Олег Арычкин, заместитель директора Департамента оценки и консалтинга Colliers International: «Правила землепользования и застройки внутри Садового кольца станут важным шагом в развитии Москвы и значимым событием для девелоперов. Как правило, усиление плотности застройки и улучшение существующих планировочных решений в центре города является закономерным процессом в растущих мегаполисах. Правительством Москвы заявлен большой объем площадей, ввод которых, безусловно, будет осуществляться постепенно. Стоит учитывать, что подобные изменения потребуют совершенствования транспортной системы и увеличения количества парковочных мест».
Сергей Чемерикин, MRICS, директор отдела оценки компании Cushman & Wakefield: «Центр Москвы давно требует вмешательства в плане реконструкции существующих строений, так как физическое состояние многих объектов так называемого «исторического облика» столицы оставляет желать лучшего. Более того, если углубиться внутрь кварталов, можно будет обнаружить немалое количество ветхих строений, не подлежащих реконструкции и не представляющих собой никакой исторической ценности с точки зрения рядового жителя или туриста, которые не радуют глаз. Взять, к примеру, дом 30 по Тверской улице — обтянутое декоративной сеткой и вызывающее ощущение готовности рухнуть от малейшего прикосновения к нему пальцем здание. Поэтому можно только приветствовать намерение властей начать реконструкцию центрального округа. Однако в этом благом намерении настораживает решение о повышении плотности застройки более чем на 25%. Это может свидетельствовать о том, что здания будут стоять ближе друг к другу, или будет повышена высотность новых строений в сравнении со старыми. Увеличение количества площадей идет вразрез с политикой правительства Москвы по борьбе с транспортной ситуацией в центре столицы. Наоборот, следовало бы снижать плотность застройки в центральной части Москвы, освобождать места для улучшения транспортной и инженерной инфраструктуры, высаживания зеленых насаждений, создания небольших скверов».
Александр Подусков, директор по продажам компании KR Properties: «Если власти города действительно нашли возможность для строительства в центре Москвы столь значительного объема жилья – это хорошая новость. Ведь, если вспомнить западный опыт, зарубежные столицы (тот же Нью-Йорк) стараются делать так, чтобы в центре возводились не только офисы, но и гостиницы, и апартаменты. Но, безусловно, первое, что нужно предусмотреть одновременно со строительством столь большого количества жилья – это подземные паркинги на достаточное количество машино-мест – не менее 1-2 на каждую квартиру или апартамент. Кроме того, необходимо продумать подъездные пути от новых жилых комплексов к основным автомагистралям. Бездумный подход к застройке осложнить и без того напряженную транспортную ситуацию в городе (если речь идет о Тверском районе, то это, в первую очередь, Ленинградское и Дмитровское шоссе, самые проблемные в столице с точки зрения их загруженности). При этом вряд ли стоит ожидать, что пополнение рынка жилья новым предложением, даже столь объемным (2 млн кв. метров), существенно повлияет на цены в сторону их снижения. Стоимость квартир в ЦАО, в особенности в новостройках, которые являются дефицитом, имеет склонность к постоянному росту».
Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп»; «Вопрос в том, за счет чего планируется развивать Центральный район. Тверской район уже сформирован и довольно плотно застроен. В нем нет зон, где была бы возможна реализация масштабных проектов с объемом более 1 млн кв.м. Сложно даже понять, на каком участке планируется развитие 2 млн кв.м. Единственный участок, свободный от жилой застройки в Тверском районе, это территория 4-го троллейбусного парка. Но, как правило, подобные объекты не застраиваются. Ранее уже были попытки реализовать на территории трамвайных депо несколько проектов, но все они не были согласованы. И даже если предположить, что в данном случае такое разрешение дадут, то оно, наверняка, будет касаться части территории - парк могут уплотнить, оптимизировать, но не застроить полностью. Второй вариант – уплотнение существующих жилых кварталов. В любом случае, на территории Тверского района отдельных больших участков мы не видим. Поэтому уплотнение возможно только за счет реализации отдельных точечных проектов».
Александра Малютина, генеральный директор компании MKV architects: «Мне понятна эта инициатива, поскольку комфортабельных современных жилых кварталов в центре Москвы нет. А для центра современного мегаполиса - это очень важно. Но интересно, какая должна быть стоимость жилья, чтобы пробки в Тверском районе были на уровне 0 баллов, в любое время суток? А также кто выступит в роли инвестора?».
Александр Ададуров, управляющий директор RB Invest Limited: «Городской бюджет можно пополнить, согласовывая новые инвестиционные контракты с девелоперами. Самые дорогие метры, а значит и платежи городу, естественно в центре столицы, и поэтому город активно старается развивать центр, запуская новые проекты. Реальным объектом большого редевелопмента в центре столицы на мой взгляд может являться разве что проект "Золотой Остров": площади бывшей фабрики "Красный октябрь" и прилегающие территории. Проект с давней и непростой историей, но потенциально крайне интересный, я бы даже сказал «золотой». Вполне возможно, что сейчас внимание к нему возобновилось как со стороны крупных девелоперов, так и города. Я лично буду готов поздравить того, кто согласует проект в городской администрации. Из моей практики могу сказать, что согласованный проект – это еще не означает построенный проект. В ходе согласования проектной документации могут уменьшиться объемы, поменяться назначение или у девелопера кончатся деньги. Поэтому из тех миллионов метров, которые согласовал город, в обозримой перспективе возведенными и работающими мы увидим далеко не все».