Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор»: «Финансирование есть. Иногда даже больше, чем надо в текущей ситуации. Все зависит от того, под какой проект девелопер ищет деньги, что он строит, как он строит. Рынок девелопмента слишком разрознен. Это как социальные классы - есть богатые, есть бедные. Так и рынок девелопмента - есть девелоперы с опытом, а есть без. Вторым приходится бегать за банками, но банки смотрят на них с подозрением, потому что часто у таких девелоперов нет того, что можно было бы заложить».
Вячеслав Холопов, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank: «Где есть торговля, есть склады. А так как торговля сейчас активно идет в регионы, рынок складской недвижимости будет подтягиваться. Пока ситуация следующая - за последние 1,5 года склады появились в Краснодаре, Нижнем Новогороде, Перми, Екатеринбурге и Новосибирске. Ставки, а значит спрос, пошли вверх не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Казани, Уфе и Самаре. Тюмень, Керемово и Иркутск, на наш взгляд, города интересные для развития сектора, но складов там нет».
Олег Кудрявцев, генеральный директор CROSS DEVELOPMENT GROUP: «Следует разделить индустриальные парки с частным капиталом и парки, которые «растут» из-под федеральных программ. Главное - не попасть в эти жернова. Государство призвано помогать, а не конкурировать!».
Александр Ольховский, банк ВТБ: «Государственно-частное партнерство как инструмент развития недостаточно используется. Бизнес вчера хотел много зарабатывать, в ГЧП - так нельзя. В ГЧП должен быть баланс: нужно поставить условную границу, цифру «икс», которая будет взаимно приемлемой и для бюджета, и для бизнеса. Поиск этой разумной границы является очень серьезной задачей. Ментально бизнес хочет оторваться от государства, а государство всеми силами этому сопротивляется. Поступательное развитие этих позиций - задача номер один, которая в дальнейшем ляжет в основу каких-то законов. Многие развитые страны приходили к этому поступательно».
Александру Подусков, директор по продажам KR Properties: «Пора выкупить доходные дома, построенные до революции, оборудовать их заново и использовать по назначению».
Лев Марголин, директор по строительству MirLand Development Corporation: «Идеальное взаимодействие города и бизнеса, на мой взгляд, выглядит так. У города есть определенные «хотелки». В соответствии с этими «хотелками» город силами градостроителей делает генеральный план, проекты планировки территории, определяет высотность, плотность и т.д. В общем, действует как хозяин. Второй шаг - город строит сам за свой счет силами подрядчиков, выбранных через тендеры, всю необходимую инфраструктуру - инженерно обеспечивая территории. Далее объявляется тендер для застройщиков, которые приходят и покупают площадку по назначенной цене и реализуют проекты в соответствии с планировкой города. В этой ситуации застройщик строит то, что он умеет, а город получает то, что хочет».
Андрей Малков, заместитель главы отдела рынки капиталов, Accent Real Estate Investment Managers: «За последние полгода интерес банков к финансированию недвижимости увеличился, у банков появилась дополнительная ликвидность, которую они хотели бы реализовать. Для нас при обращении к банкам важна комбинация параметров. Ставка - один из существенных параметров. Амортизация кредита в недвижимости, особенно при ипотечном финансировании, очень важна. Кроме того, важен комфорт общения - как банк реагирует на наши просьбы и готов ли банк модифицировать свой подход. Важно отметить, что инвестиционная стоимость проекта выше, если у проекта есть надежный банковский партнер».
Юлия Голова, представитель администрации Ярославской области: «Мы готовы дать полную информацию по площадкам инвестору, мы отвечаем на все вопросы. Кроме того, мы создали определенные правила игры, идентифицировали территории и поняли назначение каждой из них. Не могу сказать, что вся земля предоставляется бесплатно, но мы стараемся минимизировать затраты входящему инвестору. Если нет возможности передать инвестору площадку в собственность, мы идем на аренду участка, причем минимизация ставок аренды может достигать 90 % стоимости. Мы тянем дороги, строим объекты социальной инфраструктуры - транспорт, сети, вода. Кроме того, есть система льгот по налогообложению».
Антон Сигаев, управляющий партнер Wonderland project: «Мы продаем некую синергию хорошего настроения для молодежи. Основной нашей функцией является замена социальным сетям и улицы. Для молодежи это будет классное место. Кроме развлечений дополнительные функции здесь не нужны - нам это подсказывают наши ощущения».