IBC Real Estate: DIY-ритейл осваивает онлайн

Совокупный объем онлайн-рынка строительно-отделочных материалов, мебели и товаров для дома составил 911 млрд руб., что на 23% превысило результаты прошлого года. Тем не менее, пока оборот интернет торговли в этой категории составляет только 11,1% от общего объема продаж.
953
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
DIY-ритейл продолжает свое стремительное развитие на фоне повышенного ввода жилья и ипотечного кредитования в 2021-2023 годы, рекордные показатели которых предопределили рост этого сегмента на ближайшие несколько лет. Так, по данным консалтинговой компании IBC Real Estate оборот DIY-рынка в 2024 году составил 8,2 трлн руб. (+21% г/г). 

Основным каналом реализации, на который приходится 88,9% продаж, остается офлайн-розница с оборотом 7,3 трлн руб. Совокупная доля онлайн-продаж DIY (с учетом маркетплейсов) в 2024 году достигла 11,1% (+0,2 п.п.) от общего оборота или 911 млрд руб. в абсолютных значениях. Онлайн-продажи в категории растут сопоставимыми темпами, но все же опережают рост DIY-рынка в целом. По итогам 2024 года совокупный рост онлайн-DIY (с учетом продаж на маркетплейсах) составляет 23%. 

В структуре объема доля онлайн-продаж через интернет-магазины DIY-ритейлеров все еще превышает объем реализации на универсальных маркетплейсах и составляет 60% от общего объема онлайн-продаж DIY-товаров. Так, на собственные интернет-магазины DIY-ритейлеров приходится 547 млрд руб. Крупнейшими игроками, на которых приходится около 70% онлайн-продаж в данной категории, являются ВсеИнструменты.ру, Петрович и Лемана ПРО. Объем онлайн-продаж DIY-товаров мультикатегорийных маркетплейсов (OZON, Wildberries, Магнит Маркет, Мегамаркет, Яндекс Маркет и др.) составляет 365 млрд руб. 

По темпам роста – баланс между интернет-магазинами DIY-ритейлеров и универсальными маркетплейсами сохраняется. Совокупный рост онлайн (с учетом маркетплейсов) в 2024 году находится на уровне 23%. 

Стратегии игроков, как в розничной торговле в целом, так и в DIY-сегменте в частности, выстраиваются в условиях тренда на создание омниканальной модели, которая трансформируется так же стремительно, как и потребительское поведение. Если раньше омниканальность подразумевала умелое сочетание офлайн- и онлайн-сервиса, то сегодня речь идет о системе, обеспечивающей единый покупательский опыт в офлайн и нескольких форматах онлайн (собственный интернет-магазин, маркетплейсы, боты в мессенджерах и социальных сетях). При этом каждый канал продаж предполагает свою стратегию развития. 

Через универсальные маркетплейсы, на которые приходится 40% онлайн-рынка DIY, чаще всего приобретают такие категории, как товары для дома и мелкие товары для ремонта, которые всегда должны быть под рукой, однако покупка крупногабаритных и дорогостоящих DIY-товаров на маркетплейсах уже стала частью потребительской практики населения. Одним из основных преимуществ мультикатегорийных маркетплейсов остается возможность приобрести необходимые и сопутствующие, а порой и импульсивно выбранные товары. Широкий ассортимент позволяет потребителю выбрать среди товаров как крупнейших DIY-ритейлеров, так и более мелких и непрофильных игроков, а также среди товаров СТМ маркетплейсов (например, товары таких брендов как OZON home от OZON, Razz от Wildberries, Pragma от Яндекс Маркета). 

В условиях, когда приобретение товаров на маркетплейсах стало частью повседневной практики потребителей, которые ценят комфорт и скорость, особую ценность приобретает возможность заказать товар на маркетплейсе со знакомым интерфейсом и забрать через пару дней в ПВЗ, который расположен в шаговой доступности. Несмотря на то, что DIY-ритейлеры развивают доставку товаров в партнерские ПВЗ (особенно в рамках региональной экспансии), доступность ПВЗ крупнейших универсальных маркетплейсов – OZON и Wildberries – выше за счет более широкой собственной сети, а также ввиду работы с партнерами. Общее количество ПВЗ уже превышает 155 тыс.: OZON и Wildberries – более 95 тыс., а также ПВЗ партнеров двух маркетплейсов – Почта России и 5Post – более 60 тыс. В то же время количество ПВЗ партнеров DIY-ритейлеров – Почта России, СДЭК, Яндекс Маркет, boxberry и 5Post – достиг более 85 тыс. 


 
При этом собственные интернет-магазины DIY-ритейлеров остаются востребованными среди потребителей. Оформляя заказ в интернет-магазине, покупатель может не только оформить доставку на дом, но и воспользоваться дополнительными услугами – от доставки до нужной комнаты с распаковкой и сборкой до аренды дополнительного оборудования (например, покупатель может заказать разгрузку крупногабаритных товаров манипулятором или аренду плиткореза). 

Также важен и высокий уровень лояльности потребителей ритейлерам категории строительно-отделочных материалов, товаров для дома и мебели. Одна из стратегий приобретения DIY-товаров (особенно крупногабаритных и дорогостоящих) предполагает приобретение товара в интернет-магазине ритейлера после ознакомления с ним в офлайн-магазине этого же ритейлера. Заказывая товар через его сайт, потребитель уверен в качестве товара, уверен в том, что ему привезут именно тот товар, который он несколько дней назад присмотрел в магазине ритейлера. В случае возникновения проблем на любом из этапов – от качества доставки до качества товара – репутационные издержки несет сам ритейлер. 

 
«Одной из ключевых причин активного развития DIY-сегмента стали рекордные показатели рынка жилищного строительства, связанные с действующими ранее льготными ипотечными программами. В ближайшие 2-3 года спрос на товары для дома и ремонта будет сохраняться ввиду завершения значительного объема проектов на этапе строительства. Москва останется ключевым рынком, однако влияние регионов России продолжит возрастать, в том числе с ростом уровня доходов населения. При этом DIY-сегмент продолжает активную трансформацию с точки зрения каналов продаж, улучшения клиентского опыта и форматов развития своей недвижимости», – комментирует Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Бумагин Евгений

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Фуд-холлы осваивают региональные ТЦ

По предварительным итогам 2024 года около 40% фуд-холлов в ТЦ открывались в региональных городах. По данным Nikoliers, в 2024-2025 гг. ожидалось открытие нескольких крупных проектов в Санкт-Петербурге и Казани.
09.01
Источник: «Кельник»
KnowHow

Оцифровать коммерческие помещения в ЖК: зачем это нужно и как работает

Изучая сайты новостроек, можно заметить: в них почти невозможно найти квартиры на первых этажах. Жилье на уровне двора можно найти в единичных проектах, например, в городских таунхаусах или резиденциях с собственным патио в премиальных комплексах. Однако чаще всего в помещениях на первых этажах располагается стрит-ретейл. Продать такие объекты — нетривиальная задача для некоторых девелоперов.

Чтобы привлечь бизнес, готовый вложиться в помещение на первом этаже непостроенного дома, необходимо наглядно продемонстрировать преимущества будущего объекта. Основатель и генеральный директор интерактивного агентства «Кельник» Олег Кельник объяснил, почему обычных рендеров для этого недостаточно и как включенная в реестр отечественного ПО платформа для создания трехмерного дизайна интерьеров Планоплан помогает девелоперам продавать торговые пространства на первых этажах.
25.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Давайте уже после праздников! - NF Group прогнозирует перенос открытия минимум 40% ТЦ на 2025 год

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели предварительные итоги 2024 года на рынке торговой недвижимости Москвы. По их данным, доля вакантных площадей в столичных торговых центрах в 2025 году может вырасти до 8% по сравнению с 7% в 2024 году. Такой рост обусловлен планами по открытию новых объектов и изменением структуры спроса на фоне трансформации рынка. В то же время как минимум 40% запланированных на 2024 год открытий торговых центров, вероятно, будет перенесено на 2025 год на фоне сдержанной стратегии девелоперов. 
20.12

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre