Партия зеленых

Тенденция оформлять живыми растениями офисный интерьер появилась на российском рынке всего несколько лет назад, с приходом крупных западных компаний, где присутствие растений в фирмах и офисах давно стало правилом хорошего тона. И это вполне объяснимо, ведь почти половину жизни человек проводит на работе.

1884
Автор: Светлана Архипова
Современный офис отличается не только эргономичной мебелью, но и уютной и психологически комфортной обстановкой. Благодаря живым растениям улучшается микроклимат помещения, повышается влажность, воздух обогащается кислородом и очищается от формальдегидов, бензолов и прочих вредных примесей. Несколько лет назад российские офисы украшали только теми растениями, которые можно было купить у нас. Теперь ситуация на рынке изменилась, появилась возможность покупать растения в Голландии и других европейских странах, озеленением офисов занялись специалисты. Вслед за иностранными компаниями, первыми освоившими рынок, озеленением офисов стали заниматься и отечественные фирмы. Продуманный фитодизайн офиса свидетельствует о престижности компании, ее успешности, а также о том, что здесь заботятся о своих сотрудниках.
«Интерес к фитодизайну в последние годы вырос. Развиваются девелоперский и строительный рынки, а вслед за ними и рынок фитодизайна. Переезжая в дорогой офис, компании понимают, что пришло время для грамотного и хорошо продуманного украшения интерьеров растениями, – рассказывает Марика Верн, управляющий директор ООО «Терракультур Раша». – Многие российские компании сегодня переходят к долгосрочному планированию своего развития, и обустройство офиса, в том числе и его фитодизайн, закладывается в бюджет. Например, наша компания работает уже над проектами 2008 года».
В современном фитодизайне существует несколько подходов к декорированию интерьеров. Одни фирмы используют только живые растения и композиции из срезанных цветов, другие чередуют их с искусственными. «Иногда акцент в фитодизайне делается не на растении, а на контейнере или кашпо. Удовольствие это достаточно дорогое – закупочная цена на стильное кашпо высокого качества доходит до 3 тысяч евро. В классическом офисном интерьере – стеклянные столы, черная кожа, металл – хорошо выглядят высокие алюминиевые контейнеры. В рабочих зонах, где для больших растений часто просто не хватает места, используют компактные контейнеры с несколькими видами растений. Обычно они располагаются на полках, шкафах либо прямо на столах сотрудников», – рассказывает Нэлли Любимова, арт­директор цветочной студии «Оранжевые герберы».

Акцент в интерьере
В фитодизайне не существует определенных стилей. Считается, что растения должны поддерживать именно тот стиль, в котором оформлен офис: минимализм, хай­тек, классику. Для модного сегодня японского интерьера подойдут декоративные кашпо, бонсай, сад камней. Классический стиль можно поддержать с помощью цвета и формы сосудов, расставленных в офисе. Для того чтобы подчеркнуть минимализм, особенно популярный сегодня на Западе, достаточно одного акцента в интерьере. Им может стать, к примеру, крупное растение в красивом сосуде. Для фитодизайна офисов используются кашпо и вазы строгой формы, хотя цвета могут быть достаточно сочными, вплоть до ярко­красного. Одно и то же растение (та же сансевиерия), посаженное различными способами и в разные по стилю контейнеры, может смотреться совсем по­разному. Как правило, цвет контейнера повторяет цвет напольного покрытия, стен или мебели.
Для озеленения офисов используется 50–70 видов растений, преимущественно декоративно­лиственных – вечнозеленых, с большой продолжительностью жизни. Если в помещении часто гостит солнце, выбирают светолюбивые растения, в противном случае – теневыносливые. В природе достаточно выносливых видов и форм (например, спатифиллум, плющ, фиттония, драцена, диффенбахия), что позволяет составить гармоничную композицию. Одно из часто встречающихся в офисах растений – юкка, она легко переносит долгие перерывы в поливе, сухой воздух и сквозняки. В затемненных местах можно «прописать» нетребовательные комнатные цветы, такие как аспидистра, монстера, филодендрон, аглаонема. Цветущие растения смотрятся особенно красиво, но, как правило, требуют тщательного ухода (исключение составляют спатифиллум и антуриум). Поэтому их вносят в интерьер не так часто, в основном они играют роль акцента, «изюминки».

Зоны риска
У «внедрения» живых растений в офисный интерьер есть свои трудности. Главная из них в том, что фитодизайнеру нужно учесть сразу несколько факторов, например, необходимы определенные температурный режим, освещенность, влажность почвы и воздуха. Сквозняки же для растения просто губительны, поэтому «зонами риска» в офисе являются не только темные углы, но и пространство под кондиционером либо у окна, которое часто открывают. Самые комфортные условия для цветов создаются в достаточно освещенных местах без прямых солнечных лучей, сквозняков и резких перепадов температур. Задача фитодизайнера состоит в том, чтобы найти для растений в офисе оптимальное место – такое, где имеются наиболее благоприятные условия для его жизнедеятельности и где оно не будет мешать сотрудникам. Совершенно недопустимо, например, устанавливать растения в проходной зоне. Часто сложности при озеленении офисного помещения возникают, когда архитекторы спроектировали и построили его без учета пожеланий фитодизайнера. Например, архитектор проектирует в VIP­зоне небольшой водоем, который впоследствии фитодизайнер должен украсить живыми комнатными растениями. Однако позже оказывается, что глубина ложа цветника гораздо меньше необходимого. Другой пример – по плану около растения должна быть подсветка, а подводка электриками не выполнена.

Начальнику – пальму, на ресепшен – орхидеи
Каждая офисная зона оформляется в соответствии с определенными правилами. В рабочей зоне растения не должны быть слишком яркими или обладать сильным запахом, чтобы не отвлекать персонал от работы. Как правило, для рабочей зоны выбирают некрупные растения. Однако бывают случаи, когда внести элементы фитодизайна требуется в 15­метровую комнату, заставленную столами. В таком случае обычно выбирают крупное растение высотой около двух метров и устанавливают там, где оно никому не мешает. Либо используют ампельные композиции на шкафах или растения в небольших контейнерах, которые располагаются прямо на столах сотрудников.
Зона ресепшн – визитная карточка офиса, она должна производить благоприятное впечатление на посетителей. Поэтому для озеленения здесь часто используются цветущие растения и срезанные цветы, которые помогают оживить атмосферу. Некоторые компании заказывают в разное время года для зоны ресепшн растения разного цвета. В последнее время в «конкурентную борьбу» с букетами из срезанных цветов вступили орхидеи. Особенно эффектно они смотрятся в стеклянной посуде. В кабинете руководителя рекомендуется размещать хотя бы одно крупное растение (например, юкку, драцену, фикус), а в приемной – несколько небольших. В холлах и залах заседаний отлично смотрятся раскидистые пальмы (ховея, арека), а разнообразие видов цветочных горшков и кашпо позволяет подобрать вариант, оптимальный для любого стиля интерьера.
В переговорных чаще всего размещают декоративно­лиственные растения, например замиокулькас. Другой вариант – ставить растения в комнату на время переговоров, а потом убирать их в более светлое помещение. Кстати, специально для этих целей разработаны специальные подставки под кашпо на колесиках. В зоне отдыха хорошо смотрятся цветущие растения – спатифиллумы, антуриумы, драцены и фикусы. Для курительных комнат подходят сансивиерии, они очень хорошо очищают воздух.

Комплексный фитодизайн
Сегодня компании заказывают в основном комплексный фитодизайн, который включает в себя выезд специалиста, составление коммерческого предложения, изготовление эскиза или 3D­изображения помещения, заключение договора, доставку и посадку растений, консультации, а часто и последующий уход за растениями. Цена на услуги складывается из стоимости растений, контейнеров и кашпо, доставки, посадки, гарантийного обслуживания. Стоимость растения зависит от его вида и размера. Крупномеры стоят дороже. Консультация специалиста, как правило, бесплатная. Фитодизайнер выслушивает пожелания клиента и предлагает свои варианты, исходя из имеющихся условий. И если клиент хочет, например, установить в переговорной комнате пальму, несмотря на то что в помещении мало света и растение может погибнуть, в договоре появится строчка о том, что за жизнь растения фирма ответственности не несет. Если клиент заключает договор на обслуживание, фирма полностью берет на себя заботу о растениях. Сотрудники приезжают в офис несколько раз в месяц (по необходимости), поливают и подкармливают растения. В крупных компаниях их обучают работать не только аккуратно и быстро, но и тихо и незаметно, чтобы не мешать служащим офиса. «Наши сотрудники ухаживают за растениями с 7 до 16 часов, – рассказывают в компании «Терракультур Раша». – Они научились работать так незаметно и быстро, что об их присутствии говорят только специальные записки, которые они оставляют».
Большой популярностью сегодня пользуется и такая услуга, как сдача растений в аренду. Как правило, фитодизайнер­ские фирмы практикуют долгосрочную аренду – на один, два и три года. Обычно вместе с договором аренды заключается и договор ухода за растениями. Цены на услугу начинаются от $10 за одно растение в месяц. Для новых современных офисов, оснащенных по последнему слову техники, компании заказывают комплексный фитодизайн с дорогими растениями.

Игроки рынка
«Все компании, работающие на рынке фитодизайна, делятся на две группы. Первая состоит из фирм, занимающихся непосредственно озеленением интерьеров, и такие компании сегодня можно сосчитать по пальцам. Вторую составляют компании, основное поле деятельности которых – ландшафтный дизайн, а фитодизайном они занимаются дополнительно. Проблема состоит в том, что практически каждая фирма, занимающаяся цветами, предлагает услуги по фитодизайну, но на деле многие из них дают поверхностные рекомендации. Растения подбираются неправильно и в итоге погибают. Такой непрофессиональный подход серьезно вредит репутации фитодизайнера в целом. Поэтому прежде чем сделать заказ, стоит узнать, сколько лет существует фирма, кто является ее заказчиками, посмотреть портфолио. Многое зависит от общения. Следует обратить внимание, насколько компетентен сотрудник, может ли он ответить на ваши вопросы», – говорит Александр Мельников, фитодизайнер, директор студии Phitodecor. С этим мнением согласна и Ирина Казарова, генеральный директор ООО «Амарант»: «Фитодизайнеры, как и врачи, действуют по принципу «не навреди». Наша задача – с помощью растений обеспечить психологический комфорт и гармонию в офисе. Важно найти золотую середину – растений в помещении должно быть не много и не мало».

Коментарии (0)


Поделиться

860

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

подпишись НА эксклюзивные новости cre