От явления к индустрии
Если быть максимально кратким, то «Коливинг 1.0» искал ответы на новые вызовы сегмента недвижимости, тогда как «Коливинг 2.0» показывает уже сформировавшийся характер и отвечает на вопросы о новых ценностях, приоритетах и возможностях. Развитие и преобразование формата происходило стремительно, будучи подогреваемо ростом популярности удаленной работы, а также количества «цифровых кочевников». Сегодня число последних среди резидентов коливингов, кстати, выросло до 50%.
Первые организованные коливинги стали появляться в Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско в 2013 году, а количество юнитов по всему миру не превышало пяти тысяч. Сегодня же в Европе и США насчитывается более 3 тысяч коливинговых пространств, а количество юнитов более чем в 40 странах, где активно развивается формат, увеличилось до сотен тысяч. Только в нашей сети Vertical сейчас более чем 2,5 тыс. юнитов в управлении. В ближайшие годы рынок коливингов продолжит расти в пределах 20-30% в год. В основном, за счет азиатских стран – Индии и Китая.
Изменился и размер самого коливинга. В начале своего пути это были объекты в среднем на 10-30 мест. Сегодня же средний размер современных проектов коливингов увеличился до 150 мест. Причем крупнейшие из них, например, WeLive и The Collective в Нью-Йорке и Берлине или Vertical Club в Петербурге, могут насчитывать и несколько сотен номеров. Многие из них можно отнести к «гибридным» форматам, где сочетаются элементы гостиничного сервиса и жилого пространства.
Кроме того, за это время изменился подход к ценообразованию. Коливинги стали более кастомизированными, предлагая широкий выбор услуг, начали появляться различные специализированные коливинги. И если минимальная планка не сильно изменилась - с $500 до $700 в месяц, то максимальная выросла в среднем до $2500 в месяц против $1200 15 лет назад.
Ценности «Коливинга 2.0»
Переход к новой эре развития коливингов стал одной из самых ярких идей недавно прошедшей в Амстердаме Coliving Conference’24. Помимо уже перечисленных изменений, для так называемых «Коливингов 2.0» характерно наличие определенных ценностей, которые определяют их лицо.
Во-первых, коливинги по определению это про эко, про зеленые технологии и системы мониторинга ресурсов. Для современных поколений экологичность – один из важных аргументов при выборе жилья. Поддерживать «зелень» модно, не думать об этом – «кринж», как теперь говорят.
Во-вторых, коливинги на «ты» с «цифрой», которая помогает оптимизировать быт. Более того, искусственный интеллект в ближайшем будущем станет ключевым инструментом для «управления пространством» и оптимизации коммунальных услуг. AI может предсказывать поведение жильцов, помогать в управлении ресурсами и даже улучшать социальные взаимодействия внутри коливинга, подбирая жильцов с похожими интересами. В будущем AI сможет автоматически корректировать коммунальные услуги, помогая жильцам экономить на счетах за воду и электричество. Но это в будущем, а сейчас так называемый digital friendly подход – это «маст хэв» для коливингов. Это значит, что, например, замки должны открываться телефоном. Должна быть возможность с помощью телефона управлять всем, что внутри номера (светом, телевизором, кондиционером и так далее), заказывать еду в номер и общаться с рецепшн.
В-третьих, коливинги дают возможность сменить обстановку. Поэтому стало появляться больше проектов, специально созданных для «цифровых кочевников», желающих временно пожить в отдаленных локациях на природе. Это так называемые Nature coliving или Sport coliving, созданные специально для тех, кто хочет сочетать работу с отдыхом, спортом, медитацией в живописной и спокойной среде.
Ну и в-четвертых, важная отличительная черта коливингов - это гибкость предложений по сервису и ценам. Сегодня этот тип недвижимости становится интересным не только для тех, кто ищет доступные решения, так и для тех, кто заинтересован в комфортных «пакетных» предложениях, в том числе, и по премиальным услугам. То есть коливинг – это больше не недвижимость исключительно для студентов и молодых профессионалов, которые только начинают свой путь в жизни. Более того, стали появляться в том числе и коливинги для пожилых. Даже на Марсе, когда начнется его колонизация, первым объектом, скорее всего, станет коливинг.
