Компания Pridex Group проанализировала тенденции рынка fit-out (проектирования, строительства и инженерного оснащения объектов коммерческой недвижимости) и выяснила, что сегодня внимание немалой доли клиентов обращено к нестандартным зданиям и помещениям.
Подход «имиджевого дауншифтинга» предполагает сокращение средств на аренду офиса за счет выбора низкоклассного, зачастую неликвидного объекта и реализации на его базе проекта имиджевого офиса с уникальными архитектурными решениями. При этом затраты на fit-out проект соответствуют средним по рынку показателями и составляют около $800 – 1000 за кв.м.
В большинстве случаев клиентская активность предусматривает проведение технического аудита нескольких объектов с целью уточнения возможности реализации в рамках площадки современного fit-out проекта. Цель подобных поисков – подбор оптимального с точки зрения расположения, планировки и условий аренды объекта для реализации в нем проекта имиджевого офиса. Наибольшим спросом пользуются помещения с отдельным входом, высокими потолками, мансардами, либо объекты с хорошими видовыми характеристиками. В отличие от бизнес-центров, арендатор подобных помещений не ограничен правилами управляющей компании здания, то есть может реализовать любой проект.
В число клиентов, ориентирующихся на подобные решения, в основном входят представители «креативного» сектора экономики (IT, маркетинговые агентства, архитекторы), дистрибьюторы отделочных материалов и шоу-румы. В прочем, среди подобных клиентов есть и крупные компании, решающие подобным образом вопросы бэк-офисов.
К плюсам подобных проектов можно отнести: нестандартность помещений с интересной архитектурой; большую площадь и высокие потолки; имиджевую составляющую; низкую стоимость аренды; возможность отдельной входной группы.
Среди минусов большие сроки реализации проекта по сравнению с помещением в БЦ; «скрытые» проблемы зданий – протечки, ненадежные инженерные системы; отсутствие инфраструктуры бизнес центра (парковки, эксплуатирующей организации, столовой и прочее).
Таким образом, учитывая гигантский объем предложения низкоклассной недвижимости, развитие услуг fit-out и высокую стоимость предложений в бизнес-центрах, практика использования в офисных целях нетиповых помещений будет динамично расширяться. Только в рамках Best Office Awards 2013 из 94 номинированных проектов 9 являлись проектами индивидуального редевелпомента, расположенные вне классифицированных бизнес центров. Конечно, международные компании, корпоративные стандарты которых предусматривают размещение офиса исключительно в БЦ класса «А» и «В», не станут целевой аудиторией имиджевого дауншифтинга, тогда как у российских компаний, подыскивающих оригинальный офис площадью до 1500 кв.м. появляется эффективная альтернатива бизнес центрам.