Кроме того, контрафакт и товар без маркировки – не одно и то же, напоминает эксперт. Контрафактным, согласно ГК РФ, является товар, в котором незаконно использованы объекты интеллектуальной собственности. Самый простой пример – обувь, на которую нанесен товарный знак известного бренда, произведенная лицом, не имеющим отношения к этому бренду. Маркировка (в большинстве случаев это наклейка с кодом маркировки) не гарантирует происхождение товара. Оригинальный (подлинный) товар не становится контрафактным от отсутствия на нем маркировки, равно как и подделка с маркировкой не является оригинальным товаром, уточняют в «Качкин и партнёры». Соответственно, реализация контрафактных товаров и реализация товаров без маркировки – разные нарушения.
Источник: CRE
Сдали на опыты
По части товаров требования по обязательной маркировке всё-таки вступают в силу с сентября 2023 года, констатируют Антон Банковский, партнер, глава практики интеллектуальной собственности, Шермет Курбанов, юрист практики интеллектуальной собственности, SEAMLESS Legal. И уже с весны, по их словам, игроки активно используют любые механизмы контроля, поэтому вполне готовы к нововведениям: в частности, проверяют карточки товаров вручную и с помощью моделей машинного обучения, используют нейросети, изучают отзывы клиентов.
Наработанный с марта опыт, очевидно, будет использоваться и в отношении новых категорий, соглашается Елена Степанова, партнёр, руководитель практики недвижимости и строительства Capital Legal Services. Возложение подобной ответственности на маркетплейсы, с одной стороны, увеличивает их затраты, добавляет эксперт: для полноценного внедрения нововведений в торговый процесс необходимо закупать специальное оборудование, обучать персонал, на постоянной основе учитывать временные и иные издержки процессов. Последние, в конечном счете, компенсируются продавцами интернет-площадок и конечными покупателями, которые и доплатят из своего кармана за услугу «безопасный товар». «Но и ответственный подход априори повышает привлекательность маркетплейсов, поскольку введение обязательной маркировки содействует формированию у потенциального покупателя доверия не только к продавцу, но и, безусловно, к самой площадке», – резюмирует эксперт. «Да, крупные маркетплейсы применяют технологии искусственного интеллекта, машинного обучения для выявления сомнительной продукции, однако большинство компаний используют ручной анализ карточек товаров, что чревато ошибками, – подчёркивает Наринэ Беглярова, управляющий партнер Sona Private consulting. – В итоге к законодательным нововведениям готовы только некоторые представители рынка. Если же контрольно-надзорные органы начнут проводить массовые проверки малого и среднего бизнеса, для многих это может стать значительным препятствием в дальнейшем работе. Штраф ведь тогда можно будет получить просто по итогам проверки, которая будет спровоцирована жалобами покупателей».
Источник: CRE
Прямая речь
Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners:
- Готовы ли маркетплейсы к нововведениям? А разве власти это когда-нибудь интересовало? Бизнес – это ведь не основа экономики, а всего лишь «дойная корова» и способ демонстрации дешёвого популизма. Разумеется, маркетплейсы выпутаются из ситуации – просто поднимут свою комиссию из-за увеличившихся рисков. А напрямую или косвенно это не суть важно – как показал практический опыт, «праведная» борьба с торговыми наценками розничных сетей по существу закончилась ничем – пар ушёл в свисток: рынок, как обычно, сбалансировал интересы. Ну, подумаешь, станут товары в маркетплейсах на 5-7-10 процентов дороже, чем сейчас (при этом качество и ассортимент вряд ли радикально изменятся). В результате, как всегда, за имитацию заботы о потребителях заплатят сами потребители.
Источник: CRE
Настоящее время
Для того, чтобы контролировать тысячи компаний, продающих товары через маркетплейсы, потребуется существенный штат и, вероятно, совсем новые для рынка процедуры, соглашается Дмитрий Чумаков, генеральный директор центра маркетинговых технологий Vector Market Research, партнер международной выставки потребительских товаров International / China Commodity Fair 2023. «И, уж конечно, не все маркетплейсы к этому готовы, – убеждён он. – Даже сейчас, например, проверка компании на право быть представителем бренда занимает достаточно много времени, и далеко не всегда площадки укладываются в тайминг, который сами же декларируют. Более того, есть риск загрузки не совсем корректных документов по товарам, а в автоматическом режиме далеко не всё возможно и отследить. Продукция многих марок, по которым есть риск подделки, производится в других странах, поэтому особое внимание, думаю, нужно уделять происхождению и корректному ввозу товаров на территорию страны, и документам, которые это могут подтвердить».
Очевидно, что доработки требуют не вводимые новые правила, а их общая концепция и реализация на практике, поддерживает Елена Степанова. Во-первых, многие эксперты в принципе скептически относятся к монополизации рынка предоставления маркировки, поясняет она. Во-вторых, многие продавцы довольно болезненно встречают, по сути, верные законодательные тенденции, ведущие к очередному этапу цифровизации экономики. «Это объяснимо: адаптация мелкого и среднего бизнеса осложняется недостатком ресурсов и сотрудников у продавцов, внедрение нововведений без потерь для них затруднительна, – соглашается она с другими собеседниками CRE. – И даже если говорить о представителях крупного бизнеса, то отдельные игроки закономерно отмечают, что движение контрафактной или нелегальной продукции не связано с системой маркировки, поскольку контрафактный товар, так или иначе, не маркируется продавцами, нелегально реализуется через интернет-сайты или в розницу. В то же время, легальный товар дополнительно подорожает, поскольку его реализация будет осложнена маркировкой. В итоге усложнение внутренних процессов необходимо соотнести с вероятной пользой введения маркировки; этот эксперимент должен дать ответ на резонные вопросы участников рынка».
Источник: CRE
Хотя основной целью маркировки товаров декларируется выявление и изъятие из оборота контрафактной продукции, сама система не предполагает анализа товара на предмет его контрафактности, констатируют Антон Банковский и Шермет Курбанов. Такие полномочия предоставлены конкретным государственным органам, например, федеральной таможенной службе или полиции. В итоге более тесное взаимодействие профильных ведомств с системой мониторинга товаров могло бы улучшить эту систему в будущем, полагают эксперты.
Еще одна проблема, обозначенная предпринимательским сообществом, – кратное увеличение расходов на вывод товаров в оборот. Дальнейшее уменьшение стоимости необходимого оборудования и автоматизация необходимых процедур позволит свести указанную проблему к возможному минимуму, но, в любом случае, не решит ее полностью.
При этом, требования по маркировке продукции касаются сделок, направленных на ввод в оборот, сам оборот и вывод товаров из оборота, перечисляют в SEAMLESS Legal. Таким образом, они уже сейчас затрагивают всю цепочку оборота, и влияют на все сегменты рынка, связанные с выводом обязательных к маркировке лотов. На конкретные же сегменты рынка может повлиять возможное дальнейшее изменение перечня товаров обязательных к маркировке. «Борьба с контрафактом – очень важная сегодня задача для всех участников профессиональной онлайн и оффлайн розницы, – резюмирует Дмитрий Чумаков. – И это, конечно же, не ограничивается просто экономическими интересами и тем, что можно ввести в заблуждение покупателей. Некачественные товары могут просто навредить, особенно, если это касается продуктов питания, напитков или медикаментов. Некоторые недобросовестные предприниматели же, видя недостаточное предложение по ряду марок, вместо того, чтобы сделать что-то качественное под своим брендом, копируют то, на что спрос уже есть. В свою очередь, в случае с маркетплейсами многие покупатели делают покупки просто потому, что доверяют площадкам, а также полагают, что наличие определенных торговых знаков является гарантом ожидаемых потребительских характеристик».
Источник: CRE
В итоге эффективная реализация новых правил будет зависеть от сотрудничества брендов, правоохранительных органов и самих маркетплейсов, прогнозирует Наринэ Беглярова. Нововведения могут повлиять и на традиционные розничные сети и дистрибьюторов, поскольку те в перспективе, возможно, также столкнутся с существенным ужесточением требований к проверке подлинности товаров.