Если быть максимально кратким, то «Коливинг 1.0» искал ответы на новые вызовы сегмента недвижимости, тогда как «Коливинг 2.0» показывает уже сформировавшийся характер и отвечает на вопросы о новых ценностях, приоритетах и возможностях. Развитие и преобразование формата происходило стремительно, будучи подогреваемо ростом популярности удаленной работы, а также количества «цифровых кочевников». Сегодня число последних среди резидентов коливингов, кстати, выросло до 50%.
Первые организованные коливинги стали появляться в Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско в 2013 году, а количество юнитов по всему миру не превышало пяти тысяч. Сегодня же в Европе и США насчитывается более 3 тысяч коливинговых пространств, а количество юнитов более чем в 40 странах, где активно развивается формат, увеличилось до сотен тысяч. Только в нашей сети Vertical сейчас более чем 2,5 тыс. юнитов в управлении. В ближайшие годы рынок коливингов продолжит расти в пределах 20-30% в год. В основном, за счет азиатских стран – Индии и Китая.
Изменился и размер самого коливинга. В начале своего пути это были объекты в среднем на 10-30 мест. Сегодня же средний размер современных проектов коливингов увеличился до 150 мест. Причем крупнейшие из них, например, WeLive и The Collective в Нью-Йорке и Берлине или Vertical Club в Петербурге, могут насчитывать и несколько сотен номеров. Многие из них можно отнести к «гибридным» форматам, где сочетаются элементы гостиничного сервиса и жилого пространства.
Кроме того, за это время изменился подход к ценообразованию. Коливинги стали более кастомизированными, предлагая широкий выбор услуг, начали появляться различные специализированные коливинги. И если минимальная планка не сильно изменилась - с $500 до $700 в месяц, то максимальная выросла в среднем до $2500 в месяц против $1200 15 лет назад.
Ценности «Коливинга 2.0»
Переход к новой эре развития коливингов стал одной из самых ярких идей недавно прошедшей в Амстердаме Coliving Conference’24. Помимо уже перечисленных изменений, для так называемых «Коливингов 2.0» характерно наличие определенных ценностей, которые определяют их лицо.
Во-первых, коливинги по определению это про эко, про зеленые технологии и системы мониторинга ресурсов. Для современных поколений экологичность – один из важных аргументов при выборе жилья. Поддерживать «зелень» модно, не думать об этом – «кринж», как теперь говорят.
Во-вторых, коливинги на «ты» с «цифрой», которая помогает оптимизировать быт. Более того, искусственный интеллект в ближайшем будущем станет ключевым инструментом для «управления пространством» и оптимизации коммунальных услуг. AI может предсказывать поведение жильцов, помогать в управлении ресурсами и даже улучшать социальные взаимодействия внутри коливинга, подбирая жильцов с похожими интересами. В будущем AI сможет автоматически корректировать коммунальные услуги, помогая жильцам экономить на счетах за воду и электричество. Но это в будущем, а сейчас так называемый digital friendly подход – это «маст хэв» для коливингов. Это значит, что, например, замки должны открываться телефоном. Должна быть возможность с помощью телефона управлять всем, что внутри номера (светом, телевизором, кондиционером и так далее), заказывать еду в номер и общаться с рецепшн.
В-третьих, коливинги дают возможность сменить обстановку. Поэтому стало появляться больше проектов, специально созданных для «цифровых кочевников», желающих временно пожить в отдаленных локациях на природе. Это так называемые Nature coliving или Sport coliving, созданные специально для тех, кто хочет сочетать работу с отдыхом, спортом, медитацией в живописной и спокойной среде.
Ну и в-четвертых, важная отличительная черта коливингов - это гибкость предложений по сервису и ценам. Сегодня этот тип недвижимости становится интересным не только для тех, кто ищет доступные решения, так и для тех, кто заинтересован в комфортных «пакетных» предложениях, в том числе, и по премиальным услугам. То есть коливинг – это больше не недвижимость исключительно для студентов и молодых профессионалов, которые только начинают свой путь в жизни. Более того, стали появляться в том числе и коливинги для пожилых. Даже на Марсе, когда начнется его колонизация, первым объектом, скорее всего, станет коливинг.