Комплексное развитие территорий: что нового? (на основе материалов по состоянию на 27 марта 2017 г.)

Елена Степанова, партнер Capital Legal Services, руководитель практики недвижимость и строительство; Гегечкори Наталья, юрист практики недвижимость и строительство Capital Legal Services

9333

В условиях динамичного развития крупных городов особую актуальность приобретает проблема реорганизации промышленных зон и производственных территорий.

Пожалуй, наиболее остро вопрос реорганизации промзон стоит в Москве, которая до сих пор изобилует заброшенными территориями, утратившими свое первозданное промышленное значение. Земельные участки в границах таких территорий по сути выведены из нормального экономического оборота, обладая при этом колоссальным потенциалом для развития.

Среди прочего, несомненные преимущества развития промзон заключаются в наличии коммуникаций, транспортной доступности, в том, что неиспользуемые по назначению здания при желании могут быть переоборудованы в коммерческие объекты.

До недавнего времени комплексная реорганизация промзон, среди прочего, сдерживалась отсутствием действенных правовых механизмов, позволяющих связать воедино разрозненные интересы многочисленных собственников недвижимости в рамках одной промзоны.

Федеральным законом №373-ФЗ от 03 июля 2016 г. («Закон»), вступившим в силу 1 января текущего года, были введены новые правовые инструменты для обеспечения комплексного и устойчивого развития таких территорий. 

Во исполнение положений Закона до конца 2016 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ должно было сформировать реестр территорий, предназначенных для комплексного развития, на основе данных из регионов.

Исходя из информации, представленной на официальном сайте Минстроя РФ, по поручению Правительства РФ такой сводный перечень территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию, был подготовлен, и в него вошло более 1100 земельных участков. При этом органы местного самоуправление («Органы МСУ») до 1 ноября 2017 г. должны обеспечить принятие решений об установлении границ территорий, подлежащих комплексному развитию, в том числе внести изменения в графическую часть правил землепользования и застройки.

Данный перечень, безусловно, будет полезен для инвесторов и девелоперов, которые находятся в поиске подходящих локаций для реализации своих проектов.

Напомним, что инициировать комплексное развитие территории могут либо сам правообладатель земельного участка и/или объекта недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории (или правообладатели, действующие на основании соглашения), либо Орган МСУ.

Порядок действий при комплексном развитии территории по инициативе правообладателей можно условно разделить на несколько ключевых этапов, в частности:

 - Заключение соглашения между правообладателями (при наличии двух и более правообладателей) о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории;

- Разработка документации по планировке территории за счет средств правообладателей;

- Утверждение документации по планировке территории Органом МСУ без процедуры публичных слушаний, которая по общему правилу является обязательной;

- Заключение договора о комплексном развитии территории без проведения аукциона.

Если же инициатором комплексного развития территории выступает Орган МСУ, порядок заключения договора о комплексном развитии несколько отличается от описанного выше.

Прежде всего, инициировать комплексное развитие территории может Орган МСУ только в строго регламентированных случаях. Так, обязательным условием является наличие утвержденных правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Помимо этого, необходимо, чтобы не менее 50% от общей площади территории, в границах которой предусматривается комплексное развитие, должны составлять участки, например, на которых расположены аварийные и подлежащие сносу объекты капстроительства, самовольные постройки.

Как известно, в Москве правила землепользования и застройки до сих пор не утверждены. Однако публичные слушания по их проекту, прошедшие в конце прошлого года почти во всех административных округах Москвы, со всей очевидностью свидетельствуют об их скором принятии.

В случае принятия решения о комплексном развитии территории Орган МСУ, помимо размещения информации о нем в открытых источниках, направляет правообладателям земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории, предложение принять участие в комплексном развитии.

Если правообладатели соглашаются, то алгоритм их дальнейших действий аналогичен описанному выше (по инициативе правообладателей).

Если же по истечении шести месяцев от правообладателей не поступает соответствующих заявок или же подготовленная ими документация по планировке территории не утверждена, Орган МСУ проводит аукцион на право заключения договора о комплексном развитии территории. По результатам проведения такого аукциона с его победителем заключается одноименный договор.

Наличие правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, является обязательным условием, если инициатором выступает Орган МСУ. При этом, исходя из положений Закона, статус правил землепользования и застройки для комплексного развития по инициативе правообладателей до конца неясен.

Так, в настоящее время в Правительстве РФ на рассмотрении находится законопроект, которым вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ, направленные на совершенствование института комплексного и устойчивого развития территорий. Данный законопроект, среди прочего, закрепляет в качестве обязательного условия для комплексного развития как по инициативе правообладателей, так и по инициативе Органов МСУ наличие утвержденных правил землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны предусматривать территории, в границах которых может быть осуществлено комплексное развитие.

Использование неосвоенных и заброшенных территорий, реорганизация промышленных зон являются важнейшими резервами для развития строительства, что, безусловно, говорит об актуальности внедрения инструмента комплексного развития территории. Однако, как и в случаях с любыми иными серьезными нововведениями, требуется время, чтобы все процедуры стали отлаженными и рабочими. В текущее время все еще не хватает подзаконных актов, которые бы более четко и детально регламентировали механизмы комплексного развития территорий, и особенно это касается вопросов порядка взаимодействия бизнеса и власти.

  

Елена Степанова


Наталья Гегечкори



иГРОКИ РЫНКА

Capital Legal Services

Степанова Елена

Юридическая поддержка

Capital Legal Services

Материалы по теме

Экспертный анализ

Великое превращение. Как бывшие промзоны становятся жилыми районами

Новый тренд в девелопменте и проектировании – трансформация промышленных объектов в гражданские. Что ожидает инвестора, который решился взяться за предприятие советской эпохи, чтобы превратить его в новый микрорайон?

10.05
Экспертный анализ

Реновация промзон лишает Москву дешевых офисов С-класса

А между тем востребованность таких офисов настолько велика, что несмотря на начатый в Москве несколько лет назад процесс активной реконцепции промзон и промышленных зданий офисы С-класса с минимальной нарезкой площадей (50-100 кв. м) по-прежнему составляют больше половины офисного рынка Москвы, как утверждают аналитики Colliers International
19.02

Топ-5 самых спорных промзон Москвы

Эксперты компании «Апхилл», проанализировали промышленные территории, вызывающие больше всего споров. 

22.11

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (21-27 апреля)

Победители CRE Moscow Awards 2025, новые назначения в Ricci, сделки с Light Industrial в Коледино и Мытищах, вывод на рынок Business Center Riva, новый офис для HH, встреча студентов в «Орбите», новый резидент БЦ Geolog и эксклюзив CMWP - в нашей традиционной подборке за неделю.
27.04
Источник: cre.ru
CRE News

Победители CRE Moscow Awards 2025

24 апреля прошло традиционное награждение победителей CRE Moscow Awards. Кто же взял кирпич в этом году?
25.04
Источник: Ricci
Назначения

Руслан Готыжев перешел в Ricci

Руслан займет должность старшего директора департамента складской недвижимости. Ранее эксперт работал в NF Group, возглавлял логистические подразделения DHL Supply Chain, был операционным директором и партнёром NT Properties.
24.04
Источник: Page
Сделка

HH разместит свой офис в Jurgens-Page

Российская компания интернет-рекрутмента разместит свой офис площадью 510 кв. м в коворкинге с гибкими офисами . Брокером сделки выступила компания Nikoliers. 
24.04
Источник: Пресс-служба CMWP
Сделка

CMWP приведет арендаторов в «Кантри Парк III»

CMWP подписала эксклюзивный договор на поиск арендаторов в БЦ «Кантри Парк III».
 
23.04
Источник: Ricci
Назначения

В Ricci новый партнер

Александр Давыдов сосредоточится на развитии бизнес-девелопмента и стратегических отношений с клиентами.
23.04
Источник: Hutton
Сделка

В БЦ Geolog заключили сделку по аренде около 1 000 кв. м офисов

Новым резидентом бизнес-центра стала компания «Пелискер» — один из лидеров сферы транспортного строительства на территории РФ и за ее пределами.
24.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre