Кушать продано

В ноябре в Петербурге планируется открыть крупнейший в Европе фуд-молл VOKZAL 1853 – по состоянию на весну 2022-го, инвестиции компании «Адамант» и структур Алексея Васильчука в проект оценивались экспертами в 1,5 млрд рублей. Предполагается, что резидентами станут около ста ресторанных концепций на 4000 посадочных мест; средний чек – 900 рублей. До сентября формат гастромаркетов, фуд-холлов и фуд-моллов назывался одним из наиболее перспективных: на фоне полузакрытых границ и бума внутреннего туризма запрос у конечных потребителей на совмещение «хлеба со зрелищами» продолжал расти.
 
Текст: Максим Барабаш. CRE Retail, октябрь 2022г.
3276
Изображение взято из источника: Адамант
По данным аналитического портала СберИндекс, темпы роста потребительских расходов на питание вне дома в январеавгусте 2022 года составляли в среднем 9–10% к сопоставимому периоду прошлого года. Динамика данного показателя замедляется от месяца к месяцу, что связано с продолжающимся периодом адаптации заведений и потребителей к новым экономическим условиям, указывает Надежда Цветкова, директор, руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP. Однако доступный средний чек фуд-холлов выгодно выделяет их на фоне подорожавшего ресторанного сегмента и говорит о более высоком потенциале роста в ближайшие годы. Помимо этого, фуд-холлы отвечают запросу горожан на проведение ежедневного досуга, предлагая демократичный гастрономический опыт, считает г-жа Цветкова. Среди наиболее интересных проектов эксперт выделяет строящийся ДЕПО на Комсомольской площади в Москве, новый фуд-маркет площадью порядка 1500 кв.м в ТЦ Discovery, а также проекты Eat Market, которые активно пошли в регионы (например, ТЦ «Калейдоскоп» в Новосибирске).
 

Источник: пресс-служба "Солнца Москвы" 


Открытый заказ
 
В последние семь месяцев в Москве и Петербурге продолжали открываться и проектироваться фуд-холлы, фуд-моллы и гастромаркеты, однако ряд игроков давно относились к проектам скептически, сетуя на санкции, сложности с логистикой, но главное – спад доходов населения и изменения потребительского поведения в целом. Сергей Умрилов, директор по маркетингу и event-проектам сети гастромаркетов «Гастропорт», соглашается: у многих заведений и поставщиков уже появились проблемы с поставками известных иностранных брендов вина и морепродуктов. Однако, судя по работе представленных в фуд-молле компании концепций, арендаторы до сих пор находили альтернативные пути доставки привычных продуктов, добавляет он. Кроме того, эксперт отмечает рост выручки: за первые 8 месяцев 2022-го средний рост составил 20–30% по сравнению с предыдущим годом. «Сравнить с допандемическими показателями мы не можем, открытие первого фуд-молла в Сочи (сейчас под брендом GastroPort открыты четыре пространства в Сочи, Адлере, Туле и Калуге) состоялось непосредственно перед началом пандемии, – продолжает г-н Умрилов. – Среди предпринимателей фуд-холлы продолжают быть популярными: в нашем проекте в Сочи 100% загрузка и большой лист ожидания на свободные площади. Поэтому можно с уверенностью сказать, что отношение рынка к таким концепциям не изменилось».

Прямая речь
Михаил Гончаров, основатель сети ресторанов «Теремок»:
– Фуд-моллы для нас сейчас неинтересны, так как мы полностью перешли в формат больших ресторанов. Я вижу перспективу фуд-моллов как площадок для относительно недорогой для предпринимателя обкатки новых концепций и как места для досуга модной публики. В целом же фуд-моллы не стали доступными и это, скорее всего, в принципе недостижимо и не нужно. Ну и главная беда фуд-моллов – отсутствие реальных потоков посетителей.
 
В ближайшее время «Ташир» представит новые проекты гастромаркетов в Москве, добавляет Сергей Умрилов. Кроме того, игрок продолжает работу над запуском в следующем году новой концепции в портфеле активов компании – гастропространством, совмещающим фермерский рынок с ресторанными концепциями. «Бывшие редкостью и настоящим событием еще два-три года назад, сегодня фуд-холлы и гастропространства превратились в востребованные городские места для отдыха самой разной аудитории, – соглашается Лукаш Качмарчик, партнер Blank Architects. – И если прежде фуд-холлы воспринимались исключительно как отдельно стоящие здания или комплексы объектов, то сейчас фуд--молл или фуд-холл становится частью торгового или многофункционального комплекса и по сути заменяет собой немного устаревший формат фуд-корта».
 
Важно, что фуд-молл – это самостоятельная точка притяжения в МФК, ТЦ или БЦ, добавляет эксперт. Такой формат может работать генератором трафика в объекте для разных целевых аудиторий. Сочетание же демократичных корнеров с ресторанами средней ценовой категории создает необходимую синергию для потоков, ориентированных на разных арендаторов торгового или многофункционального комплекса. Дополнение арендаторов общепита лавками и стойками со свежими фермерскими продуктами придает объекту еще одну дополнительную функцию – рыночную.
 
С точки зрения дизайна интерьеров и архитектурной концепции фуд-молл значительно отличается от привычного фуд-корта в ТЦ, уточняет г-н Качмарчик. По его словам, это всегда отдельный дизайн-проект со своей стилистикой и нередко – отдельным брендингом в составе комплекса. «В Екатеринбурге мы спроектировали фуд-маркет E Story в составе ТРЦ “Гринвич”: от торговых галерей проект отличает как цветовое решение (темные насыщенные оттенки), так и концепция освещения, – рассказывает эксперт. – Посещение гастропространства, таким образом, превращается для гостя в отдельный опыт. В фуд-маркете в составе ТЦ Discovery мы также применили контрастное решение, чтобы визуально выделить зону фуд-молла в объекте. Важно, чтобы такие проекты развивались не только в центральных локациях, но и в отдаленных жилых и деловых районах. Именно там концепция может существовать как часть МФК или ТРЦ, поскольку отдельно стоящие гастрономические проекты за пределами ТТК в Москве, например, пока не показывали свою жизнеспособность (пример – закрытие «Подсолнухов» на Открытом шоссе)».
 
Прямая речь
Евгения Эдзер, директор департамента по арендным отношениям «Афимолл-Сити»:
– В 2022 году пространство фуд-корта «Афимолл Сити» пополнилось новыми концептами. И это не только российские проекты, которые заменили ушедшие иностранные бренды, как, например, «Вкусно – и точка» или Stars Coffee. Расширяются и стартуют новые гастрономические пространства от рестораторов, чьи заведения уже были представлены в торговом центре. Например, не так давно открылся ресторан «Чебурешная by Mironov» бизнесмена Сергея Миронова. Формат необычный, так как представлен в высоком ценовом сегменте. В меню – 15 видов чебуреков и 15 вариантов кутабов. Нигде более не встретишь в этих блюдах начинку из рубленой баранины с барбарисом или краба с артишоками. «Чебурешную» планируют развивать как сеть, но первый объект открыли именно у нас, так как уже понимают все преимущества молла. Это не единственная новая гастрономическая площадка в «Афимолл-Сити», еще несколько проектов сейчас находятся на стадии переговоров.


Источник: Пресс-служба Депо. Три Вокзала


Медленно и верно
 
Несмотря на пессимистичные прогнозы отдельных экспертов, Сергей Умрилов не верит в массовые закрытия гастромаркетов, фуд-холлов и фуд-моллов. «Недавно мы проводили исследование в Санкт-Петербурге, и только 30% опрошенных респондентов были в фуд-моллах, – сообщает он. – В регионе цифра еще меньше, и люди хотели бы посетить такие концепции. В Москве же, где фуд-холлов намного больше, интересны и востребованы в будущем будут уже небольшие, расположенные в крупных спальных районах пространства на 10–20 ресторанных точек».
 
Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга, партнер IPG.Estate, также отмечает, что пока отношение рынка к фуд-холлам и фуд-моллам в худшую сторону не изменилось. Однако к ним, очевидно, начали относиться «с большей настороженностью». «Для Петербурга такая реакция вызвана объективным фактом того, что данный сегмент близок к насыщению, – поясняет он. – Текущая ситуация с логистикой, ценами и трендом на снижение доходов населения только усиливает эту настороженность. Самый же интересный проект из недавно открытых в Петербурге – “Балаган” на Петроградском острове. Эта часть города давно ждала подобного объекта, и здорово, что он реализован, несмотря на неспокойное состояние рынка в целом. Полагаю, что развитие этого формата замедлится ввиду общей ситуации, и это замедление пойдет на пользу всему сегменту: емкость рынка общественного питания не бесконечна, и ускорять достижение максимума этой емкости точно не стоит».



иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Цветкова Надежда

Управление и эксплуатация недвижимости

Адамант

Теремок

Гончаров Михаил

Управление и эксплуатация недвижимости

Киевская площадь

IPG.Estate

Трушин Валерий

Девелопмент

ГК «Регионы»

Поделиться

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Стрессовые активы

Новыми мини-«якорями» для торговых центров и многофункциональных объектов могут стать так называемые антистрессовые форматы — от «островов» с товарами фэн-шуй и массажными креслами до недорогих «островных» же спа-салонов, «комнат релакса», «точек разгрузки» и т.п. Хотя они, разумеется, не заменят ушедшие и приостановившие работу иностранные бренды, но всё-таки могут быть неплохим генератором трафика и «точечным антидепрессантом», убеждены эксперты.
 
Текст: Евгений Арсенин. CRE Retail, октябрь 2022 г.
31.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Белыми нитками

Inditex, AliExpress, Lаmoda, Авито, Melon Fashion Group, KFC, «Юроп фудс ГБ» - объявленные и возможные сделки уже названы экспертами для рынка «мягким цунами» и «новыми девяностыми».
 

Текст: Влад Лория, CRE Retail, октябрь 2022 г.

26.10
Источник: ВкусВилл
Экспертный анализ

Неограниченно годен

Просьбу Ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз» к Минпромторгу о рекомендациях ослабления для торговых сетей сроков годности ряда товаров, по мнению экспертов, можно считать «де-факто удовлетворённой» – производители, как и ритейлеры, переживают не лучшие времена. На рынки продолжают влиять кардинальное изменение потребительского поведения, спад покупательской способности, переход на сберегательную модель, снижение среднего чека и отток из страны резидентов.
 
Текст: Максим Барабаш. CRE Retail, октябрь 2022.
24.10
88953

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre