Объем рынка
Рынок аквапарков в России начал формироваться задолго до появления термальных комплексов: первым открылся в 1997 году водно-развлекательный комплекс «Дельфин» в Краснодарском крае, который успешно функционирует и сегодня. В 2002 году в Самаре и Москве были открыты первые крупные крытые аквапарки. Однако в 2020 году история самарского аквапарка подошла к концу, и в 2023 году на его месте распахнули двери Самарские термы, предлагающие новые возможности для водных развлечений. За почти три десятилетия рынок значительно вырос, пережив два пика роста: в 2002–2005 годах и в 2012–2016 годах. Сегодня крупнейший открытый аквапарк страны —«Золотая бухта» в Геленджике, площадь которого превышает 15 га, крупнейший крытый - в Новосибирске.
По состоянию на сентябрь 2024 года в России функционирует более 100 аквапарков общей площадью около 1 350 тыс. кв. м. Рынок термальных комплексов находится пока на начальном этапе развития и насчитывает 50 объектов по всей стране. Активное развитие терм объясняется ростом внутреннего туризма и спросом на круглогодичные оздоровительные услуги. С 2020 года объем рынка терм вырос на 215% (по площади), в то время как у аквапарков прирост составил всего 14%.
На начало сентября 2024 года аквапарки функционируют в 45 регионах России, в то время как термальные комплексы – лишь в 23. Наименьшее присутствие водно-развлекательной инфраструктуры, представленной как аквапарками, так и термальными комплексами, наблюдается в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Основной? объем действующего предложения аквапарков (74%) представлен в населенных пунктах с численностью населения менее одного миллиона человек, преимущественно на юге страны. При этом на Москву , Московскую область,Санкт-Петербург и Ленинградскую область в сумме приходится менее 10% совокупной площади аквапарков. Обратная ситуация наблюдается на рынке термальных комплексов, где лидируют города-миллионники с долей 70%. Подобная тенденция объясняется различиями в форматах объектов: размещение аквапарков, зачастую реализуемых как сезонные объекты, более зависимо от климатических условий, тогда как круглогодичные термальные комплексы практически не ограничены в выборе локации.
Целевая аудитория
Термы и аквапарки различаются набором инфраструктуры и форматом работы в течение года, а также составом целевой аудитории. Большинство терм в России работают круглогодично, с подогревом уличных бассейнов в зимний период. В то время как 62% аквапарков — это открытые сезонные объекты, функционирующие только в теплое время года. Аквапарки ориентированы на семейный отдых с детьми и предлагают развлекательные услуги, а не оздоровительные. Примерно 30% их посетителей – дети. Термальные комплексы привлекают более разнообразную аудиторию: 80% посетителей – взрослые, которые посещают термы чаще, стремясь не только к отдыху, но и к оздоровлению. Кроме того, в термах зачастую предусмотрены «взрослые дни», когда вход разрешен только совершеннолетним, чаще всего по пятницам.
Стоимость посещения
Стоимость посещения аквапарков и терм зависит от продолжительности пребывания, дня недели, времени суток, а также региона и уровня доходов целевой аудитории. По данным на начало сентября 2024 года средняя цена безлимитного тарифа в аквапарках в Московского региона и Санкт-Петербурга на треть выше по сравнению с другими регионами. В будние дни стоимость безлимитного входного билета в столицах составляет в среднем 2 800 рублей, а в выходные – 3 100 рублей.
В ценовой политике обоих форматов водно-развлекательных комплексов (термы и аквапарки)также наблюдаются различия в зависимости от регионов России. В частности, в Московском регионе и Санкт-Петербурге безлимитные тарифы на посещение аквапарков для взрослых как в будние, так и выходные дни превышают стоимость посещения терм на 13 и 7% соответственно. В остальных регионах ситуация складывается иначе: в будние дни безлимитные тарифы для взрослых в аквапарках также превышают стоимость посещения термальных комплексов (на 7%), тогда как в выходные дни термы дороже аквапарков.
В термах посетители проводят в среднем 2–3 часа, при этом доступна почасовая оплата, что делает посещение более доступным для широкой аудитории. В аквапарках же средняя продолжительность визита составляет 3–5 часов, и минимальный тариф обычно включает покупку билета на три часа, что повышает порог стоимости посещения.
Рынок аквапарков в России начал формироваться задолго до появления термальных комплексов: первым открылся в 1997 году водно-развлекательный комплекс «Дельфин» в Краснодарском крае, который успешно функционирует и сегодня. В 2002 году в Самаре и Москве были открыты первые крупные крытые аквапарки. Однако в 2020 году история самарского аквапарка подошла к концу, и в 2023 году на его месте распахнули двери Самарские термы, предлагающие новые возможности для водных развлечений. За почти три десятилетия рынок значительно вырос, пережив два пика роста: в 2002–2005 годах и в 2012–2016 годах. Сегодня крупнейший открытый аквапарк страны —«Золотая бухта» в Геленджике, площадь которого превышает 15 га, крупнейший крытый - в Новосибирске.
По состоянию на сентябрь 2024 года в России функционирует более 100 аквапарков общей площадью около 1 350 тыс. кв. м. Рынок термальных комплексов находится пока на начальном этапе развития и насчитывает 50 объектов по всей стране. Активное развитие терм объясняется ростом внутреннего туризма и спросом на круглогодичные оздоровительные услуги. С 2020 года объем рынка терм вырос на 215% (по площади), в то время как у аквапарков прирост составил всего 14%.
На начало сентября 2024 года аквапарки функционируют в 45 регионах России, в то время как термальные комплексы – лишь в 23. Наименьшее присутствие водно-развлекательной инфраструктуры, представленной как аквапарками, так и термальными комплексами, наблюдается в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Основной? объем действующего предложения аквапарков (74%) представлен в населенных пунктах с численностью населения менее одного миллиона человек, преимущественно на юге страны. При этом на Москву , Московскую область,Санкт-Петербург и Ленинградскую область в сумме приходится менее 10% совокупной площади аквапарков. Обратная ситуация наблюдается на рынке термальных комплексов, где лидируют города-миллионники с долей 70%. Подобная тенденция объясняется различиями в форматах объектов: размещение аквапарков, зачастую реализуемых как сезонные объекты, более зависимо от климатических условий, тогда как круглогодичные термальные комплексы практически не ограничены в выборе локации.
Целевая аудитория
Термы и аквапарки различаются набором инфраструктуры и форматом работы в течение года, а также составом целевой аудитории. Большинство терм в России работают круглогодично, с подогревом уличных бассейнов в зимний период. В то время как 62% аквапарков — это открытые сезонные объекты, функционирующие только в теплое время года. Аквапарки ориентированы на семейный отдых с детьми и предлагают развлекательные услуги, а не оздоровительные. Примерно 30% их посетителей – дети. Термальные комплексы привлекают более разнообразную аудиторию: 80% посетителей – взрослые, которые посещают термы чаще, стремясь не только к отдыху, но и к оздоровлению. Кроме того, в термах зачастую предусмотрены «взрослые дни», когда вход разрешен только совершеннолетним, чаще всего по пятницам.
Стоимость посещения
Стоимость посещения аквапарков и терм зависит от продолжительности пребывания, дня недели, времени суток, а также региона и уровня доходов целевой аудитории. По данным на начало сентября 2024 года средняя цена безлимитного тарифа в аквапарках в Московского региона и Санкт-Петербурга на треть выше по сравнению с другими регионами. В будние дни стоимость безлимитного входного билета в столицах составляет в среднем 2 800 рублей, а в выходные – 3 100 рублей.
В ценовой политике обоих форматов водно-развлекательных комплексов (термы и аквапарки)также наблюдаются различия в зависимости от регионов России. В частности, в Московском регионе и Санкт-Петербурге безлимитные тарифы на посещение аквапарков для взрослых как в будние, так и выходные дни превышают стоимость посещения терм на 13 и 7% соответственно. В остальных регионах ситуация складывается иначе: в будние дни безлимитные тарифы для взрослых в аквапарках также превышают стоимость посещения термальных комплексов (на 7%), тогда как в выходные дни термы дороже аквапарков.
В термах посетители проводят в среднем 2–3 часа, при этом доступна почасовая оплата, что делает посещение более доступным для широкой аудитории. В аквапарках же средняя продолжительность визита составляет 3–5 часов, и минимальный тариф обычно включает покупку билета на три часа, что повышает порог стоимости посещения.
По словам Ольги Широковой, партнера, регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group, на этапе строительства с планируемым открытием в течение ближайших трех лет в настоящее время находится больше терм, чем аквапарков. «Это связано с более низкими инвестиционными затратами и сокращенными сроками окупаемости терм, которые сейчас составляют от двух до пяти лет. В отличие от аквапарков, термы требуют меньше вложений в дорогостоящее оборудование, такое как водные горки, а также имеют меньшие операционные расходы».