В последние годы на юге России наблюдается значительный рост количества гостиничных комплексов, особенно в рекреационных зонах, таких как побережье Черного моря. Это связано с увеличением спроса на качественные отели среди населения на фоне роста популярности внутреннего туризма. Кроме того, развитию отрасли способствует активная поддержка государства, рассказала Елена Плеханова, PR-директор федерального девелопера «Неометрия» (входит в инвестиционный холдинг Alias Group).
«В настоящий момент в городах Краснодарского края наблюдается повышенный спрос на качественные отели. Отвечая на этот запрос, застройщики активно реализуют проекты в сегменте апарт-отелей (кондо-отелей) и классических гостиничных комплексов. Спрос на отели станет ключевым фактором развития рынка недвижимости в Краснодарском крае и в целом по России на ближайшие годы. Это обусловлено тем, что даже с учетом активного строительства потребность в качественных гостиничных комплексах выше предложения, и интерес к ним продолжает расти», — прокомментировала Елена Плеханова.
В частности, в Краснодарском крае в рамках реализации инвестиционных проектов в сфере туризма с 2024 по 2029 год включительно номерной фонд увеличится на 32,8 тыс. номеров. Такие данные приводит Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Это более чем 5 тыс. новых номеров в среднем в год. Для сравнения, с 2018 по 2022 год средний ежегодный прирост составил более 3 тыс. номеров. Основная часть крупных инвестиционных проектов приходится на Сочи — 21 проект, Анапу — 12 проектов, Туапсинский и Темрюкский районы — 6 и 3 проекта соответственно, Геленджик — 2, Мостовский район — 1.
Кроме того, в рамках инвестиционного проекта «Пять морей и озеро Байкал» до 2030 г. новые туристические кластеры появятся на территории Санкт-Петербурга, Калининградской области, Крыма, Дагестана, Бурятии, Иркутской области, Приморского края и Запорожской области.
По данным ФД «Неометрия», за последние 10 лет гостиничные комплексы стали разнообразнее по своей концепции, инфраструктуре, операционно-технологическим характеристикам и организационно-правовым моделям.
«Тренд на замещение моно- и дуо-продукта мульти-продуктом особенно заметен. На смену курортным комплексам medical spa и bleisure, совмещающим медицинские или деловые и рекреационные продукты, приходят настоящие сервисные гипермаркеты со множеством различных услуг индивидуально для каждой группы гостей. В рамках концепции мульти-продукта в одном комплексе совмещается более двух продуктов, включая медицинские, деловые, рекреационные, детские, спортивные и развлекательные», — добавила PR-директор ФД «Неометрия».
По словам представителя девелопера, в последнее время на юге России активно создаются кондо-отели и комплексы апартаментов с гостиничным сервисом. Ранее такие объекты в основном создавались в Санкт-Петербурге, теперь эта тенденция дошла до Краснодарского края. Эти модели снижают порог входа в инвестиции для частных лиц и вовлекают накопления населения в экономический оборот.