Сделка «Ленты» по приобретению «Монетки» и X5 Group – по покупке «Виктория Балтия» поставят перед антимонопольным органом всё те же вопросы о наличии/отсутствии ограничения конкуренции, которые ставились ранее. Впрочем, Закон о защите конкуренции не уточняет, на каком именно рынке не должно быть ограничения конкуренции, поэтому при необходимости возможен и анализ состояния конкуренции на смежных товарных рынках, в том числе – коммерческой недвижимости и логистики, где действуют игроки. «Но, учитывая практику реализации таких сделок, можно сказать, что после покупки, например, региональной торговой сети, крупные бизнесы учитывают отлаженные логистические цепочки, включая местных поставщиков продуктов и складские помещения, и нередко их сохраняют, – добавляет Ирина Акимова. – В связи с этим, подобные сделки могут и не привести к существенным изменениям на смежных товарных рынках. Однако статья 14 Закона о торговле устанавливает специальные ограничения по приобретению, аренде сетями дополнительной площади торговых объектов».
Источник: CRE
Так, если доля торговой сети превышает 25% объема всех товаров за предыдущий год в границах субъекта, муниципального района или округа (городского округа), то такая торговая сеть не вправе покупать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь для торговой деятельности. Возможность соблюдения ограничения обычно рассматривается торговыми сетями до заключения и реализации сделки. Данный факт также подтверждает то, что подобные сделки действительно могут не провести к существенным изменениям на товарных рынках коммерческой недвижимости и логистики, подчёркивает г-жа Акимова. В случае же, если антимонопольный орган по итогам анализа состояния конкуренции на рынках, всё-таки обнаружит риски нарушения антимонопольного законодательства, им может быть выдано обязательное для исполнения предписание, содержащие обязательства сторон сделки. «Несмотря на то что, например, «Магнит» и «Х5» владеют более чем по 20 тыс. магазинов – уровень их присутствия в том или ином регионе ограничен 25%, – резюмирует Дмитрий Томилин, генеральный директор компании «Этерна», эксперт в области управления недвижимостью. – Для Москвы и Петербурга – это большие цифры, а для других регионов – вполне достижимо и выглядит иначе в пропорциях. И когда в какой-то области условно «Х5» открывает 50 магазинов – то это ведь уже и есть 25% рынка».
Прямая речь
Татьяна Яухман, директор коммуникационного BTL-агентства «АЛИДИ Продвижение»:
– Конечно, любая консолидация и укрупнение влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Для самого ритейла — да, это выгодно, дает прирост бизнесу за счёт покупки локальных бизнесов. Для поставщика же сокращение игроков в ритейле может вызвать некоторые сложности, потому что крупные – продавливают по условиям закупки; у крупных компаний и длиннее цикл принятия решений, да и минимальный «входной билет» в сетку тоже становится дороже, как и возможность встать на полку на постоянной основе. В связи с этим, значимость работы с «гостевым» ассортиментом становится максимально актуальной, и будет только расти.
Для потребителя консолидация тоже несет определенные риски, связанные с ассортиментом и качеством стоящего на полке товара. Кстати, сегмент жестких дискаунтеров замедлил органический рост, хотя этот формат остаётся актуальным, и, значит, здесь тоже можно ожидать консолидации активов. В e-commerce также возможна консолидация рынка и новые сделки: кто-то будет укрупняться и докупать активы в портфель, кто-то — выводить онлайн-торговлю в отдельные бизнес-юниты.
Источник: CRE
Слитно или раздельно
Основной причиной M&A активности остаётся динамичная региональная экспансия ритейлеров, соглашается Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group. Второй фактор, влияющий на активность сделок, – сохраняющийся дефицит подходящих площадей в регионах. В итоге, вместо того, чтобы искать и строить новые объекты, что дороже и дольше, крупные интересанты предпочитают выкупать локальные бизнесы, используя для развития уже готовую инфраструктуру. По словам г-жи Хакбердиевой, выход сетевых федеральных игроков однозначно повлияет на продуктовый ритейл в регионах. «Но динамика в сегменте пока не вызывает настороженности; подобные сделки, обусловленные поглощением мелких сетевых проектов крупными ритейл-гигантами, были и в прежние годы, – полагает Ольга Кожевникова, руководитель консалтинговой группы Arenda-trk. – Это лишь демонстрирует сложности конкурентной борьбы, наряду с развивающимися крупными сетевыми проектами. Гораздо показательнее выглядит смещение покупательского спроса в эконом-сегмент, и активное развитие дискаунтеров на рынке. Более того, нередко в регионах они становятся арендаторами торговых центров. Покупка слабых региональных сетевых игроков же действительно больше свидетельствует о тактике захода крупных бизнесов на новые региональные рынки. Значительно проще выходить в регион, где уже сложились покупательские «тропы» к магазинам первой необходимости. Ну а относительно складского рынка – безусловно, упомянутые сделки подстегнут к развитию и эту отрасль».
Прямая речь
Ярослав Шувалов, директор по управлению недвижимостью Raven Russia:
- За много лет мы неоднократно сталкивались с ситуацией изменений на уровне собственности наших компаний-арендаторов, включая поглощения, продажу и покупку бизнеса. Из нашего опыта мы видим, что бизнес компаний в таких случаях не исчезает, и замена собственников не влияет на изменение объемов хранения. В ряде случаев мы наблюдаем перемены в выборе локации складов и в организации логистики, однако в большинстве случаев эффективно построенные логистические цепочки продолжают функционировать без существенных изменений.
Источник: CRE
Средства для ухода
Параллельно в Москве и Петербурге участились очередные слухи об уходе с рынка или начавшихся процессах даунбрендинга «Ашана». Согласно данным из открытых источников, доля ритейлера в России сейчас составляет около 1,2%, подсчитывает Ирина Акимова. «При этом, у игрока довольно много конкурентов, – напоминает она. – Представляется, что уход с рынка или решение «переименоваться» в значительной степени на рынок не повлияет. Впрочем, многие иностранные торговые сети из FMCG до сих пор не реализовали планы по уходу. Однако, вот финский холдинг S-Group (развивал в России сеть продуктовых супермаркетов Prisma), недавно продал свой бизнес X5 Group. Периодически некоторые сети закрывают точки в отдельных субъектах страны, например, закрылся Globus во Владимире, но это связано, скорее, с низкой рентабельностью». «Уход «Ашана» может быть обусловлен исключительно политическими мотивами, – подчёркивает Ольга Кожевникова. – Сам ритейлер пытается этого не допустить. Однако если принять во внимание такую вероятность, то, скорее всего, нишу попытаются занять дискаунтеры, поскольку ассортимент и ценовая политика во многом схожи. Но полностью заменить Ашан дискаунтеры не в силах, поэтому, возможно, мы увидим на рынке рождение нового формата на базе существующих предложений».
Прямая речь
Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners:
- На мой взгляд, приобретения «Ленты» и Х5 – продолжение процессов консолидации сетевого ритейла в национальных масштабах, которые начались больше десяти лет назад. Калининград и Московский регион – хорошо развиты и интересны и в части привычек потребителей, и плотности населения и логистики, поэтому я не ожидаю, что рынки торговых помещений и складов вообще «заметят» эти приобретения. Разумеется, изменятся поставщики и сами цепочки поставок в части продаваемых объектов, но это другая история.
А вот возможный уход Auchan незамеченным точно не останется. Несмотря на то, что он далеко не лидер в части объёма торговых площадей, по крайней мере, до недавних пор, Auchan всегда с большим отрывом лидировал в части прибыльности на квадратный метр торговых площадей. Это говорит о поразительно точном расчёте в выборе локаций, удачно сбалансированной товарной линейке, технологичности и эффективности отработанной бизнес-модели. В отличие от Auchan, его локальные конкуренты качественным параметрам пока предпочитают количественные.
Закрытие «Лотоса» в Ярославле – это тоже проявление консолидации и перераспределения рынка ритейла в национальных масштабах. Просто консолидация может происходить разными способами и проявляться по-разному: где-то это, в целом, по-хорошему (M&A), а где-то – не очень (ликвидация, банкротство). Я наблюдал похожую ситуацию собственными глазами – рядом с моим домом лет двадцать работал неплохой и для своего времени успешный несетевой универмаг. Но лет пять назад в 200 метрах от него открылась «Азбука вкуса», которая оттянула на себя клиентуру с высокой маржинальностью, а ещё через пару лет с другой стороны запустился очень привлекательный гастромаркет. И всё – старый универмаг очень быстро закрылся. Нравится нам это или нет, но это естественный процесс. Show must go on.
Долевое участие
Пока же почти все игроки истерично развивают формат дискаунтеров, указывает Дмитрий Томилин. «Это фишка прошлого года, этого года, – поясняет он. – Другое дело, что у них специфические требования: и по площади (300-700 кв. м), и по ставке – они редко платят большие деньги, их диапазон 150-300 тыс. р. и не более. В Москве и Московской области ритейлер готов платить больше, но сама модель бизнеса: крайне низкая наценка, палетное хранение прямо в зале. Такой арендатор неприхотлив к уровню ремонта, и открываются они в итоге бывших складских или промышленных зданиях».
Ещё одним кризисным трендом эксперт называет продолжающееся сокращение гипермаркетов и площадей под них. «Х5» в итоге закрыл «Карусели», а часть из них переформатировал в стандартные супермаркеты на 2,5 тыс. кв. м. Из больших форматов, за редким исключением, хорошо работает сеть «Глобус», остальные же все время говорят о том, что «пора менять форматы», добавляет г-н Томилин. «Тот же «Ашан» сообщает об этом уже долгие годы: то ли собирается закрывать, то ли нет, – резюмирует он. – Но у них есть и форматы не рентабельные, и те, что работают с большими оборотами. Например – «Ашан» в ТЦ «Авиапарк» или в ТЦ «Тройка», который ему принадлежит. Там торговля идет успешно, но вот в менее интересных локациях они могут рассматривать закрытия или продажу гипермаркетов. Вот и поглощение региональных площадей – вполне логичный шаг сетей, которые занимают новую долю рынка, расширяясь в регионы, но таких сделок уже не десятки, как раньше, а единицы. То, что могли – уже поглотили, и сейчас весьма избирательно подбирают остатки. Массовой эта история точно не будет, и все эти сделки в целом никак не повлияют на рынок: локальное перераспределение, которое мало кто заметит».