IBC Real Estate: DIY-ритейл осваивает онлайн

Совокупный объем онлайн-рынка строительно-отделочных материалов, мебели и товаров для дома составил 911 млрд руб., что на 23% превысило результаты прошлого года. Тем не менее, пока оборот интернет торговли в этой категории составляет только 11,1% от общего объема продаж.
693
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
DIY-ритейл продолжает свое стремительное развитие на фоне повышенного ввода жилья и ипотечного кредитования в 2021-2023 годы, рекордные показатели которых предопределили рост этого сегмента на ближайшие несколько лет. Так, по данным консалтинговой компании IBC Real Estate оборот DIY-рынка в 2024 году составил 8,2 трлн руб. (+21% г/г). 

Основным каналом реализации, на который приходится 88,9% продаж, остается офлайн-розница с оборотом 7,3 трлн руб. Совокупная доля онлайн-продаж DIY (с учетом маркетплейсов) в 2024 году достигла 11,1% (+0,2 п.п.) от общего оборота или 911 млрд руб. в абсолютных значениях. Онлайн-продажи в категории растут сопоставимыми темпами, но все же опережают рост DIY-рынка в целом. По итогам 2024 года совокупный рост онлайн-DIY (с учетом продаж на маркетплейсах) составляет 23%. 

В структуре объема доля онлайн-продаж через интернет-магазины DIY-ритейлеров все еще превышает объем реализации на универсальных маркетплейсах и составляет 60% от общего объема онлайн-продаж DIY-товаров. Так, на собственные интернет-магазины DIY-ритейлеров приходится 547 млрд руб. Крупнейшими игроками, на которых приходится около 70% онлайн-продаж в данной категории, являются ВсеИнструменты.ру, Петрович и Лемана ПРО. Объем онлайн-продаж DIY-товаров мультикатегорийных маркетплейсов (OZON, Wildberries, Магнит Маркет, Мегамаркет, Яндекс Маркет и др.) составляет 365 млрд руб. 

По темпам роста – баланс между интернет-магазинами DIY-ритейлеров и универсальными маркетплейсами сохраняется. Совокупный рост онлайн (с учетом маркетплейсов) в 2024 году находится на уровне 23%. 

Стратегии игроков, как в розничной торговле в целом, так и в DIY-сегменте в частности, выстраиваются в условиях тренда на создание омниканальной модели, которая трансформируется так же стремительно, как и потребительское поведение. Если раньше омниканальность подразумевала умелое сочетание офлайн- и онлайн-сервиса, то сегодня речь идет о системе, обеспечивающей единый покупательский опыт в офлайн и нескольких форматах онлайн (собственный интернет-магазин, маркетплейсы, боты в мессенджерах и социальных сетях). При этом каждый канал продаж предполагает свою стратегию развития. 

Через универсальные маркетплейсы, на которые приходится 40% онлайн-рынка DIY, чаще всего приобретают такие категории, как товары для дома и мелкие товары для ремонта, которые всегда должны быть под рукой, однако покупка крупногабаритных и дорогостоящих DIY-товаров на маркетплейсах уже стала частью потребительской практики населения. Одним из основных преимуществ мультикатегорийных маркетплейсов остается возможность приобрести необходимые и сопутствующие, а порой и импульсивно выбранные товары. Широкий ассортимент позволяет потребителю выбрать среди товаров как крупнейших DIY-ритейлеров, так и более мелких и непрофильных игроков, а также среди товаров СТМ маркетплейсов (например, товары таких брендов как OZON home от OZON, Razz от Wildberries, Pragma от Яндекс Маркета). 

В условиях, когда приобретение товаров на маркетплейсах стало частью повседневной практики потребителей, которые ценят комфорт и скорость, особую ценность приобретает возможность заказать товар на маркетплейсе со знакомым интерфейсом и забрать через пару дней в ПВЗ, который расположен в шаговой доступности. Несмотря на то, что DIY-ритейлеры развивают доставку товаров в партнерские ПВЗ (особенно в рамках региональной экспансии), доступность ПВЗ крупнейших универсальных маркетплейсов – OZON и Wildberries – выше за счет более широкой собственной сети, а также ввиду работы с партнерами. Общее количество ПВЗ уже превышает 155 тыс.: OZON и Wildberries – более 95 тыс., а также ПВЗ партнеров двух маркетплейсов – Почта России и 5Post – более 60 тыс. В то же время количество ПВЗ партнеров DIY-ритейлеров – Почта России, СДЭК, Яндекс Маркет, boxberry и 5Post – достиг более 85 тыс. 


 
При этом собственные интернет-магазины DIY-ритейлеров остаются востребованными среди потребителей. Оформляя заказ в интернет-магазине, покупатель может не только оформить доставку на дом, но и воспользоваться дополнительными услугами – от доставки до нужной комнаты с распаковкой и сборкой до аренды дополнительного оборудования (например, покупатель может заказать разгрузку крупногабаритных товаров манипулятором или аренду плиткореза). 

Также важен и высокий уровень лояльности потребителей ритейлерам категории строительно-отделочных материалов, товаров для дома и мебели. Одна из стратегий приобретения DIY-товаров (особенно крупногабаритных и дорогостоящих) предполагает приобретение товара в интернет-магазине ритейлера после ознакомления с ним в офлайн-магазине этого же ритейлера. Заказывая товар через его сайт, потребитель уверен в качестве товара, уверен в том, что ему привезут именно тот товар, который он несколько дней назад присмотрел в магазине ритейлера. В случае возникновения проблем на любом из этапов – от качества доставки до качества товара – репутационные издержки несет сам ритейлер. 

 
«Одной из ключевых причин активного развития DIY-сегмента стали рекордные показатели рынка жилищного строительства, связанные с действующими ранее льготными ипотечными программами. В ближайшие 2-3 года спрос на товары для дома и ремонта будет сохраняться ввиду завершения значительного объема проектов на этапе строительства. Москва останется ключевым рынком, однако влияние регионов России продолжит возрастать, в том числе с ростом уровня доходов населения. При этом DIY-сегмент продолжает активную трансформацию с точки зрения каналов продаж, улучшения клиентского опыта и форматов развития своей недвижимости», – комментирует Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Бумагин Евгений

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Фуд-холлы осваивают региональные ТЦ

По предварительным итогам 2024 года около 40% фуд-холлов в ТЦ открывались в региональных городах. По данным Nikoliers, в 2024-2025 гг. ожидалось открытие нескольких крупных проектов в Санкт-Петербурге и Казани.
09.01
Источник: «Кельник»
KnowHow

Оцифровать коммерческие помещения в ЖК: зачем это нужно и как работает

Изучая сайты новостроек, можно заметить: в них почти невозможно найти квартиры на первых этажах. Жилье на уровне двора можно найти в единичных проектах, например, в городских таунхаусах или резиденциях с собственным патио в премиальных комплексах. Однако чаще всего в помещениях на первых этажах располагается стрит-ретейл. Продать такие объекты — нетривиальная задача для некоторых девелоперов.

Чтобы привлечь бизнес, готовый вложиться в помещение на первом этаже непостроенного дома, необходимо наглядно продемонстрировать преимущества будущего объекта. Основатель и генеральный директор интерактивного агентства «Кельник» Олег Кельник объяснил, почему обычных рендеров для этого недостаточно и как включенная в реестр отечественного ПО платформа для создания трехмерного дизайна интерьеров Планоплан помогает девелоперам продавать торговые пространства на первых этажах.
25.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Давайте уже после праздников! - NF Group прогнозирует перенос открытия минимум 40% ТЦ на 2025 год

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели предварительные итоги 2024 года на рынке торговой недвижимости Москвы. По их данным, доля вакантных площадей в столичных торговых центрах в 2025 году может вырасти до 8% по сравнению с 7% в 2024 году. Такой рост обусловлен планами по открытию новых объектов и изменением структуры спроса на фоне трансформации рынка. В то же время как минимум 40% запланированных на 2024 год открытий торговых центров, вероятно, будет перенесено на 2025 год на фоне сдержанной стратегии девелоперов. 
20.12

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02
Источник: Coldy
Проект

Coldy может построить 320 тыс. кв. м на Дмитровской

Компания выкупает у Сбербанка 5,6 га под деловым кварталом Mirland Plaza. Если эта территория войдет в программу КРТ, девелопер сможет реализовать там крупный комплекс с жильем и офисами.
17.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre