Российские бренды занимают 79% площадей в ключевых торговых центрах Москвы. В 2019 году их доля составляла около 50%, и с тех пор наблюдается устойчивая тенденция роста, особенно ускорившаяся после ухода многих западных брендов в 2022 году. В результате санкций и других экономических изменений российские ретейлеры значительно увеличили свое присутствие, заняв освободившиеся площади. На втором месте по занимаемым площадям в московских ТЦ находятся французские бренды с долей 7%. Ливан и Турция представлены по 3% каждый, а Китай, Германия и Италия – по 2%. Оставшиеся 3% приходятся на бренды из других зарубежных стран.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «В условиях снижения конкуренции со стороны иностранных брендов российские компании получили уникальную возможность расширить и укрепить свои позиции на рынке. Это позволило не только заполнить освободившиеся торговые площади, но и предложить потребителям разнообразие товаров и услуг. Рост доли площадей, занимаемых локальными брендами, свидетельствует о значительной устойчивости и адаптивности российского рынка ретейла, который продолжает развиваться и успешно отвечать на вызовы внешних факторов».
С начала года на российский рынок вышли 18 международных брендов, еще 15 брендов анонсировали выход. Во втором полугодии начнут работать не менее семи новых иностранных ретейлеров. Активно выходят азиатские бренды, в основном из Китая и Южной Кореи. Также в России уже открылись либо анонсировали открытие бренды из Италии, Испании, Германии, Турции, Индии и Узбекистана. Большинство новых международных брендов занимаются производством одежды и аксессуаров (67%), спортивной одежды (11%), технологий и телекоммуникаций (11%), товаров для детей (6%) и товаров для дома (6%).
Fashion-ретейлеры (одежда, обувь и аксессуары) занимают 35% площадей в ключевых торговых центрах Москвы, продолжая удерживать лидирующие позиции. Категория «досуг» занимает второе место, ее доля значительно увеличилась за последние годы и сегодня составляет 17% от общей площади, что подтверждает важную роль торговых центров как мест для отдыха. Гипермаркеты и супермаркеты занимают 14% площадей. Товары для дома и мебель составляют 8%. Общественное питание занимает 7% площадей. Детские товары и одежда, а также спортивная одежда и спортивные товары занимают по 5% площадей каждый. Технологии и телекоммуникации занимают 4%, а категории «здоровье и красота» и «другое» занимают по 3% площадей каждый.
Около 60% торговых центров Москвы в настоящее время нуждаются в концептуальных обновлениях. Эти объекты устарели и не соответствуют современным техническим стандартам и требованиям, предъявляемым федеральными сетевыми арендаторами к арендуемым площадям.