Иногда они возвращаются
Рост числа самозанятых, с одной стороны, стимулирует интерес к подобному формату работы, с другой – стремление работодателей привлекать самозанятых на проектную работу, отмечает Вероника Чаканова, партнер, руководитель отдела офисной недвижимости IPG.Estate. «И еще недавно я бы сказал, что это основной тренд, в том числе и в России, – добавляет Алексей Мацкевич, руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp. – Причин тому много: это и пандемия, и эффективность работы, и возможность одновременной работы на разных проектах. Последнее, кстати, позволяет даже проводить своего рода повышение квалификации сотрудников: в итоге они получают возможность ярче проявлять свои навыки, а их мотивация существенно возрастает. Но вот переводя эти тренды на наш рынок коворкингов, стоит помнить о том, что на последний слишком существенно повлияли два фактора. Во-первых, это СВО, на фоне которой Россию покинули около 500 тыс. человек, а многие из них составляли как раз основной костяк наших арендаторов. Во-вторых, не все сотрудники смогли поддерживать высокую эффективность в режиме работы на “удаленке”. Соответственно, компании начали, напротив, возвращать людей в офисы. В итоге, с одной стороны, люди вроде как становятся самозанятыми, понимают, как заработать деньги, и приходят в коворкинги. С другой – компании, которые раньше способствовали переходу на удаленный график работы, начали активный обратный процесс». Это подтверждает и статистика: в России после пандемии коронавируса в офис не вернулись лишь 10% сотрудников, которые были переведены на «удаленку». Еще 7% перешли на гибридный формат.
И оптом, и в розницу
Хотя тренд на рост количества самозанятых в России очевиден, драйвером для сегмента коворкингов он пока не стал, соглашается с предыдущим экспертом Татьяна Шараева, президент НАОК, партнер консалтинговой компании OfficeFlex. «Но среди последних его итогов отмечу, например, появление в Москве коворкингов в жилых домах, – делится г-жа Шараева. – Ну а в регионах большую долю резидентов и так составляют самозанятые. Многие коворкинги, которые там открываются, ориентированы именно на “розницу”».
«Розничный коворкинг – это гибридный коворкинг, где есть и корпоративные клиенты, и розничные резиденты, и такой розничный коворкинг, как наш, конечно же, нуждается в “удаленщиках”, самозанятых, антрепренерах, консультантах, различных программистах, – поясняет Алексей Мацкевич. – Рынок коворкингов априори будет тем лучше себя чувствовать, чем больше будет таких людей. Самозанятые – это вообще драйверы роста и для компаний, и для небольших стартапов». «Мы наблюдаем спрос к гибким пространствам как со стороны корпоративных клиентов – крупных компаний (которым удобны условия быстрого заезда, включенного сервиса и гибких условий), так и со стороны предпринимателей, – сообщает, в свою очередь, Ирек Аллаяров, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK. – При этом, безусловно, предпринимательство развивается опережающими темпами, все больше людей хотят иметь свое собственное дело и уйти из найма. И большинство из таких специалистов, конечно, выбирают работу в сообществе равных – в смарт-офисах. В SOK процентное соотношение арендаторов коворкинга к арендаторам офисов выглядит как 15 к 85%».
Пока в российских коворкингах процент самозанятых не превышает 15–20% от общего объема резидентов, подчеркивает Вероника Чаканова. По данным ФНС, основные сферы самозанятых – это ремонт и строительство (14%), логистика и перевозки (12%), IT-отрасль (11%), красота, здоровье, спорт (11%), далее репетиторство, информационные услуги. «Из всех этих сегментов, – поясняет эксперт, – “айтишники” и консультанты, конечно, – целевая аудитория коворкингов». «Рост числа самозанятых не оказывает существенного влияния на развитие коворкингов в России, – соглашается Гурген Шекоян, генеральный директор сети сервисных офисов CODE. – Те коворкинги, которые продолжают работать в B2C-секторе, развиваются сейчас лишь как дополнительная инфраструктура жилых комплексов и бизнес-центров, и не в тех объемах, чтобы оказывать серьезное влияние на рынок».
Китайская грамота
Китай вышел на лидирующие позиции по коворкингам за счет соответствующей мощной государственной программы поддержки самозанятых и иных смежных механизмов работы. «К сожалению, таких программ, чтобы государство поддерживало частные коворкинги, у нас нет, – вздыхает Татьяна Шараева. – Да, в Москве власти открывают бесплатные коворкинги для предпринимателей и самозанятых. Но пребывание в них ограничено по времени (месяц). Либо – частично финансируется, как это было в Московской области. Однако задачи, которые решает государство, при этом кардинально отличаются от тех, которые ставят в Китае. В Китае это – увеличение количества высокотехнологичных бизнесов, развитие экономики страны. А у нас на первый план ставится стимулирование открытия компаний с целью завести будущего налогоплательщика на свою орбиту».
«Государство внедряет различные меры поддержки сектора – это обучающие программы, юридические консультации, а также предоставление рабочих мест в муниципальных коворкингах, льготные арендные ставки, – перечисляет Ирек Аллаяров. – Отмечу, что сама по себе концепция гибких офисов – своего рода формат поддержки предпринимателя, независимо от того, как он оформлен юридически. Гибкие рабочие места ведь снимают с резидента все бытовые вопросы, предоставляют гибкие условия аренды и технологичные рабочие станции. Плюс среда – в SOK, например, уже сформировалось и продолжает развиваться комьюнити предпринимателей и специалистов: на базе сети работает огромное количество сообществ, которые позволяют развиваться профессионально».
В свою очередь, Алексей Мацкевич напоминает о госпрограмме «Мой бизнес». «Вообще, много чего делается в этом смысле, что называется, по касательной, – делится он. – Если нужно начинать с нуля, то есть возможность получить стартовые инвестиции, скидку до 50% на российское ПО и поддержку по размещению наружной рекламы; в рамках “Моего бизнеса” есть и возможность арендовать коворкинг, в некоторых случаях в нем можно размещаться бесплатно. Но, конечно же, и у нас самих есть льготы, мы делаем скидки и для тех, кто пришел первый раз, и для тех, кто берет в первый раз тариф после пробного дня. Есть и специальные программы, чтобы быть эффективными, развиваться. Мы специально показываем: если вы работаете на себя, то лучше заплатить небольшие деньги за коворкинг, потому что так вы узнаете, как эффективно работают на себя такие же, как и вы, люди. И что это – куда лучше, чем работать из кафе или из дома: один тариф – и у тебя целый офис». А вот Сергей Черноусов, коммерческий директор сети сервисных офисов BusinessClub от Capital Group, хотя и следит за ростом показателей количества самозанятых на российском рынке, убежден: о серьезном их влиянии на сегмент коворкингов говорить слишком рано. Пока тренд, скорее, сказывается на различных тарифных планах. «Операторы коворкингов давно выработали стратегии работы с этим сегментом, и на рынке уже имеются успешные примеры: внедрение системы лояльности, организация тренингов и создание комьюнити, – соглашается он с другими собеседниками CRE. – Но мы не видим экономического обоснования масштабирования проектов, рассчитанных в большей степени на индивидуалов. Работа с проектными командами, внешними командами крупных компаний, а также малыми и средними предприятиями приносит больший доход, более стабильна и позволяет заключать более долгосрочные договоры аренды».