В наши дни крупные российские города стремятся к повышению своей значимости и популярности, поскольку именно высокий статус способствует привлечению инвестиций. Привлекательность городов складывается из множества факторов: лояльность регионального законодательства и властей к бизнесу, развитость инфраструктуры и т.д. Немаловажным показателем привлекательности города является и количество посещающих его гостей.
В преддверии летнего туристического сезона и фестиваля «Белые ночи» аналитики компании «Инвест-аудит» провели исследование обеспеченности гостиницами Перми, Екатеринбурга и Казани. Эксперты пришли к выводу, что Пермь серьезно отстает от соседних мегаполисов по уровню развития гостиничного рынка.
По данным аналитиков, размер общего гостиничного фонда Перми в два раза ниже, чем в соседних мегаполисах. В столице Прикамья он составляет 1678 номеров, а в Екатеринбурге и Казани - 3448 и 3597 номеров соответственно. При этом четверть гостиничного рынка Перми занимает гостиница «Урал». В Екатеринбурге, половину рынка делят между собой семь крупнейших гостиниц. А рынок Казани поделен несколькими относительно равными гостиничными комплексами.
Пермь отстает от соседних городов также и по уровню новизны номерного фонда. В Перми количество отелей, открытых до 1990 года, составляет практически половину всего гостиничного фонда города. В Екатеринбурге и Казани большинство гостиниц было построено уже во второй половине 2000-ых.
Рассматриваемые города отличаются также и по ориентации гостиничного бизнеса. Гостиничная инфраструктура Екатеринбурга рассчитана преимущественно на представителей бизнеса. В то время как Казань ориентируется, главным образом, на туристов. Пермь в данном случае не имеет четко выраженных ориентиров развития туристической инфраструктуры.
Одним из основных конкурентов гостиничного бизнеса является рынок аренды квартир на сутки. В Екатеринбурге был обнаружен ряд компаний, которые позиционируют себя как гостиницы, а на самом деле сдают квартиры, расположенные в разных частях города. В базе одной из таких гостиниц было более 600 квартир.
Во всех рассматриваемых городах активно развивается рынок хостелов. Большая часть из них была открыта после 2005 года. В настоящее время этот формат продолжает активно завоевывать рынок. Наиболее развит рынок хостелов в Казани, там было выявлено 8 гостиниц этого формата.
В Казани некоторые гостиницы располагались в пригороде. Согласно принятому решению, они не участвовали в исследовании, поскольку этот сегмент рынка гостиничных услуг, пусть и оказывает некоторое влияние на общий рынок, но существенно не влияет на показатели ситуации в сегменте городских отелей.
Также в исследуемых городах была отмечена интересная стратегия развития крупных гостиничных сетей. Под единым товарным знаком работают гостиницы, имеющие различные классы обслуживания и расположенные в разных районах города.
И конечно интересна различная ориентация гостиничного бизнеса в рассмотренных городах: Екатеринбург – город, который привлекает представителей бизнеса, Казань – ориентирована на туризм. Пермь - город для тех и других.