Кушать продано

В ноябре в Петербурге планируется открыть крупнейший в Европе фуд-молл VOKZAL 1853 – по состоянию на весну 2022-го, инвестиции компании «Адамант» и структур Алексея Васильчука в проект оценивались экспертами в 1,5 млрд рублей. Предполагается, что резидентами станут около ста ресторанных концепций на 4000 посадочных мест; средний чек – 900 рублей. До сентября формат гастромаркетов, фуд-холлов и фуд-моллов назывался одним из наиболее перспективных: на фоне полузакрытых границ и бума внутреннего туризма запрос у конечных потребителей на совмещение «хлеба со зрелищами» продолжал расти.
 
Текст: Максим Барабаш. CRE Retail, октябрь 2022г.
3538
Изображение взято из источника: Адамант
По данным аналитического портала СберИндекс, темпы роста потребительских расходов на питание вне дома в январеавгусте 2022 года составляли в среднем 9–10% к сопоставимому периоду прошлого года. Динамика данного показателя замедляется от месяца к месяцу, что связано с продолжающимся периодом адаптации заведений и потребителей к новым экономическим условиям, указывает Надежда Цветкова, директор, руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP. Однако доступный средний чек фуд-холлов выгодно выделяет их на фоне подорожавшего ресторанного сегмента и говорит о более высоком потенциале роста в ближайшие годы. Помимо этого, фуд-холлы отвечают запросу горожан на проведение ежедневного досуга, предлагая демократичный гастрономический опыт, считает г-жа Цветкова. Среди наиболее интересных проектов эксперт выделяет строящийся ДЕПО на Комсомольской площади в Москве, новый фуд-маркет площадью порядка 1500 кв.м в ТЦ Discovery, а также проекты Eat Market, которые активно пошли в регионы (например, ТЦ «Калейдоскоп» в Новосибирске).
 

Источник: пресс-служба "Солнца Москвы" 


Открытый заказ
 
В последние семь месяцев в Москве и Петербурге продолжали открываться и проектироваться фуд-холлы, фуд-моллы и гастромаркеты, однако ряд игроков давно относились к проектам скептически, сетуя на санкции, сложности с логистикой, но главное – спад доходов населения и изменения потребительского поведения в целом. Сергей Умрилов, директор по маркетингу и event-проектам сети гастромаркетов «Гастропорт», соглашается: у многих заведений и поставщиков уже появились проблемы с поставками известных иностранных брендов вина и морепродуктов. Однако, судя по работе представленных в фуд-молле компании концепций, арендаторы до сих пор находили альтернативные пути доставки привычных продуктов, добавляет он. Кроме того, эксперт отмечает рост выручки: за первые 8 месяцев 2022-го средний рост составил 20–30% по сравнению с предыдущим годом. «Сравнить с допандемическими показателями мы не можем, открытие первого фуд-молла в Сочи (сейчас под брендом GastroPort открыты четыре пространства в Сочи, Адлере, Туле и Калуге) состоялось непосредственно перед началом пандемии, – продолжает г-н Умрилов. – Среди предпринимателей фуд-холлы продолжают быть популярными: в нашем проекте в Сочи 100% загрузка и большой лист ожидания на свободные площади. Поэтому можно с уверенностью сказать, что отношение рынка к таким концепциям не изменилось».

Прямая речь
Михаил Гончаров, основатель сети ресторанов «Теремок»:
– Фуд-моллы для нас сейчас неинтересны, так как мы полностью перешли в формат больших ресторанов. Я вижу перспективу фуд-моллов как площадок для относительно недорогой для предпринимателя обкатки новых концепций и как места для досуга модной публики. В целом же фуд-моллы не стали доступными и это, скорее всего, в принципе недостижимо и не нужно. Ну и главная беда фуд-моллов – отсутствие реальных потоков посетителей.
 
В ближайшее время «Ташир» представит новые проекты гастромаркетов в Москве, добавляет Сергей Умрилов. Кроме того, игрок продолжает работу над запуском в следующем году новой концепции в портфеле активов компании – гастропространством, совмещающим фермерский рынок с ресторанными концепциями. «Бывшие редкостью и настоящим событием еще два-три года назад, сегодня фуд-холлы и гастропространства превратились в востребованные городские места для отдыха самой разной аудитории, – соглашается Лукаш Качмарчик, партнер Blank Architects. – И если прежде фуд-холлы воспринимались исключительно как отдельно стоящие здания или комплексы объектов, то сейчас фуд--молл или фуд-холл становится частью торгового или многофункционального комплекса и по сути заменяет собой немного устаревший формат фуд-корта».
 
Важно, что фуд-молл – это самостоятельная точка притяжения в МФК, ТЦ или БЦ, добавляет эксперт. Такой формат может работать генератором трафика в объекте для разных целевых аудиторий. Сочетание же демократичных корнеров с ресторанами средней ценовой категории создает необходимую синергию для потоков, ориентированных на разных арендаторов торгового или многофункционального комплекса. Дополнение арендаторов общепита лавками и стойками со свежими фермерскими продуктами придает объекту еще одну дополнительную функцию – рыночную.
 
С точки зрения дизайна интерьеров и архитектурной концепции фуд-молл значительно отличается от привычного фуд-корта в ТЦ, уточняет г-н Качмарчик. По его словам, это всегда отдельный дизайн-проект со своей стилистикой и нередко – отдельным брендингом в составе комплекса. «В Екатеринбурге мы спроектировали фуд-маркет E Story в составе ТРЦ “Гринвич”: от торговых галерей проект отличает как цветовое решение (темные насыщенные оттенки), так и концепция освещения, – рассказывает эксперт. – Посещение гастропространства, таким образом, превращается для гостя в отдельный опыт. В фуд-маркете в составе ТЦ Discovery мы также применили контрастное решение, чтобы визуально выделить зону фуд-молла в объекте. Важно, чтобы такие проекты развивались не только в центральных локациях, но и в отдаленных жилых и деловых районах. Именно там концепция может существовать как часть МФК или ТРЦ, поскольку отдельно стоящие гастрономические проекты за пределами ТТК в Москве, например, пока не показывали свою жизнеспособность (пример – закрытие «Подсолнухов» на Открытом шоссе)».
 
Прямая речь
Евгения Эдзер, директор департамента по арендным отношениям «Афимолл-Сити»:
– В 2022 году пространство фуд-корта «Афимолл Сити» пополнилось новыми концептами. И это не только российские проекты, которые заменили ушедшие иностранные бренды, как, например, «Вкусно – и точка» или Stars Coffee. Расширяются и стартуют новые гастрономические пространства от рестораторов, чьи заведения уже были представлены в торговом центре. Например, не так давно открылся ресторан «Чебурешная by Mironov» бизнесмена Сергея Миронова. Формат необычный, так как представлен в высоком ценовом сегменте. В меню – 15 видов чебуреков и 15 вариантов кутабов. Нигде более не встретишь в этих блюдах начинку из рубленой баранины с барбарисом или краба с артишоками. «Чебурешную» планируют развивать как сеть, но первый объект открыли именно у нас, так как уже понимают все преимущества молла. Это не единственная новая гастрономическая площадка в «Афимолл-Сити», еще несколько проектов сейчас находятся на стадии переговоров.


Источник: Пресс-служба Депо. Три Вокзала


Медленно и верно
 
Несмотря на пессимистичные прогнозы отдельных экспертов, Сергей Умрилов не верит в массовые закрытия гастромаркетов, фуд-холлов и фуд-моллов. «Недавно мы проводили исследование в Санкт-Петербурге, и только 30% опрошенных респондентов были в фуд-моллах, – сообщает он. – В регионе цифра еще меньше, и люди хотели бы посетить такие концепции. В Москве же, где фуд-холлов намного больше, интересны и востребованы в будущем будут уже небольшие, расположенные в крупных спальных районах пространства на 10–20 ресторанных точек».
 
Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга, партнер IPG.Estate, также отмечает, что пока отношение рынка к фуд-холлам и фуд-моллам в худшую сторону не изменилось. Однако к ним, очевидно, начали относиться «с большей настороженностью». «Для Петербурга такая реакция вызвана объективным фактом того, что данный сегмент близок к насыщению, – поясняет он. – Текущая ситуация с логистикой, ценами и трендом на снижение доходов населения только усиливает эту настороженность. Самый же интересный проект из недавно открытых в Петербурге – “Балаган” на Петроградском острове. Эта часть города давно ждала подобного объекта, и здорово, что он реализован, несмотря на неспокойное состояние рынка в целом. Полагаю, что развитие этого формата замедлится ввиду общей ситуации, и это замедление пойдет на пользу всему сегменту: емкость рынка общественного питания не бесконечна, и ускорять достижение максимума этой емкости точно не стоит».



иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Цветкова Надежда

Управление и эксплуатация недвижимости

Адамант

Теремок

Гончаров Михаил

Управление и эксплуатация недвижимости

Киевская площадь

IPG.Estate

Трушин Валерий

Девелопмент

ГК «Регионы»

Поделиться

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Стрессовые активы

Новыми мини-«якорями» для торговых центров и многофункциональных объектов могут стать так называемые антистрессовые форматы — от «островов» с товарами фэн-шуй и массажными креслами до недорогих «островных» же спа-салонов, «комнат релакса», «точек разгрузки» и т.п. Хотя они, разумеется, не заменят ушедшие и приостановившие работу иностранные бренды, но всё-таки могут быть неплохим генератором трафика и «точечным антидепрессантом», убеждены эксперты.
 
Текст: Евгений Арсенин. CRE Retail, октябрь 2022 г.
31.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Белыми нитками

Inditex, AliExpress, Lаmoda, Авито, Melon Fashion Group, KFC, «Юроп фудс ГБ» - объявленные и возможные сделки уже названы экспертами для рынка «мягким цунами» и «новыми девяностыми».
 

Текст: Влад Лория, CRE Retail, октябрь 2022 г.

26.10
Источник: ВкусВилл
Экспертный анализ

Неограниченно годен

Просьбу Ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз» к Минпромторгу о рекомендациях ослабления для торговых сетей сроков годности ряда товаров, по мнению экспертов, можно считать «де-факто удовлетворённой» – производители, как и ритейлеры, переживают не лучшие времена. На рынки продолжают влиять кардинальное изменение потребительского поведения, спад покупательской способности, переход на сберегательную модель, снижение среднего чека и отток из страны резидентов.
 
Текст: Максим Барабаш. CRE Retail, октябрь 2022.
24.10
88953

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

подпишись НА эксклюзивные новости cre