - на 704,4 тыс. кв. м;
?    в городах с населением 100-300 тыс. чел.  - на 169,7 тыс. кв. м; 
?    в городах с населением от 0,5-1 млн чел. - на 113 тыс. кв. м;
?    в городах с населением менее 100 тыс. чел. - на 69,4 тыс. кв м;
?    в городах с населением 300-500 тыс. чел.- на 67,7 тыс. кв. м. 

По оценке Nikoliers, средняя площадь вводимых региональных объектов, анонсированных девелоперами в 2024 г., сократится на 7,7% по отношению к итогам 2023 г. и составит 12,8 тыс. кв. м. 


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Российские бренды заняли 79% площадей в ключевых ТЦ Москвы

Согласно предварительным итогам первого полугодия консалтинговой компании NF Group, российские бренды занимают 79% площадей в ключевых торговых центрах Москвы, что значительно выше по сравнению с 50% пять лет назад. На втором месте находятся французские бренды, охватывающие 7% общей площади. Ливан и Турция представлены по 3% каждый, в то время как доли Германии, Италии и Китая составляют по 2%. Оставшиеся 3% распределены между другими странами. Доля вакантных площадей в столичных ТЦ снизилась до 6%, достигнув минимального уровня с 2014 года. Это сокращение обусловлено низким показателем ввода новых объектов при высокой активности арендаторов.
11.07
Источник: Магазин Магазинов
Исследования рынка

Магазин Магазинов: Стрит-ритейл Москвы. Итоги первой половины 2024 года

Внутри МКАД предложения по аренде и продаже за год сократились. Внутри Бульварного кольца объем предложения помещений на продажу сократился на 30%. Предложения по аренде внутри МКАД сократились в среднем на 25%. Ставки и цена продажи в границах старой Москвы логично демонстрируют положительную динамику. А вот в новой Москве и ближнем Подмосковье количество предложений быстро растет, а ставки падают. 
10.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: "Ювелирка" уходить из России не спешит

Доля присутствия на ключевых торговых улицах Москвы международных марок категории «ювелирные магазины и аксессуары» практически не изменилось – с 2022 года занимаемые площади освободили только 2 бренда.
10.07

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre