Офлайн-аптеки сейчас находятся под
двойной угрозой. Во-первых, Минпромторг
на протяжении нескольких лет пытается добиться разрешения на продажу
лекарственных препаратов в обычном ритейле без специальной фармацевтической
лицензии, но Минздрав успе...
Далее
Офлайн-аптеки сейчас находятся под
двойной угрозой. Во-первых, Минпромторг
на протяжении нескольких лет пытается добиться разрешения на продажу
лекарственных препаратов в обычном ритейле без специальной фармацевтической
лицензии, но Минздрав успешно сопротивляется введению такого новшества. Даже
если намерение Минпромторга оформится в законопроект, на данный момент
неизвестно, коснутся ли изменения интернет-ритейла, и в какой мере, – в
интернет-каналах продаж еще сложнее, чем в супермаркетах, контролировать
условия хранения лекарственных средств и соблюдения санитарных норм, особенно
на этапе доставки до конечного потребителя.
А во-вторых, Минздрав инициировал
процедуру согласования проекта приказа, регулирующего продажу безрецептурных
лекарственных препаратов дистанционным способом – фактически это очередная
попытка разработать законный способ онлайн-торговли лекарствами. Если приказ
Минздрава будет принят – онлайн-торговцами смогут стать не все, а только те,
кто имеет хотя бы одну офлайн-аптеку.
Квази-онлайн торговля лекарственными препаратами
уже существует – на сайте Ozon,
например, можно выбрать и заказать лекарства, однако доставить их ритейлер не
сможет, покупателю придется приехать за лекарствами в одну из аптек партнерской
сети.
Высока вероятность, что один из этих законопроектов
или оба будут приняты в обозримом будущем, и аптекам придется оперировать в
новом конкурентном поле, соперничая за потребителя не только между собой, но и
с другими каналами продаж. Это обострит вопросы брендинга и программ лояльности
– аптечным сетям необходимо будет актуализировать свои ключевые преимущества:
доверие покупателей, компетентность сотрудников, глубину ассортимента. С другой
стороны, приказ Минздрава откроет перед действующими сетями новые возможности –
по завоеванию онлайн-рынка. Они в этом смысле серьезно опережают
многопрофильные мегамаркеты, которым еще только предстоит научиться управлять
специфическими аптечными категориями, оборудовать склады, нанять или обучить
сотрудников.