УК «Сампа»: Более 70% торговых центров в европейской части РФ эксплуатируются более 10 лет

Проблема устаревания торговой инфраструктуры – как инженерно-технологического, так и морального – с каждым годом становится все острее. В европейской части страны доля проектов, стартовавших более 15 лет назад, превысила 40%. Стажем в 10+ лет отличается уже свыше 70% всех ТЦ. При этом расширение фонда арендопригодных площадей резко замедлилось. Специалисты УК «Сампа» подсчитали, что вклад последнего пятилетия ограничивается 6% от общего объема предложения, накопившегося к настоящему времени.
296
Изображение взято из источника: CRE
На территории европейской части РФ (без учета Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих областей) сейчас функционируют 865 торговых центров. Их общая площадь оценивается аналитиками УК «Сампа» в 22,0 млн кв. м. К сдаче в аренду приспособлены 14,5 млн кв. м недвижимости. По объему предложения лидируют Самара (1,13 млн кв. м), Нижний Новгород (1,01 млн кв. м) и Краснодар (1,00 млн кв. м). Отметку в 0,5 млн кв. м GLA преодолели также Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Курск, Иваново и Ярославль. Еще 8 региональных центров располагают от 300 до 500 тыс. кв. м качественных торговых площадей, 11 – от 200 до 300 тыс. кв. м, и столько же – от 100 до 200 тыс. кв. м. В восьми региональных центрах торговая индустрия пока не достигла показателя в 100 тыс. кв. м арендопригодных площадей. Почти все они расположены на Северном Кавказе (единственное исключение – Нарьян-Мар). 

Большинство региональных комплексов нуждается в реконструкции или, по крайней мере, реконцепции. Период эксплуатации 132 ТЦ из 865 (15,3%) перевалил за 20 лет. Некоторые из этих зданий были построены в советские или даже царские времена. Их доля в общей структуре GLA – 11,5% (1,7 млн кв. м) – относительно невелика, но все же весьма заметна. 

Основной массив торговой инфраструктуры в городах к западу от Урала сформировался с 2004-го по 2013-й гг. Тогда открылись почти 500 ТЦ с 8,9 млн кв. м помещения для сдачи в аренду (61,2% от всего объема актуального предложения). Особенно насыщенным выдался период 2009-2013 гг. Это было «время гигантов»: средний размер GLA у сданного объекта равнялся 19,8 тыс. кв. м – в полтора раза больше, чем у зданий поколения 2019-2024 гг. (13,1 тыс. кв. м). В ту пятилетку на рынок вышли четыре из десяти крупнейших торгово-развлекательных комплексов из взятой выборки. 

В дальнейшем девелоперская активность пошла на спад. 2014-2018 гг. отметились 169 премьерами. Они пополнили фонд торговой недвижимости на 3,1 млн кв. м (21,2% от валового показателя). 

За последние пять поступления качественных лотов на региональные рынки почти прекратились. По данным УК «Сампа» с 2019-го по 2024-й зарегистрировано 69 открытий. Новейшие комплексы содержат 0,9 млн кв. м арендопригодных площадей (6,2% от валового показателя) – это 3,4 раза меньше, чем за предыдущее пятилетие, и в 5,5 раз меньше, чем в 2009-2013 гг. Лишь в 28 из 47 городов расширился пул проектов. По 50+ тыс. кв. м GLA получили Киров, Нижний Новгород, Казань, Калининград, Краснодар и Грозный. Помимо них в топ-10 вошли Ярославль, Воронеж, Псков, Мурманск, где площадь свежего предложения измеряется 30-40 тыс. кв. м.  В общей сложности на долю этих десяти городов приходится без малого три четверти (72,9%) всех пополнений.

Таким образом, 72,5% (доля GLA 72,7%) всех действующих ТЦ в европейской части страны справили 10-летний юбилей, а 43,6% (доля GLA 38,6%) – 15-летний.
 
Сильнее всего вопрос обновления сложившейся торговой сети дает о себе знать в Казани, Владимире, Рязани, Калининграде, Ростове-на-Дону, Пензе, Ставрополе, Иваново и Чебоксарах. В каждом из перечисленных городов от 50% до 65% предложения держится на комплексах, эксплуатируемых дольше 15 лет. Сопоставимые пропорции характерны также для Орла (48,6%) и Ярославля (48,3%). Примечательно, что в Чебоксарах, Рязани и Владимире более 30% фонда GLA до сих пор покрывается за счет зданий, которым по 20+ лет. 

Пиковым 2009-2013 гг. обязана своим появлением треть (34,1%) всей торговой недвижимости на западе страны. Однако в некоторых городах влияние этого периода намного больше. Например, в Брянске с 2009-го по 2013-й было введено 79,4% всех имеющихся площадей, в Белгороде – 72,5%, в Вологде – 61,4%, в Сыктывкаре – 60,8%, в Смоленске – 60,5%, в Калуше – 54,5%, в Воронеже – 50,7%. К этой группе примыкают Саратов (45,7%) и Петрозаводск (45,4%). 

Самая благополучная ситуация наблюдается в Архангельске. Там проекты, стартовавшие в 2014-2018 гг., занимают в локальной структуре предложения 68,0%. На 50-60% за последние десять лет торговая инфраструктура обновилась в Йошкар-Оле, Курске, Мурманске, Кирове, Саранске и Туле. Причем в Кирове 40,9% GLA связано с ТЦ, сданными в 2019-2024 гг. В Мурманске их вес достигает 19,1%, в Йошкар-Оле – 18,1%. 

 
«В большинстве локаций насыщенность торговой инфраструктурой достигла определенной точки предела или близка к ней. Запуск новых проектов оправдан только в тех микрорайонах, где активно развивается жилая застройка. В остальных случаях на первый план выходит реконцепция уже действующих комплексов, – подчеркивает Мария Дорохова, коммерческий директор УК «Сампа». – Особую важность приобретает тренд на трансформацию ТРЦ в полноценные общественные пространства с познавательной и просветительской составляющими». 


Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Регионы прирастут торговыми центрами

По прогнозам аналитиков компании, в 2025 году объемы ввода торговой недвижимости в регионах России вырастет в 1,5 раза. Этот показатель достигнет отметки 315 тыс. кв. м. При этом около 60% открытий придется на крупные города с населением от 500 тыс. человек.
14.01
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: DIY-ритейл осваивает онлайн

Совокупный объем онлайн-рынка строительно-отделочных материалов, мебели и товаров для дома составил 911 млрд руб., что на 23% превысило результаты прошлого года. Тем не менее, пока оборот интернет торговли в этой категории составляет только 11,1% от общего объема продаж.
09.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Давайте уже после праздников! - NF Group прогнозирует перенос открытия минимум 40% ТЦ на 2025 год

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели предварительные итоги 2024 года на рынке торговой недвижимости Москвы. По их данным, доля вакантных площадей в столичных торговых центрах в 2025 году может вырасти до 8% по сравнению с 7% в 2024 году. Такой рост обусловлен планами по открытию новых объектов и изменением структуры спроса на фоне трансформации рынка. В то же время как минимум 40% запланированных на 2024 год открытий торговых центров, вероятно, будет перенесено на 2025 год на фоне сдержанной стратегии девелоперов. 
20.12

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Business Club
Назначения

Екатерина Прокопова теперь в Business Club

Она заняла должность директора отдела по связям с общественностью.
10.01
Источник: IBC Global
Назначения

IBC Global открывает направление Light Industrial

Его развитием займется Юлиана Хронюк, эксперт в сегменте индустриальной недвижимости. Новый департамент - ответ на растущий спрос со стороны бизнеса на малые форматы качественной складской недвижимости в крупных региональных городах России.
13.01
Источник: АТ-Инвест
Проект

АТ-Инвест получила ЗОС на склад в Софьино

Площадь производственно-складского корпуса составляет 100 000 кв. м.
10.01
Источник: Пресс-служба Эмина Агаларова
Игроки рынка

Агаларов подружился с китайцами

Эмин Агаларов совместно с китайскими партнерами основал компанию Dream Marketing Solutions.
 
13.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Аукцион

БЦ «Максима плаза» обрел нового владельца

По итогам торгов бизнес-центр площадью 8,9 тыс. кв. м достался структуре ООО «Константа» за 445,6 млн рублей.
13.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre