E-com поглощает склады

За пять лет е-commerce нарастил объем складов в семь раз и сравнялся с офлайном по площадям.
 
892
Изображение взято из источника: cre.ru
Согласно исследованию NF Group, за пять лет онлайн-ретейл продемонстрировал рекордный рост объема занимаемой складской недвижимости по всей России. Так, совокупный объем складов, используемых ведущими российскими онлайн-ретейлерами, увеличился с 1,27 до 8,41 млн кв. м. Для сравнения, крупнейшие игроки сегмента традиционной розничной торговли за этот же период нарастили площади лишь на 15% – с 7,72 до 8,67 млн кв. м. Таким образом, офлайн и онлайн впервые вышли на сопоставимые объемы, несмотря на шестикратное отставание e-commerce в 2020 г.

В 2020 г. объем складских помещений, занимаемых крупнейшими офлайн-ретейлерами по всей России, составлял 7,72 млн кв. м, тогда как у компаний онлайн-торговли этот показатель был на уровне 1,27 млн кв. м. По итогам 2024 г. офлайн-ретейл увеличил этот показатель до 8,67 млн кв. м, что соответствует росту на 15%. В то же время e-commerce нарастил объем складов до 8,41 млн кв. м – прирост составил 560% (увеличение в семь раз). Таким образом, за пять лет онлайн-ретейл практически сравнялся с офлайн-сегментом по объему складских помещений, несмотря на исходный разрыв, когда объем складской недвижимости операторов онлайн-торговли был в шесть раз меньше, чем у розничных игроков.

При этом в сегменте онлайн-торговли сохраняется более низкий уровень выручки на один квадратный метр склада. По итогам 2024 г. данный показатель для сегмента составил 0,82 млн руб., тогда как у офлайн-ретейлеров он достиг 1,39 млн руб. С учетом инфляции за пятилетний период (43%) реальная выручка на квадратный метр склада составляет около 0,56 млн руб. в онлайн-сегменте и 0,97 млн руб. в офлайн. Если скорректировать показатели на инфляцию, видно, что эффективность использования складской недвижимости в онлайн-торговле за пять лет практически не изменилась. Другими словами, онлайн-ретейлерам в 2024 г. по-прежнему требуется столько же площадей, чтобы обеспечить тот же объем продаж, что и в 2020-м.

Такая разница объясняется особенностями бизнес-модели форматов: традиционная розница использует площади магазинов не только для торговли, но и частично для хранения товаров, что снижает потребность в дополнительных складах. Онлайн-ретейл, напротив, полностью зависит от складской инфраструктуры: все ключевые процессы – хранение, сборка заказов, упаковка, отгрузка – сосредоточены именно там. Кроме того, онлайн-торговля сопровождается большим объемом возвратов, что также увеличивает потребность в складах. В результате даже при одинаковых объемах продаж e-commerce требуется существенно больше складских площадей, чем компаниям офлайн-торговли.
Константин Фомиченко, партнер NF Group: «Стремительный рост складских площадей в сегменте e-commerce – это отражение смены логистической парадигмы. За эти годы онлайн-торговля стала ключевым игроком в структуре спроса, при этом розничный ретейл также сохраняет устойчивые позиции. Мы наблюдаем не конкуренцию, а перераспределение ролей – с разной логикой использования складской недвижимости. Впереди нас ждет этап адаптации: рынок будет перестраиваться под более гибкий и фрагментированный спрос. Это повлияет как на проектные подходы, так и на географию размещения объектов. Новые склады будут все чаще ориентированы на специфику форматов и логистических моделей конкретных бизнесов».
 


иГРОКИ РЫНКА

NF GROUP

Фомиченко Константин

Консалтинг и брокеридж

NF GROUP

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

E-commerce в Центральной Азии не хватает складов

По данным INFOLine, доля электронной коммерции в Казахстане приближается к 13% от общего розничного товарооборота. Рост E-commerce в Узбекистане только за 2023 год составил около 150%. Однако совокупная площадь складов в странах Центральной Азии составляет только 1,5-2 млн кв. м при дефиците около 20 млн кв. м.
11.10
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Пока все говорят про e-com, склады занимают логисты

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в январе-марте 2024 года транспортные и логистические компании сформировали почти треть спроса на складскую недвижимость классов A и B в Московском регионе, при этом отмечаются рекордно низкие объемы нового ввода и сделок. Общий объем сделок составил 208,5 тыс. кв. м, что на 63% меньше, чем годом ранее. Это самый низкий показатель за последние четыре года. Общая площадь введенной качественной складской недвижимости составила всего 88 тыс. кв. м, что говорит о продолжающемся дефиците предложения на рынке, который приводит к росту арендных ставок.
19.04
Источник: SuperJob
Исследования рынка

Рынок труда в e-commerce: спрос, динамика зарплат, статистические данные

Сервис SuperJob изучил предложения работодателей и динамику заработных плат в сегменте онлайн-ритейла.
 
13.09

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 июля)

Ребрендинг KravtGroup, новые назначения в Blank и Manufaqtury, крупная офисная сделка «Магнита», новые магазины в МЕГАХ, цифровые активы Aspace, эксклюзивы Invest 7 и Ricci, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
13.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

У края платформы: как принятие новых законов о платформенной экономике изменит рынки

Вчера Госдума единогласно приняла в первом чтении законопроекты № 959244-8 и № 959248-8 о платформенной экономике, разработанные в Правительстве России. Инициатива была внесена 3 июля, и это первая в истории страны законодательная попытка закрепления единых правил игры в e-commerce. Цель, по словам авторов — баланс между интересами владельцев маркетплейсов, сервисов заказа еды, такси, их партнёров и покупателей. Несмотря на то, что документы приняты только в первом чтении, участники рынка считают, что «это дело решённое», за электронную коммерцию «государство, наконец-то, возьмётся всерьёз», а в перспективе может даже сбыться мечта игроков «каменной розницы» о налоговом и ценовом «равноправии» онлайн и оффлайн. Оппоненты же называют проекты никакими, запоздалыми и «снова лоббирующими исключительно интересы маркетплейсов».
 
Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
10.07
Источник: CRE
Сделка

«Магнит» заключил офисную сделку года

Ритейлер «Магнит» арендовал 10,9 тыс. кв. м в офисном здании у Савеловского вокзала, что стало одной из крупнейших офисных сделок в Москве с начала 2025 года.
10.07
Источник: Invest 7
Игроки рынка

Invest 7 зовет на «Завод»

Компания на эксклюзиве займется реализацией площадей формата Light Industrial в строящемся индустриальном парке «Завод» в Люберцах. К середине 2026 года запланирован ввод первой очереди площадью около 9 000 кв. м, а общая площадь проекта составит свыше 50 000 кв. м.
11.07
Источник: CRE
Проект

В Люберцах появится индустриальный парк

В Люберцах на участке 3 га появится индустриальный парк формата light industrial площадью 50 000 кв. м. Проект реализует компания «Завод», связанная с экс-владельцем группы «Стальмост».

 
11.07
Источник: CRE
Игроки рынка

Штаб-квартира «М.Видео» переезжает

Ритейлер «М.видео» арендовал 11 757 кв. м в бизнес-центре «Орбион» в Сколкове. Переезд в новый офис позволит объединить ключевые подразделения в едином пространстве.
10.07
Источник: CRE
Сделка

Особняк у Лубянки сменил владельца

Совкомбанк реализовал офисное здание площадью 6,7 тыс. кв. м в центре Москвы. Новый владелец — West Wind Group.
11.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre