Единовременный снос 97 незаконных сооружений у станций метро, как и ожидалось, вызвал большой общественный резонанс и породил немало споров. Не только о целесообразности данной меры, ее законности, но и о том, кто в данной ситуации выиграет, помимо, как утверждают московские власти, горожан.
Эксперты S.A. Ricci рассуждают о том, какое влияние окажет снос самостроя на рынок торговой недвижимости Москвы.
1. ТРЦ – без перемен
ТРЦ вряд ли получат какую-то выгоду от сложившейся ситуации. По мнению Александра Морозова, директора департамента консалтинга и оценки S.A. Ricci, «совокупная площадь всех 104 предназначенных к сносу строений в столице (и большей частью снесенных в «ночи больших ковшей») составляет немногим более 40 тыс. кв. м., что сравнимо с одним районным торговым центром. После ликвидации самостроя торговые центры столицы не почувствовали притока новых покупателей».
2. Крупные продуктовые сети - аналогично
«Для крупных продуктовых сетей, таких, как, например, «Пятерочка», «Монетка», «Дикси», «Копейка», наличие метро никогда не являлось принципиальным условием во время выбора места для нового магазина. Продуктовые сети рассчитывают свой товарооборот исходя из численности населения, проживающего в микрорайоне. Сети, формирующие ассортимент на основе продуктов, составляющих основу рациона питания, никогда не считали своими конкурентами магазинчики, расположенные возле метро и рассчитанные на спонтанные покупки. Поэтому снос незаконных сооружений никак не повлияет на посещаемость и увеличение товарооборота продуктовых ритейлеров», - прогнозирует Мария Вакурова, старший консультант департамента торговой недвижимости S.A. Ricci.
3. Магазинам «у дома» повезло
А вот магазины формата «у дома», расположенные вблизи метро, только выиграют от сноса самостроя. Это закономерно: у людей, которые раньше совершали покупки в магазинах, расположенных в снесенных постройках, теперь просто не останется выбора, и они направятся в магазины шаговой доступности. «Можно ожидать увеличения как трафика, так и прибыли в данном сегменте в среднем на 10-15%, – считает Мария Вакурова, старший консультант департамента торговой недвижимости S.A. Ricci. - Разумеется, выиграют собственники помещений на первых этажах жилых домов, расположенных рядом с метро. Вне зависимости от того, где находится станция метро – в центре города или на окраине, большой пешеходный трафик здесь будет всегда. Арендные ставки на помещения, расположенные на первых этажах, высоки: сегодня они составляют от 35 тыс. руб. за кв. м в год до 80 тыс. руб. за кв. м. в год, в зависимости от площади и конфигурации помещения. Теперь спрос на арендные площади рядом с метро увеличится, так как магазины, располагавшиеся ранее в снесенном самострое, не захотят уходить с насиженного места и будут искать новое место поблизости. Предложение помещений на первых этажах в домах рядом с метро на рынке есть, так как периодически происходит ротация арендаторов. Собственники таких помещений, конечно, воспользуются ситуацией и поднимут ставки. В некоторых районах, где после сноса построек у метро возник дефицит качественных торговых площадей, ставки вырастут примерно на 15%».