УК нового поколения. Почему услуги операторов сервисных офисов стали востребованы на внешнем рынке?

Сергей Черноусов, коммерческий директор девелопера и оператора сервисных офисов полного цикла Business Club, рассказывает об изменении требований к офисным площадям и новых запросах арендаторов и собственников.
750
Изображение взято из источника: Пресс-служба Business Club
Рынок офисной недвижимости существенно трансформировался за последние годы. Поменялись не только требования к офисным площадям, но и портрет их владельцев. Традиционные УК со стандартным набором услуг уже не могут в должной мере удовлетворять запросы рынка. Ввиду этого операторы, специализирующиеся на сервисном обслуживании офисов, стали масштабироваться до управляющих компаний, оказывающих услуги не только на собственных площадках, но и внешних – от штаб-квартир корпораций до крупных бизнес-центров класса А.

Офис как инвестиционный актив

Частные инвесторы, выбирая между квартирами и офисами, все чаще стали делать выбор в пользу последних по причине роста ставок аренды и меньших сроков окупаемости. Так, по данным аналитиков, средняя доходность офисных объектов класса А в Москве при сдаче в аренду достигает 12%. Соотношение сдаваемых в «бетоне» и готовых офисов в настоящий момент составляет примерно 12% на 88%. Эти цифры наглядно показывают, что офисные помещения с качественной отделкой сдаются быстрее и по более высоким ставкам, что в свою очередь ускоряет процесс возврата инвестиций.

Fit-out – специфическая сфера, остро реагирующая в том числе и на уход иностранных производителей, поставщиков, рабочей силы, увеличение стоимости материалов, выстраивание новых логистических цепочек и пр. Поэтому ежеквартально аналитики фиксируют рост цен на эти работы.
Важно быть высококвалифицированным специалистом в этой области, чтобы, с одной стороны, понимать все тонкости оптимизации бюджетов, а с другой, чтобы реализованный проект отвечал потребностям бизнеса, который потенциально может в этот офис заехать, а также был удобен для дальнейшей эксплуатации.

Заблуждение полагать, что в сложившихся обстоятельствах, не будучи компетентными в вопросах стройки и управления площадями, можно получать стабильный арендный доход и не отвлекаться при этом от основной деятельности.

Более того, чтобы офис сейчас смог стать источником гарантированного пассивного дохода, проект в идеале должен вестись комплексно одной профессиональной УК – начиная с ремонта и заканчивая управлением арендными отношениями.

Эра комплексного продукта

Российский бизнес в текущих геополитических условиях активно масштабируется. Сотрудники становятся для корпораций основным капиталом, от их комфорта и эффективности зависит успех предприятия.

Между тем модель удаленной работы, на которую еще несколько лет назад возлагали надежды игроки рынка, в текущих реалиях оказалась абсолютно неэффективной. Конечно, компании, которые начали практиковать «удаленку» в пандемию, сохраняют ее как опцию в hr-политике, но глобально все стремятся вернуть сотрудников в офис, в связи с чем растет потребность в расширении площадей.

Ко всему прочему за прошедшие несколько лет сотрудники стали гораздо требовательнее относиться к своему рабочему пространству. Перед административным персоналом ставятся все более сложные задачи в части создания благоприятных условий в офисе для продуктивной работы.
В сложившихся обстоятельствах у компаний возникает запрос на продуктовый подход к управлению офисными площадями.

А именно, чтобы в режиме «единого окна» управляющей компанией оперативно решались любые вопросы на гостиничном уровне - не только касающиеся блоков property и facility management. Речь идет, к примеру, об организации переезда «под ключ» и change management, озеленении площадки, оказании юридической и бухгалтерской поддержки, предоставлении личных помощников и оказании курьерских услуг, сдаче неиспользуемых офисных площадей в субаренду, организации мероприятий, привлечении комьюнити-менеджеров для сплочения команды, повышения вовлеченности, улучшения общего климата в коллективе, взаимодействия между отделами и увеличения производительности труда сотрудников.

УК 2.0

Наиболее актуальной и отвечающей вызовам текущего рынка оказывается бизнес-модель операторов сервисных офисов, основанная на бесшовном оказании услуг в режиме «единого окна», поэтому профессиональные и подготовленные игроки просто не могли не выйти на внешний рынок.

Услуги операторов оказались полезными и эффективными как для инвесторов, так и для конечных пользователей офисных площадей.

Так, операторы, у которых есть уже готовые реально работающие комплексные решения, апробированные на собственных площадках, сегодня способны удовлетворить запрос инвестора в получении стабильного пассивного дохода при отсутствии времени, кадровых ресурсов и должных компетенций в вопросах ремонта и управления.

Также в поле деятельности и компетенций профессиональных сервисных операторов находятся комплексные услуги управления с упором на сервисную составляющую, современные грамотные решения, продуктовый подход - все то, в чем сегодня так сильно нуждаются компании-арендаторы.

Конкурентным преимуществом профессиональных операторов в сравнении с традиционными УК является то, что помимо компетенций в fit-out, property и facility management у них имеется наработанная экспертиза гостиничного уровня в сервисном обслуживании. Именно это и делает из просто квадратных метров продукт с продуманным внутренним содержанием, положительно влияющим своей атмосферой на продуктивность компаний-арендаторов, а значит, и увеличивающим ценность самого объекта.

Гибкость - еще один важный критерий, который говорит в пользу операторов. Клиентоориентированность стоит у них на первом месте, поэтому при возникновении какой бы то ни было проблемы они стремятся найти компромиссное решение с клиентом.

Кроме того, как правило, профессиональные игроки разрабатывают стандарты для всех процессов и услуг, предоставляемых клиентам, что позволяет сокращать сроки реализации, минимизировать риски выхода за рамки бюджета, а также избегать ошибок.

Операторы никогда не говорят клиентам - «Нет, не можем» - даже если та или иная заявка не в их компетенции. Они транслируют ее непосредственному исполнителю, например, арендодателю или УК здания, а потом контролируют ее исполнение. Операторы постоянно коммуницируют с представителями клиента - не только с рядовыми АХОшниками, но и обсуждают проблемы с менеджерами крупного звена, выстраивают сервис на основе обратной связи и их пожеланий, при этом максимально работая в рамках своих стандартов.

И главное - сервисный оператор может оказывать услуги как комплексно, подключаясь к проекту на начальном этапе и сопровождая его на протяжении всего цикла, так и по отдельности, в зависимости от запроса клиента.

Все перечисленные выше преимущества вкупе с уникальным опытом, наличием в составе всех необходимых подразделений с профессиональной командой и отлаженными процессами позволили Business Club одними из первых выйти на внешний рынок услуг управления.

Мы начинали работать на тех объектах, где располагались наши площадки сервисных офисов по причине постоянного присутствия там как технического, так и административного персонала, знания сильных и слабых сторон БЦ, а также налаженных отношений с собственником. Но с опытом и увеличивающейся уверенностью в своих силах мы стали выходить за рамки этих площадок.

Конечно, не всем операторам под силу брать на себя сторонние контракты. Для этого нужно уметь работать как с корпоративным клиентом, так и с розничным, с большой и маленькой площадью, иметь большой штат грамотно обученного персонала, трек-рекорд по управлению площадками, опыт эксплуатации в нестабильные времена, а также в целом высокий стаж в отрасли, чтобы выдерживать те цели, которые оператор себе ставит. Но тенденция к укрупнению сильнейших игроков на рынке очевидна.

Прогноз развития

Рынок офисной недвижимости эволюционно пришел к сервисной модели развития. И к предыдущим сценариям, которые ранее показывали эффективность, он уже не вернется.

Игроки продолжат двигаться в сторону продуктового подхода, предлагая клиентам комплексные бесшовные решения «под ключ». Для конечного пользователя офис должен становиться не просто местом, где он работает, а целой экосистемой, где он бы мог закрывать все имеющиеся потребности.

Все также во главу угла будут ставиться гибкость, скорость, сервисы и функции, позволяющие не только привлечь человека в деловое пространство, но и удержать его там.

Чтобы офис эффективно служил тем целям, с которыми он приобретался или арендовался, непрофильные функции нужно будет отдавать на аутсорс. Востребованность услуг профессиональных операторов приведет к появлению новых игроков, усилению конкуренции, а впоследствии и к повышению качества работ на рынке. Поэтому сегодня с уверенностью можно сказать, что отрасль как никогда развивается в правильном направлении.


иГРОКИ РЫНКА

Business Club

Черноусов Сергей

Управление и эксплуатация недвижимости

Business Club

Материалы по теме

Источник: cre.ru
Исследования рынка

Гибкие офисы: спрос растет, рынок не успевает

Объем сделок с гибкими офисами растет, выяснили в CORE.XP.
 
28.08
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Вакантность в гибких офисах Москвы достигла минимума

По данным консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года доля свободных рабочих мест в открытых площадках сетевых операторов Москвы достигла минимального уровня и составила 7,7%, снизившись на 7 п.п. с начала года. Закрытие ряда сделок на рынке, отсутствие новых площадок с большим количеством вакантных рабочих мест привело к снижению показателя до рекордно низкого значения. По сравнению с I кварталом 2023 года вакантность снизилась на 16 п.п. На начало апреля доступными для аренды оставались 4 159 рабочих мест. 
13.05
Источник: Ясная Поляна
Точка зрения

От Москвы до Петербурга: сравниваем рынки гибких офисов двух столиц

За последние 10 лет многие московские компании выходили на рынок Северной столицы, арендуя рабочие места в коворкингах. В свою очередь, организации из Петербурга открывали филиалы в Москве. Подобная миграция приводила к тому, что бизнес столкнулся с отличительными особенностями двух офисных рынков – Петербурга и Москвы. Об особенностях рынка гибких офисных пространств (коворкингов) в Санкт-Петербурге и разнице условий на двух ключевых рынках офисной недвижимости России рассказывает Регина Волошенко, директор департамента офисной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге.
07.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre