IPG.Estate: Уровень вакансии в центральных коридорах Москвы достиг рекордно низких 6%

Уровень вакантных площадей в 6% не повлиял на колебание арендных ставок в 2024 году.  Рост запрашиваемой арендной ставки отмечен лишь в отдельных локациях в пределах 10-15% по нижней границе ценового коридора.

Планы ритейлеров по развитию бизнеса, реализации новых проектов скорректировались под влиянием роста ключевой ставки ЦБ в 2024 году.  Возвращение к заявленным планам будет возможно после снижения стоимости заемного финансирования.

Основную долю помещений в локациях центральных торговых коридоров  сохранят за собой сфера общепита и магазины одежды и обуви.  
680
Изображение взято из источника: IPG.Estate
Юлия Назарова, руководитель отдела торговой недвижимости IPG.Estate: «По итогам 2024 года мы видим восстановление рынка недвижимости стрит-ритейла в центральных коридорах столицы. Уровень вакантных площадей сократился до 6%, а ставки в среднем выросли на 10-15% по сравнению с 2023. 

В 2024 году продолжилось замещение ушедших брендов, что отчасти сказалось и на портрете центральных улиц – доля российских ритейлеров продолжает расти».


Основные показатели рынка

Общий объем площадей формата  стрит-ритейл  на центральных улицах Москвы составил 285 тыс. кв.м, количество помещений насчитывает  порядка 1 500 объектов.

Наиболее востребованный формат объектов в аренду – помещения площадью 100-300 кв.м. 

Доля вакантных помещений на улицах центра Москвы достигла рекордно низкого показателя в 6%.

Годовая ставка аренды находится в диапазоне 47 000 руб. – 375 000 руб. за кв.м.

Ключевыми арендаторами центральных локаций являются заведения общественного питания, fashion – ритейлеры и операторы категории «Красота и здоровье».



Предложение

Уровень вакантных площадей в 6% не повлиял на колебание арендных ставок в 2024 году.  Рост запрашиваемой арендной ставки отмечен лишь в отдельных локациях в пределах 10-15% по нижней границе ценового коридора.

Планы ритейлеров по развитию бизнеса, реализации новых проектов скорректировались под влиянием роста ключевой ставки ЦБ в 2024 году.  Возвращение к заявленным планам будет возможно после снижения стоимости заемного финансирования.

Основную долю помещений в локациях центральных торговых коридоров сохранят за собой сфера общепита и магазины одежды и обуви.



Ставки аренды

На конец 2024 года ставки аренды на помещения стрит-ритейл  установились в диапазоне от 47 000 руб. до 375 000 руб. за кв.м в год. 

Отмечается рост ставки аренды в диапазоне 10-15% по нижней границе ценового коридора.

Максимальная годовая ставка аренды в размере 375 тыс. руб. на предложения в экспозиции зафиксирована на ул. Петровка и Кузнецкий мост.

По итогам 2024 года самыми «дорогими» локациями центра Москвы для аренды коммерческой недвижимости остаются: Петровка (средняя ставка аренды составляет 185 000 руб. за кв.м в год), район Патриарших прудов, Столешников переулок и Кузнецкий мост (средняя ставка аренды составляет 175 000 руб. за кв.м в год) и Большая Никитская ул. (средняя ставка аренды составляет 160 000 руб. за кв.м в год).

В остальных локациях центра Москвы средние запрашиваемые арендные ставки находятся на уровне 70 000 – 130 000 руб. за кв.м в год.

Широкий коридор арендных ставок на помещения обусловлен их качественными характеристиками: удаленность от метро, спецификой планировки, площадью помещения и др. 




Вакансия

Доля вакантных помещений по итогам 2024 года достигла рекордно низкого показателя за последние 10 лет и установилась на уровне 6%.

Минимальные значения вакансии в диапазоне 1-3% отмечены сразу в нескольких исследуемых локациях: на улицах Новый Арбат, Петровка, Маросейка, Большой Никитской и Столешниковом переулке. 

Отсутствие вакансии зафиксировано на Камергерском переулке и Никольской улице.

В 2024 году рынок недвижимости формата стрит-ритейл демонстрировал высокие темпы восстановления после периода пандемии, влияния внешнеэкономических факторов, ухода с российского рынка зарубежных компаний. Это привело к установлению рекордно низкого объема доступного для аренды предложения.

На фоне ситуации с массовым уходом из России иностранных компаний, долгие годы занимавших элитные локации, реализовался высокий потенциал отечественного бизнеса, занявшего высвободившийся объем предложения.


Спрос

Основную долю арендаторов продолжают составлять операторы общепита. Их доля составила 41% от общего объема предложения в рассмотренных локациях. В группу вошли как рестораны, так и небольшие кафе, пекарни и кофейни. 

Второе место по количеству занимаемых помещений на центральных торговых улицах пришлось на арендаторов в категории «Красота и здоровье» и «Одежда, обувь», по 11% от общего количества соответственно.

Отрицательную динамику показали финансовые учреждения, банковский сектор, доля которых сократилась с 8% до 5% по итогам 2024 года.  Это связано в первую очередь с уходом с российского рынка зарубежных банков.

Схожая ситуация обстоит с брендовыми магазинами электроники, которые располагались в центре. В данном контексте, сокращение точек офлайн продаж связано с общей тенденцией к переходу в формат Интернет-торговли.

В 2024 году центральные локации Москвы активно начали занимать арендаторы по оказанию различных услуг и сервисов. Если к концу 2022 года их количество было минимально, то по итогам текущего они составляют уже более 2% от общего числа арендаторов. 




Тенденции и прогнозы

По итогам 2024 года рынок торговой недвижимости на центральных улицах Москвы продемонстрировал положительную динамику восстановления и развития. 

Высокая активность операторов обеспечила сокращение вакансии до рекордно низкого показателя в 6%. В текущей ситуации мы не прогнозируем дальнейшее снижение уровня вакантных площадей.

Дополнительное предложение на рынке стрит-ритейла на центральных торговых коридорах будет представлено помещениями на ул. Петровка, Столешников переулок после окончательного ухода зарубежных люксовых марок.

По итогам 2024 года мы фиксируем рост ставок аренды в диапазоне 10-15% в сравнении с 2023 годом. 

На 2025 год мы прогнозируем замедление активности арендаторов ввиду существенного удорожания заемного финансирования. Замедление активности арендаторов по нашим оценкам приведет с стабилизации ставок аренды на текущем уровне. 

Основной спрос на помещения центральных локаций Москвы будут продолжать формировать арендаторы сферы общепита, высокую активность проявляют несетевые операторы. 

Владельцы российских брендов одежды и обуви высокой ценовой категории продолжат обеспечивать заполнение помещений, ранее занимаемых зарубежными марками, после их окончательного ухода. 

2024 год отметился ростом спроса среди инвесторов, рассматривающих покупку помещений в стрит-ритейле как гарант получения стабильного арендного дохода.


иГРОКИ РЫНКА

IPG.Estate

Назарова Юлия

Консалтинг и брокеридж

IPG.Estate

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Основные торговые коридоры Москвы от голода не умрут

Согласно данным NF Group, по итогам 2024 года сегмент общественного питания занимает наибольшую долю площадей формата стрит-ретейл на основных торговых коридорах Москвы. На кафе и рестораны приходится 31% от общего числа торговых помещений. На втором месте по количеству занимаемых площадей (14%) находятся магазины одежды и обуви. За последние пять лет доля заведений общественного питания, как и доля фэшн-сегмента, увеличилась на 2 п. п. Объем площадей, занимаемых финансовыми и страховыми организациями, наоборот, сократился (-3,5 п. п.).
18.12
Источник: Nikoliers
Экспертный анализ

Nikoliers: Свободных офисов, складов и ТЦ до 2028 года не ждите

По экспертной оценке Nikoliers, по итогам 2024 года в сегментах офисной, складской и торговой недвижимости наблюдается рекордно низкая вакансия. А прогноз на ближайшие три года обещает сохранение дефицита, несмотря на высокие уровни нового ввода. 
18.12
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Иностранные бренды замедлили свои темпы

В 2024 году новые международные бренды заняли в Москве в 15 раз меньше торговых площадей, чем в 2023: 6,1 тыс. – против 93,9 тыс. кв. м.
17.12

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre