Рынок качественных торговых центров Москвы пополнился на 107,2 тыс. кв. м во 2-м квартале 2013 г. Данный показатель является самым большим среди аналогичных периодов последних трех лет, когда в столице не появлялось ни одного нового объекта, подсчитали аналитики Jones Lang LaSalle.
Крупнейший объект, введенный в эксплуатацию в Москве с начала года, – ТЦ РИО Ленинский (40 тыс. кв. м). Кроме того, в минувшем квартале состоялось открытие двух аутлетов – Fashion House Outlet(28,5 тыс. кв. м) и первой очереди Vnukovo Outlet Village (16,5 тыс. кв. м).
На второе полугодие в Москве анонсирован ввод около 150 тыс. кв. м качественных торговых площадей, однако сроки сдачи некоторых проектов могут быть перенесены.
В случае выхода на рынок всех заявленных объектов годовой ввод качественных торговых центров в Москве превысит 250 тыс. кв. м, что станет самым большим показателем последних трех лет. Так, в 2011 г. в столице появилось всего 149 тыс. кв. м, в 2012-м – 231,8 тыс. кв. м. Мы наблюдаем постепенную активизацию девелоперов в сегменте торговой недвижимости, кульминация которой придется на ближайший период – уже в 2014 г. мы ожидаем выхода на рынок около 600 тыс. кв. м новых качественных объектов.
Обеспеченность торговыми площадями в Москве к концу 2013 г. может вырасти до 313 кв. м, в 2014-м – до 363 кв. м на 1 000 человек.
В результате по данному показателю российская столица сравняется с некоторыми городами Западной Европы, например, Амстердамом и Берлином – 370 кв. м и 348 кв. м на 1 000 жителей соответственно. В цифрах московский рынок догонит некоторые европейские столицы, однако не стоит ориентироваться на них, как на показатели насыщения. Очевидно, что у российского рынка своя история развития, и насыщение торговыми площадями здесь произойдет по своему сценарию. К примеру, Краснодар даже при сегодняшней крайне высокой обеспеченности торговыми площадями – 829 кв. м на 1 000 человек – по-прежнему предлагает новые качественные торговые центры и за счет этого привлекателен в глазах ритейлеров, которые хотят открывать магазины в городе.
Арендные ставки не претерпели значительных изменений в 1 полугодии 2013 г. Максимальная ставка аренды в торговых центрах Москвы осталась на уровне 3-4,5 тыс. долл. за кв. м в г., средняя ставка аренды – на уровне 0,5-1,8 тыс. долл. за кв. м в год. Уровень вакантных помещений остался на прежнем уровне в 2,5%.
На российский рынок продолжают выходить новые торговые операторы. Среди ритейлеров одежды и аксессуаров, открывших свои магазины в Москве, стоит отметить Takko Fashion (ТРЦ «Золотой Вавилон» на Проспекте Мира), Brooks Brothers и Red Valentino (ТЦ «ГУМ»), Boardriders (ТЦ «Мега Белая Дача»). На фудкорте ТЦ «Галерея Аэропорт» открыта первая точка Smoothie Factory, а в стрит-ритейле на ул. 1-я Тверская-Ямская появился дебютный шоколадный бутик Debauve & Gallais. Отдельно стоит отметить ювелирные украшения Alcozer & J (ул. Жуковского, 14) и кафе Mado (Невский пр-т, 124), которые выбрали Санкт-Петербург для открытия своих первых точек в России.
В ближайшее время мы ожидаем появления еще нескольких крупных международных игроков. Среди них: The Cheesecake Factory, Harman, Collezione, Schlotzsky’s, WHSmith идр. На первую половину 2014 г. запланировано открытие первого магазина Forever21 в ТЦ «АФИМОЛЛ Сити» и первого собственного магазина Tiffany&Co в ГУМе.
В целом по России на 2013 г. запланирован выход рекордного объема торговых центров за посткризисный период – 1,8 млн кв. м. Однако, по обновленному прогнозу Jones Lang LaSalle, эта цифра не превысит 1,5 млн кв. м, что будет в целом соответствовать результатам последних лет.