Отелям грозит импортозамещение

Китайские туристы временно не могут нести российским отельерам честно заработанный юань. Самое время вспомнить, насколько гости из КНР важны для бизнеса, и, как ни печально, спрогнозировать убытки.
 
Гостиницы – один из тех сегментов рынка, на который распространение коронавируса может серьезно повлиять. Среди всех иностранных граждан, посещающих Россию, граждане КНР занимают первое место. Поэтому приостановка пассажирского сообщения между странами грозит отелям России недополучением прибыли. Частично отели уже ощутили это на себе, но масштабы пока невелики.

Официальные данные: в Петербурге за 2019 год побывало 1,3 млн туристов из Китая против 700 тыс. туристов в 2018 году. По оценкам Людмилы Фроловой, руководителя гостиничного направления Rusland SP, реальный трафик может превосходить официальные цифры почти в 2 раза. «1,3 млн туристов из Китая - это только «белый» трафик, фактическое количество с учетом нелегальных въездов может достигать 2,5 млн», - считает эксперт. Марина Смирнова, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, говорит, что по Москве цифры сопоставимы с петербургскими, а годовой рост трафика составляет порядка 20-25%.

Подавляющее большинство туристов из Китая посещает Петербург и Москву (60-80% от общего трафика по разным открытым источникам). Поэтому при длительном ограничении турпотока проблемы могут возникнуть в первую очередь у гостиниц этих городов. «Также китайскому туристу интересны города Золотого кольца России, Байкал и другие направления, активно развиваемые государством, - отмечает Николай Пана, заместитель директора по развитию департамента апарт-отелей Becar Asset Management. - Повышенным интересом в зимние месяцы пользуются северные регионы России – так, например число туристов из Поднебесной в Мурманске за 2019 год составило 19 тыс. человек (в 2018 – 12 тыс.)».

Если рассматривать ценовой сегмент, то предпочтение гости из КНР отдают недорогим гостиницам. Станислав Ивашкевич, генеральный директор компании Ivaskevich Hospitality, говорит, что в отелях категории «3 звезды» и ниже доля китайских туристов может составлять около 50%, тогда как в дорогих – не более 10%. «В Москве в недорогих отелях типа «Космоса» и «Измаилово», китайцы занимают до 50% номеров по году», - уточняет Станислав.

Марина Смирнова уточняет, что спрос со стороны китайских гостей есть и на отели премиум-сегмента: «Китайцы останавливаются или в очень дорогих, люксовых, отелях, или в экономичных отелях туристского класса. Их доля может составлять до 15% от всего объема спроса. Это весомый показатель, тем более, что в пик туристического сезона он может доходить и до 30-35%.

По словам Николая Паны, в 2019 году отель Vertical Business на Московском, 73, принял 17-18%  китайских туристов от числа размещенных иностранцев или 4% от общего числа путешественников. Другие гостиничные операторы из числа получивших запрос CRE.ru о комментариях и данных ответили на него либо вежливым отказом, либо невежливым молчанием.

«Если говорить о городской выручке в целом, в среднем в поездке китайский турист тратит около 33 тыс. рублей или 530 долларов, - оценивает возможные общие потери Николай Пана. - Имея данные о количестве туристов, посетивших Санкт-Петербург в прошлом году, можно подсчитать ориентировочный объем денежных средств, который должна была получить городская экономика, - примерно 42 млрд. руб.». Впрочем, как указывает Николай, большая часть этих средств тратится на экскурсионную программу, сувениры, общепит.

По оценке Станислава Ивашкевича, один китайский турист тратит в среднем около 5-7 тыс. рублей за 1 день в Москве. То есть, годовые цифры могут составлять от 19,5 млрд до 27 млрд рублей для Москвы.

В Rusland SP подсчитали, что в 2019 году в гостиницах Петербурга ночевка на человека обходилась в среднем в 1 250 рублей в сутки, еще 350 рублей в сутки – стоимость завтрака, а средняя продолжительность проживания составляла 3 дня. «Таким образом, приблизительная выручка петербургских гостиниц от китайского туристического трафика за год составляет 6,2 млрд рублей», - делают вывод эксперты компании.

«Очевидно, что такая «недостача» серьезно просадит гостиничный рынок северной столицы, – комментирует Людмила Фролова. – Но больше всего пострадают гостиницы, ориентированные исключительно на китайских туристов, общий номерной фонд которых составляет порядка 3 000 номеров. Доля китайских туристов на данных объектах в низкий сезон составляет 80% в общем объёме загрузки, а средняя цена номера в сутки – 1 500 рублей. Таким образом, ежемесячные убытки таких гостиниц составят около 108 млн рублей. Во время высокого туристического сезона – с мая по сентябрь – средняя цена размещения китайских туристических групп возрастает до 3 500 рублей за номер при загрузке в 100%. В итоге, потери отелей, ориентированных на китайских туристов, составят уже около 315 млн рублей». Общие потери петербургских гостиниц аналитики компании оценивают в 516,6 млн рублей в месяц в среднем на протяжении всего срока запрета на выезд туристов из Китая.

По просьбе CRE.ru свою оценку возможным потерям гостиничного рынка дала Марина Смирнова: «Ассоциация «Мир без границ» оценивает средние траты китайского туриста на поездку в Россию в 800-1000 долларов на 7-8 дней (не считая перелета и покупки сувениров). Вестник АТОР дал информацию о 45 тысячах туристов из Китая, которые должны были посетить Россию в феврале, и еще 50 тысячах  – в марте. Если предположить, что 80% организованных китайских туристов посещает Москву и Санкт-Петербург, а на услуги гостиниц приходится 40-45% стоимости пакета, то за февраль-март гостиницы двух городов могут недополучить более 2 млрд рублей».

По словам Николая Паны, Петербург уже лишился посещения около 7 тыс. китайских туристов. «Как правило, рост туристических поездок организованных групп из Китая приходится на весенние и летние месяцы (условно - открытие и закрытие фонтанов в Петергофе), - отмечает эксперт. - Сейчас можно говорить о том, что некоторые гостиницы получают уведомления об отмене квот на номера в этот период. Если карантин не снимут до марта, то существует вероятность отмены групповых заездов на период высокого сезона. Индивидуальный турист не сможет оперативно заполнить образовавшуюся нишу».

«Менеджеры отелей сильно обеспокоены, по возможности, стараются не принимать группы из Китая, - говорит Станислав Ивашкевич. - Недавний инцидент в отеле «Арт Москва» может очень плохо повлиять на дальнейшую судьбу отеля (25 января из московской гостиницы госпитализировали 8 граждан КНР с подозрением на коронавирус, впоследствии у всех был диагностирован ОРВИ. – примечание редакции). В целом, все это точно повлияет на рынок, снижение самого «хлебного» потока, невозможность его заменить на альтернативу, очевидно приведут к потерям, как в выручке, так и в доходности».  

«Я считаю, что не следует поддаваться панике, - отмечает Николай Пана. - Вполне вероятно, что отельный бизнес может пострадать в случае отмены китайских визитов. Санкт-Петербург эту ситуацию будет переживать гораздо проще, чем другие регионы: в городе исторически проводятся крупные политические мероприятия во время высокого сезона; Северная столица будет принимать матчи Чемпионата Европы по футболу, да и можно говорить об увеличении туристического потока из стран Европы, чему способствуют новый статус аэропорта Пулково и введение электронных виз».

Несмотря на оптимизм Николая, отметим, что именно петербургские аналитики первыми забили тревогу. В целом же, потеря около 2 млрд рублей за 2 месяца на все гостиницы двух столиц – это не катастрофа. Что может пугать больше – это неопределенность по срокам. Мы живем в мире экономики, а здесь эффект паники часто влияет на судьбы бизнеса куда серьезнее, чем события из физического мира. Не так страшны реальные потери отельеров за февраль-март, как те последствия, которые рынок получит при продлении запрета на туризм.

По данным на 7 февраля, общее число заразившихся коронавирусом составило более 31,5 тыс. человек, а число погибших достигло 639 человек. За пределами Китая зафиксировано 274 случая заражения, один человек погиб. Известно, что правительство КНР активно борется с болезнью, но пока никакого решения проблемы не найдено. Так что будем готовиться к худшему со Станиславом Ивашкевичем, ждать хороших новостей из Поднебесной с Николаем Паной и надеяться, что расчеты Людмилы Фроловой и Марины Смирновой останутся на бумаге, а не превратятся в реальные убытки для бизнеса.

Автор текста: Павел Назаркин


иГРОКИ РЫНКА

Ивашкевич Станислав

Консалтинг и брокеридж

Rusland SP

Консалтинг и брокеридж

Cushman & Wakefield

Управление и эксплуатация недвижимости

Becar Asset Management

Поделиться

Материалы по теме

События

Китайцев лишили ИКЕА

ИКЕА временно приостановит работу всех своих магазинов в Китае.
 
31.01
В мире

Америка vs Китай

Американские ретейлеры нашли замену китайским поставщикам.
10.09
Исследования рынка

Китайцы не экономят на России

Названы главные транжиры среди приезжающих в Россию туристов.
22.08
79341

журнал CRE 11-12 (368-369)

1-30.06.2020
Читать журнал: https://www.cre.ru/content/upload/journal/item/file/15935269088019.pdf Цифры и факты Обзор рынка коммерческой недвижимости Скамейка запасных Игроки убеждены: в ближайшие полтора года банкам снова придётся стать санитарами рынка коммерческой недвижимости. Идите все на шопинг Закат философии шопинга как удовольствия игроки называют одной из главных проблем постпандемного рынка: для того, чтобы зайти в магазин, все еще нужно надеть маску, в залах нет доступа к тестера...

подпишись НА эксклюзивные новости cre