Nikoliers: Фуд-холлы осваивают региональные ТЦ

По предварительным итогам 2024 года около 40% фуд-холлов в ТЦ открывались в региональных городах. По данным Nikoliers, в 2024-2025 гг. ожидалось открытие нескольких крупных проектов в Санкт-Петербурге и Казани.
745
Изображение взято из источника: Nikoliers
Благодаря положительному влиянию фуд-холлов на рост посещаемости торговых центров, управляющие компании продолжают их активно как внедрять, так и обновлять концептуально уже действующие проекты. При этом этот тренд характерен не только для Московского региона и Санкт-Петербургской агломерации, но и для крупных российских городов. На текущий момент в регионах РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, уже открыто 29 фуд-холлов (58 144 кв. м). При этом по итогу 2024 года 38% открытий фуд-холлов в торговых центрах придется на региональные города. В перспективе 2024-2025 гг. ожидается открытие таких проектов как «Невский Маркет» в ТРЦ «Невский центр» (около 4 тыс. кв. м), ТРК «ПИК» (3,6 тыс. кв. м) в Санкт-Петербурге и фуд-холл в МФТРК Hollywood (около 3 тыс. кв. м) в Санкт-Петербурге, гастрокластер в «ART Центре» (около 3 тыс. кв. м) г. Казань ТРЦ «ART Центр».

По прогнозам Nikoliers, доля фуд-холлов, открытых в региональных ТЦ, будет расти. Сегодня фуд-холлы присутствуют в таких региональных городах, как Челябинск и Новосибирск, в каждом из которых открыто по 3 фуд-холла, а также в торговых центрах в Южно-Сахалинске, Екатеринбурге, Уфе, Иваново, Краснодаре и Ярославле, в каждом из которых открылись по два фуд-холла. 

Доступное предложение торговых центров на рынке РФ составляет 30 млн кв. м, из которых более 80% были построены ранее 2018 года и нуждаются в реконцепции. В последние несколько лет большинство кейсов реконцепции торговых комплексов наблюдается через внедрение или обновления зоны общественного питания, а именно с помощью создания современного фуд-холла в торговом центре. Например, как в ТРЦ «Алатырь» в Екатеринбурге, ТРЦ «М5 Молл» в Рязани, ТРЦ «Калейдоскоп» в Новосибирске, ТРЦ «Планета» в Красноярске и др. 

Начало развития фуд-холлов в ТЦ пришлось на 2019 год как ответ на зарождение тренда на необходимость актуализировать торговые пространства и разнообразить пул арендаторов новыми и интересными концепциями. Тогда из 15 открытых за этот год фуд-холлов 8 начали свою работу именно в торговом центре. Тренд сохранился и после пандемии, управляющие компании для актуализации проектов все чаще прибегают либо к реновациии зон общественного питания, либо к организации фуд-холлов: с 2020 по 2023 гг., как правило, не менее 50% фуд-холлов открывались именно в торговых центрах. 

Фуд-холлы усиливают привлекательность торгового центра: посетитель, имея возможность отдохнуть на фуд-холле, увеличивает свое время пребывания в торговом центре и потенциально может совершить большее количество покупок в торговой галерее. В дополнение к этому, фуд-холлы приносят более высокую арендную плату на квадратный метр, что является их преимущество перед традиционными концепциями общепита, а также зачастую могут занимать сложные для других сегментов площади. 

По экспертной оценке Nikoliers, на данный момент 54% площадей действующих фуд-холлов находятся в торговых центрах (общей площадью 129,4 тыс. кв. м). Остальные 33% приходится на отдельно стоящие здания, еще 6% на фуд-холлы в бизнес-центрах, 3% на рынках, 2% в МФК, по 1% на апарт-отели, стрит-ритейл и на небольшие гастропространства в жилых комплексах.


Источник: Nikoliers

Формат фуд-холлов также является стартовой площадкой для новых рестораторов, так как из-за возможности арендовать небольшой блок, у них есть возможность попробовать себя в сегменте общественного питания. На сегодняшний день площадь фуд-холла может варьироваться от 250 кв. м до 11 тыс. кв. м. Фуд-холл может стать якорным арендатором торгового комплекса, привлекая людей, которые приходят не только за покупками, но и за гастрономическими впечатлениями. Сейчас наиболее популярными операторами в фуд-холлах являются представители паназиатской кухни (30% всех операторов), кофе и десерты (16%), европейской кухни (12%) и др.

 
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «Москва всегда первой реагирует на все актуальные тренды – и в настоящий момент столичный рынок уже достаточно насыщен разнообразными проектами и концепциями фуд-холлов. Поэтому логично, что последующим шагом для этого сегмента стала активная экспансия в регионы и открытие проектов в крупных городах. Но стоит отметить, что открытие фуд-холла требует серьезных усилий в анализе рынка и оценке потенциала будущего проекта. Подход к реализации проекта должен быть индивидуальным и учитывать особенности локации. Открытие фуд-холлов в регионах также положительно сказывается на развитии небольшого частного бизнеса: в таких местах часто представлены местные производители и стартапы, что поддерживает локальных предпринимателей и способствует развитию ритейла в регионах». 


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Давайте уже после праздников! - NF Group прогнозирует перенос открытия минимум 40% ТЦ на 2025 год

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели предварительные итоги 2024 года на рынке торговой недвижимости Москвы. По их данным, доля вакантных площадей в столичных торговых центрах в 2025 году может вырасти до 8% по сравнению с 7% в 2024 году. Такой рост обусловлен планами по открытию новых объектов и изменением структуры спроса на фоне трансформации рынка. В то же время как минимум 40% запланированных на 2024 год открытий торговых центров, вероятно, будет перенесено на 2025 год на фоне сдержанной стратегии девелоперов. 
20.12
Источник: IPG.Estate
Исследования рынка

IPG.Estate: Уровень вакансии в центральных коридорах Москвы достиг рекордно низких 6%

Уровень вакантных площадей в 6% не повлиял на колебание арендных ставок в 2024 году.  Рост запрашиваемой арендной ставки отмечен лишь в отдельных локациях в пределах 10-15% по нижней границе ценового коридора.

Планы ритейлеров по развитию бизнеса, реализации новых проектов скорректировались под влиянием роста ключевой ставки ЦБ в 2024 году.  Возвращение к заявленным планам будет возможно после снижения стоимости заемного финансирования.

Основную долю помещений в локациях центральных торговых коридоров  сохранят за собой сфера общепита и магазины одежды и обуви.  
20.12
Источник: Nikoliers
Экспертный анализ

Nikoliers: Свободных офисов, складов и ТЦ до 2028 года не ждите

По экспертной оценке Nikoliers, по итогам 2024 года в сегментах офисной, складской и торговой недвижимости наблюдается рекордно низкая вакансия. А прогноз на ближайшие три года обещает сохранение дефицита, несмотря на высокие уровни нового ввода. 
18.12

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre