X5 оплатит денежными средствами 100% акционерного капитала сети «Копейка». Кроме того, к X5 перейдет чистый долг сети в размере, не превышающем 16,5 млрд. рублей.
Профинансирована сделка будет из средств, предоставленных X5 Сбербанком России: часть суммы будет привлечена в рамках существующих кредитных линий. Кроме того, Сбербанк откроет X5 новую пятилетнюю возобновляемую кредитную линию с лимитом $1 млрд в рублевом эквиваленте, с датой погашения в декабре 2015 года. Кредитная линия не предполагает имущественного обеспечения и предоставляется на условиях, сопоставимых с условиями кредитования ведущих западных банков для Х5.
Как указывается в пресс-релизе, перед заключением сделки были получены все необходимые одобрения и согласования, включая одобрение Федеральной Антимонопольной Службы. В соответствии с решениями ФАС дочерние компании ОАО «Торговый дом «Копейка» прекратят торговую деятельность 27 магазинов до закрытия сделки. Закрыть сделку предполагается во второй половине декабря 2010 года.
Сеть магазинов «Копейка» занимает третье место на российском рынке продуктовой розницы среди «мягких» дискаунтеров по объему выручки и числу магазинов. На момент подписания соглашения сеть включала в себя более чем 660 магазинов общей торговой площадью свыше 290 тыс.кв.м. Ожидается, что к концу 2010 года сеть будет обладать юридическими правами примерно на 700 магазинов. Дискаунтеры «Копейка» расположены в основном в европейской части России, более 50% бизнеса сети сосредоточено в Москве и Московской области. У компании имеется также 7 распределительных центров площадью около 87 тыс.кв.м.
Согласно аудированной отчетности, выручка сети за 2009 год составила 54,9 млрд. рублей, а EBITDA – 3,7 млрд. рублей.
Лев Хасис, главный исполнительный директор X5 Retail Group, считает, что приобретение сети «Копейка» укрепит лидерство X5 на российском розничном рынке, значительно расширяя наше присутствие в данном формате на рынке Москвы и Московской области. Количество магазинов X5 Retail Group в формате «мягкий» дискаунтер вырастет на 700 магазинов, торговая площадь компании увеличится на 25%, до 1,4 млн кв.м (подсчеты по состоянию на 30 июня 2010 года).
Кроме того, число дискаунтеров Х5 в Москве и Московской области увеличится на 75% (с учетом 317 дискаунтеров «Копейка» и 422 дискаунтера X5 в Москве и Московской области по состоянию на 30 июня 2010 года). Тем не менее, подчеркивается в сообщении, после завершения сделки рыночная доля компании в Москве и Московской области составит примерно 13%, что оставляет значительный простор для дальнейшего роста.
В течение двух лет X5 намерена ребрендировать дискаунтеры «Копейка» в «Пятерочки». В 2011 году главной задачей будет интеграция операционных моделей и IT-систем. Конвертацию большинства магазинов планируется осуществить во второй половине 2011 года и в течение 2012 года.
X5 Retail Group - крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Работает под брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». На 30 сентября 2010 года под управлением компании находилось 1 630 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Чистая выручка X5 Retail Group за 2009 год достигла более $8,717 млрд , показатель EBITDA составил $736 млн, чистая прибыль $165 млн.
Как отметила Галина Малиборская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International, сделки поглощения в ритейле в России только начинаются, в то время как в мире поглощение является довольно распространенной практикой.
Примером сделок поглощения в России, по ее словам, стала покупка Melon Fashion Group сети магазинов Taxi у Киры Пластининой и переименование его в BeFree. Intersport (Delta Sport) приобрела сеть прибалтийскую сеть Sportland, которая также развивала и сеть Netto Sport.
«Такие события всегда важны для рынка, поскольку они призваны усилить позиции компании, которая поглощает, а это автоматически влияет на ее место на рынке по отношению к конкурентам. Так, например, приобретение «Копейки» автоматически увеличит количество магазинов в формате «Пятерочки» и усиливает и позиции, и узнаваемость сети на рынке», - считает Галина Малиборская.
В свою очередь директор группы по сопровождению сделок слияния и поглощения, PwC в России Анна Соловей отметила, что данная сделка иллюстрирует одну из основных текущих тенденций на рынке российского ритейла - консолидацию игроков.
«Как следствие сейчас на рынке происходят достаточно крупные сделки. Это естественный процесс. Так как российский ритейл в настоящий момент является довольно фрагментированным - доля 5-ти крупнейших ритейлеров составляет всего 11%. При этом на более развитых рынках доля крупных игроков - до 75%», - сообщила она.
Эксперты считают, что процесс консолидации может усилить давление на цены конкурентов и производителей. «Для более крупных игроков станет актуальной оптимизация расходов и повышение эффективности, а для более мелких - это может стать стимулом для продажи», - считает Анна Соловей.
Представитель компании X5 Retail Group N.V. Максим Трапезников отметил, что по итогам уходящего года Х5 - единственная компания сектора, которая занималась сделками m&a (Патэрсон, Остров, Копейка).
В компании ожидают перевыполнения плана по открытию новых магазинов по итогам 2010 года: если считать все открытые с начала года магазины, то к 31 декабря должно появиться 250-300 дискаунтеров, 20 супермаркетов и 10 гипермаркетов.