

но главное – спад доходов населения и изменения потребительского поведения в целом. Сергей Умрилов, директор по маркетингу и event-проектам сети гастромаркетов «Гастропорт», соглашается: у многих заведений и поставщиков уже появились проблемы с поставками известных иностранных брендов вина и морепродуктов. Однако, судя по работе представленных в фуд-молле компании концепций, арендаторы до сих пор находили альтернативные пути доставки привычных продуктов, добавляет он. Кроме того, эксперт отмечает рост выручки: за первые 8 месяцев 2022-го средний рост составил 20–30% по сравнению с предыдущим годом. «Сравнить с допандемическими показателями мы не можем, открытие первого фуд-молла в Сочи (сейчас под брендом GastroPort открыты четыре пространства в Сочи, Адлере, Туле и Калуге) состоялось непосредственно перед началом пандемии, – продолжает г-н Умрилов. – Среди предпринимателей фуд-холлы продолжают быть популярными: в нашем проекте в Сочи 100% загрузка и большой лист ожидания на свободные площади. Поэтому можно с уверенностью сказать, что отношение рынка к таким концепциям не изменилось».Михаил Гончаров, основатель сети ресторанов «Теремок»:
– Фуд-моллы для нас сейчас неинтересны, так как мы полностью перешли в формат больших ресторанов. Я вижу перспективу фуд-моллов как площадок для относительно недорогой для предпринимателя обкатки новых концепций и как места для досуга модной публики. В целом же фуд-моллы не стали доступными и это, скорее всего, в принципе недостижимо и не нужно. Ну и главная беда фуд-моллов – отсутствие реальных потоков посетителей.
места для отдыха самой разной аудитории, – соглашается Лукаш Качмарчик, партнер Blank Architects. – И если прежде фуд-холлы воспринимались исключительно как отдельно стоящие здания или комплексы объектов, то сейчас фуд--молл или фуд-холл становится частью торгового или многофункционального комплекса и по сути заменяет собой немного устаревший формат фуд-корта».Евгения Эдзер, директор департамента по арендным отношениям «Афимолл-Сити»:
– В 2022 году пространство фуд-корта «Афимолл Сити» пополнилось новыми концептами. И это не только российские проекты, которые заменили ушедшие иностранные бренды, как, например, «Вкусно – и точка» или Stars Coffee. Расширяются и стартуют новые гастрономические пространства от рестораторов, чьи заведения уже были представлены в торговом центре. Например, не так давно открылся ресторан «Чебурешная by Mironov» бизнесмена Сергея Миронова. Формат необычный, так как представлен в высоком ценовом сегменте. В меню – 15 видов чебуреков и 15 вариантов кутабов. Нигде более не встретишь в этих блюдах начинку из рубленой баранины с барбарисом или краба с артишоками. «Чебурешную» планируют развивать как сеть, но первый объект открыли именно у нас, так как уже понимают все преимущества молла. Это не единственная новая гастрономическая площадка в «Афимолл-Сити», еще несколько проектов сейчас находятся на стадии переговоров.
