Таким образом, объем рынка остался неизменным по сравнению с 1 кварталом, и в настоящий моментсоставляет 2,06 млн кв. м. по данным аналитиков JLL.
До конца 2014 года к вводу заявлено четыре проекта суммарной арендуемой площадью 118,9 тыс. кв. м. Крупнейшими из запланированных объектов являются ТРЦ «Монпансье» и ТРК «Европолис». По оценке аналитиков JLL, даже в случае реализации всех заявленных проектов объем ввода по итогам 2014 года уступит показателям последних четырех лет.
Аналитики отмечают, что на данный момент обеспеченность торговыми площадями в Санкт-Петербурге находится на уровне 401 кв. м на 1 тыс. жителей. Эти показатели позволяют городу входить в число лидеров среди европейских городов, опережая Лондон и Берлин, но отставая от развитых с точки зрения торговли городов Восточной Европы.
Самыми обеспеченными с точки зрения объема качественных торговых площадей на 1 тыс. жителей являются Московский, Приморский и Центральный районы. При этом Приморский район – лидер по общему объему рынка: здесь расположено более 20% всех ТЦ Петербурга, отмечают аналитики JLL.
По мнению экспертов, в течение 2-го квартала 2014 года рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга продолжал адаптироваться к ухудшившейся макроэкономической ситуации. Существенного изменения ставок в торговых центрах не наблюдалось. Максимальная базовая ставка осталась на уровне 2 тыс. долл. за кв. м в год, но при этом произошла переоценка сетевыми ритейлерами эффективности существующих и планируемых магазинов, которая, безусловно, оказывает влияние на переговорный процесс относительно будущих ставок аренды.
«Стремление ритейлеров зафиксировать границы валютного коридора, которое мы наблюдали в 1-м квартале 2014 года из-за резкого ослабления рубля, стало чуть менее актуальным во 2-м квартале в связи с обратным движением валютных курсов. Однако такие резкие колебания стоимости доллара и евро, наряду с не очень благоприятным макроэкономическим фоном, приводят к тому, что в настоящий момент ритейлеры готовы рассматривать возможность открытия своих магазинов в новых ТРК, только если объект запланирован к вводу в краткосрочной перспективе», комментирует Анастасия Балмочных, руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге.
В апреле, впервые с начала 2014 года, наблюдалась положительная динамика розничного товарооборота Петербурга, однако рост составил всего 0,2%, а в мае вновь произошло сокращение на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом в мае снизились продажи непродовольственных товаров, в то время как в сегменте продовольственных товаров наблюдался незначительный рост.
Эксперты отмечают, что в условиях сложившейся ситуации, тем не менее произошло снижение вакантных площадей во 2 квартале 2014 г. в Петербурге, что во многом обусловлено отсутствием ввода качественных объектов в первой половине текущего года. К концу второго квартала уровень вакансии составил 5,5% согласно данным аналитиков JLL.
Что касается спроса, то продуктовые сети и сегмент развлечений не фиксируют снижение продаж, а fashion-операторы, спорттовары и электроника наблюдают сокращение спроса и снижение объемов товарооборота. Однако даже в условиях сложившейся ситуации на рынок Петербурга продолжают выходить новые бренды.
Так, известная британская сеть магазинов игрушек Hamleys подписала договор аренды в ТЦ «Невский центр» – первый магазин откроется в июле на площади около 1100 кв. м. Компания Mango выводит новый бренд Violeta by Mango, работающий в сегменте plus size. На Невском проспекте откроется первый магазин премиальной британской марки Agent Provocateur (договор подписан в первом полугодии). Продолжает развиваться сегмент общественного питания – на рынок Санкт-Петербурга выходят новые федеральные ресторанные сети. Так в ТРК «Галерея» на площади 1 000 кв. м весной открылся ресторан «Чайхона №1». Также подписала первый договор аренды сеть кафе-пекарен Le Pain Quotidien, которая откроет первое кафе на Невском проспекте.
В условиях высокой насыщенности рынка торговыми площадями концепция и формат проекта станут решающими факторами успешности проекта. До конца года объем рынка торговых центров увеличится на 6% и достигнет 2,67 млн кв. м. , отмечают аналитики Colliers International.
Более подробная информация в pdf-версиях.
Исследования рынка
Итоги 2 квартала 2014 г.на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга
Второй квартал 2014 г. не стал продуктивным для торговой недвижимости Санкт-Петербурга - за этот период не было введено ни одного торгового комплекса.
18.07.2014
6973