Иммерсивные шоу, выставки и собственные концертные залы: зачем девелоперы объединяются с искусством

Коллаборации коммерческих брендов, в частности, девелоперских компаний, с представителями сферы культуры кажутся новомодным трендом, который стремительно захватил рынок, но непонятно, задержится ли он с нами надолго. При этом немногие задумываются о том, что корни союза архитектуры, строительства и искусства гораздо глубже, чем кажется. Юлия Леонова, директор по маркетингу October Group, рассказала, почему девелоперские компании встают на путь сотрудничества с арт-институциями и что это дает бренду. 
873
Изображение взято из источника: October Group, King & Sons
Погружение в тему я хочу начать с истории развития взаимоотношений между зодчеством, живописью и музыкой, чтобы было понятно, что «коллаборация» в отношении жилых и нежилых зданий и объектов искусства – это всего лишь новое слово для обозначения давно существующего в мире явления. 


«Вечная любовь» архитектуры и искусства 

С зарождения человеческой цивилизации изобразительное искусство и архитектура всегда сосуществовали в неразрывном тандеме. Даже древнейшие арт-объекты – это образцы монументальной живописи, среди которых наскальные рисунки эпохи палеолита в пещерах Альтамира и Ласко. И по сей день немало гениальных архитектурных творений просто немыслимы без связи с художественными произведениями: собор Саграда Фамилия в Барселоне авторства Антонио Гауди – без радужных витражей; храм Святой Софии в Стамбуле – без древних византийских мозаик, а столичная гостиница «Метрополь» – без легендарного мозаичного панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза». 

Связь между музыкой и архитектурой не так очевидна, но не менее крепка, недаром немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал, что архитектура – это застывшая музыка. Из музыки в зодчество пришли такие термины, как ритм, мерная конструкция, гармония, пропорция, ансамбль. Если же окунуться в историю архитектурных стилей и музыкальных течений, то окажется, что они соответствуют друг другу: готика – церковной, органной музыке, барокко  –  ажурному звучанию Баха или Вивальди, классицизм – строгим и величественным произведениям Моцарта и Бетховена, а модерн – легким творениям Дебюсси или Стравинского. 


Источник: October Group, «Дворцовые симфонии двух столиц»


От истории к практике 

Обращение к культурному наследию и современному искусству – вполне закономерный, в каком-то смысле даже необходимый шаг в развитии ответственного девелопмента. На практике это взаимодействие реализуется по двум основным направлениям – наполнение проектов и их концептуальное позиционирование. 

В первом случае девелоперы используют предметы искусства непосредственно в домах: арт-объекты и инсталляции в благоустройстве, картины в лобби, муралы на фасадах. Например, в ЖК Stories на Мосфильмовской планируется установить световую инсталляцию в приватном дворе-патио и водный арт-объект у водоема с амфитеатром. 

Более глубокое взаимодействие с искусством проявляется в создании на территории проектов культурных пространств – арт-галерей, театральных студий и киноклубов, лекториев, даже концертных залов. Например, в составе нашего нового многофункционального делового комплекса на Бауманской улице появится арт-кластер, включающий в себя трансформируемый зал, музыкальные студии, репетиционные комнаты, галереи и выставочные пространства. 

Еще одно направление касается позиционирования проектов в коллаборациях с представителями арт-сообщества, интеграции в культурные мероприятия, которые создают атмосферу, соответствующую концепции проекта. 

Например, нейминг и позиционирование клубного дома King & Sons на Мосфильмовской улице строится вокруг значимых семейных ценностей, создания и передачи наследия, в том числе культурного, от отца к сыну. Для формирования эмоциональной связи с проектом у потенциальной аудитории, воссоздания атмосферы и закрепления его образа мы использовали аудиальное и визуальное искусство. 

Так, в феврале 2024 года мы стали партнерами музыкального фестиваля классической музыки «Дворцовые симфонии двух столиц» в Петровском путевом дворце, где выступила солистка «Ла Скала» и золотое сопрано Италии Кьяра Таиджи. Интеграция жилого проекта в такое мероприятие – это не только символический жест, но и непосредственный выход на потенциальных покупателей, поскольку концерты классической музыки со всемирно известными исполнителями соответствуют вкусам целевой аудитории.  


Источник: October Group, Иммерсивное шоу, Петровский путевой дворец

В сентябре мы провели еще одно музыкальное мероприятие в том же пространстве. В коллаборации с композитором Глебом Андриановым был сделан акцент на современной классике, которая уже стала частью культурного наследия страны. На концерте композитора использовались инструменты иммерсивного шоу с перфомансом, объединяющие музыкальное и танцевальное искусство. Помимо этого, на стены транслировалась световая инсталляция с визуальными образами проекта. 

Девелоперы активно интегрируются свои проекты и в выставки современного искусства. В конце октября в пространстве Askeri Gallery открылась выставка китайского скульптора Хуана Юлуна и российских художников Тимура Гасумова и Даниэля Закха «Планы на будущее». Частью выставки стала презентация King & Sons, которую провели с помощью технологий маппинга и видеопроекций с голографическим изображением узнаваемых элементов проекта. Такие мероприятия создают новый формат смыслового обмена между разными странами и культурными традициями, а также между бизнесом и искусством. Расположенный рядом с посольством КНР клубный дом сам по себе является примером синергии современных архитектурных трендов с лаконичной визуальной эстетикой Востока, что органично вписывает культурный код комплекса в арт-мероприятие.


Так зачем девелоперу искусство 

Окружающая среда и отдельные ее элементы оказывают огромное влияние на психическое и физическое состояние людей буквально на клеточном уровне. Было проведено множество подтверждающих это исследований. Одно из последних — совместная работа Института эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова РАН и Русского музея. Ученые выяснили, что созерцание произведений изобразительного искусства активирует гормон «счастья» — дофамин, который снижает тревожность и способствует расслаблению, что в итоге повышает концентрацию внимания и улучшает общее самочувствие, работоспособность и мотивацию. 

Эстетический облик играет не меньшую роль в формировании комфортной жилой среды, чем ее качество с точки зрения эксплуатации. Так, например, на западе давно существует государственная программа Percent for Art. В рамках нее, 1% от бюджета девелоперского проекта должен быть направлен на финансирование художественных инициатив. 

Создание в рамках жилых проектов культурных объектов (музеев, галерей, арт-пространств, концертных залов) — это еще более высокой уровень эстетизации среды. Он имеет настолько широкомасштабное влияние, что в 2019 году ученые Университетского колледжа Лондона установили, что посещение культурных мероприятий (музеев, концертов, театров) повышает продолжительность жизни на 31%, а ментальное здоровье — на 48%. 


Источник: October Group, King & Sons


Быть на одной волне 

Событийные коллаборации бизнеса и культуры — это эффективный формат коммуникации с потенциальными потребителями и способ рассказать о себе. Такой маркетинговый инструмент позволяет сначала привлечь внимание, далее положительным образом отстроиться от конкурентов и сформировать у целевой аудитории ассоциативный ряд, отсылающий к ценностям, заложенным в продукт. 

Коллаборации с культурными институциями позволяют нам говорить со своей потенциальной аудиторией состоятельных людей на близком для них языке искусства. Так, согласно рейтингу исследовательской компании Wealth-X, искусство вошло в тройку самых популярных хобби среди богатейших людей в мире — почти каждый третий миллиардер коллекционирует предметы искусства. 

Состоятельные спонсоры и меценаты с давних времен помогали свободно творить многим великим живописцам и музыкантам: коллекционер Павел Третьяков поддерживал Василия Перова, Илью Репина, Виктора Васнецова и Ивана Крамского, а супруга крупного промышленника, Надежда фон Мекк всю жизнь оказывала поддержку Петру Чайковскому, а также молодым дарованиям — Николаю Рубинштейну, Клоду Дебюсси и другим. 

И мы продолжаем сегодня эту традицию. 


Резюме 

Коллаборации девелоперских проектов и представителей искусства — это не только и не столько модное веяние в маркетинге, сколько воплощение на новом уровне уже проверенного временем союза. Это позволяет бизнесу получить качественную и эстетичную среду, а также лояльность целевой аудитория. Для культурных институций такое сотрудничество дает дополнительное финансирование, возможность расширения аудитории и запуска новых, в том числе нестандартных проектов. 


Материалы по теме

Источник: cre.ru
Экспертный анализ

ИЖС: реалии и перспективы

В Москве состоялся круглый стол «Итоги года в малоэтажном строительстве России».
 
29.11
Источник: Пресс-служба «Метриум»
Сюжет

Машино-места в Москве тоже дорожают

Средняя стоимость машино-мест в Москве превысила 3 млн руб., выяснили аналитики «Метриум».
 
31.10
Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Кадровый голод как данность

Эксперты СДЭК рассказали, какие сотрудники сейчас наиболее востребованы.


 
29.10

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre