По данным компании Welhome, в I квартале 2016 г. в Москве не было открыто ни одного торгового центра. Аналогичная ситуация была зафиксирована в III квартале 2015 г. Похожая картина последний раз наблюдалась на столичном рынке в 2013-м, когда в I квартале года ввели 5 500 GLA кв. м качественных торговых площадей.
Низкие показатели ввода новых площадей обусловлены, в первую очередь, переносом сроков открытия проектов. Основная причина этого – проблемы с заполняемостью арендаторами. Игроки рынка ритейла очень аккуратно выстраивают свою политику открытия новых торговых точек. Также существенно снизились показатели открытия новых торговых сетей на московском рынке ритейла. Общий показатель насыщенности рынка торговых площадей не изменился по отношению к IY кварталу 2015 г. и составляет 463 кв. м торговых площадей на 1000 жителей Москвы.
По данным Welhome, предложение торговых площадей превышает спрос, при этом уровень вакантных площадей в торговых центрах достиг 12% по итогам I квартала. Стоит отметить, что объекты, открытые во второй половине 2015 г., испытывают более существенные сложности с заполняемостью и в некоторых из них доля свободных площадей достигает 60%.
Несмотря на слабую заполняемость некоторых крупных торговых центров, потенциал развития рынка все же есть. Крупные знаковые объекты, среди которых - ТРЦ «Авиапарк», «ЦДМ на Лубянке» - регулярно привлекают новых арендаторов. Это свидетельствует о намерении международных ритейлеров открывать новые магазины, но преимущественно в максимально привлекательных и качественных объектах.
По данным компании Welhome, в I квартале 2016 г. существенно снизилась тенденция сокращения развития сетевых операторов, как российских, так и международных. Боле того, в начале 2016 г. в Москве начал функционировать новый формат арендаторов - к нему можно отнести детский развлекательный парк «Кидзания», расположившийся в ТРЦ «Авиапарк» на площади более 10 тыс. кв. м. При снижающейся покупательской способности населения ТРЦ стараются привлечь трафик всеми возможными способами, один из них – развлекательная инфраструктура для детей, экономить на которых люди начинают в последнюю очередь.
К новым открытиям также можно отнести сеть «Lillapois», которая является дочерней структурой сети «АШАН». Сеть будет торговать товарами для дома и ухода за собой. Об открытии своего магазина площадью 1500 кв. м в ТРЦ «Авиапарк» также объявила компания Gloria Jeans. Большое количество более мелких сделок совершалось в таких объектах, как ТРЦ «Зеленопарк», ТРЦ «Афимол Сити», ТРЦ «Европейский».
В целом международные и российские ритейлеры не спешат осваивать вновь открытые торговые центры, так как финансовая ситуация в стране остается нестабильной. Основной поток сделок в I квартале 2016 г. пришелся на самый крупный в Европе ТРЦ «Авиапарк» и ТРЦ «Ривьера», в который на площадь 10 тыс. кв. м зашел крупный мебельный оператор «MOD мебель».
Как отмечают специалисты Welhome, достаточно динамично в Москве развивается формат продуктовых рынков в составе качественных торговых объектов. Например, одним из якорных арендаторов будущего ТРЦ «Метрополис-2» будет крупный фермерский рынок, на котором планируется реализовывать продукты московских и региональных фермеров.
Из новых рыночных тенденций можно выделить создание девелоперами в своих объектах собственных универмагов. Так, о создании магазина под брендом Trend Island общей площадью более 6 000 кв. м объявил ТРЦ «Авиапарк», а в ТРЦ «РИО Румянцево» действует универмаг Take Away.
Подводя итоги, можно сказать, что рынок торговой недвижимости Москвы постепенно приспосабливается к сложным экономическим условиям, а девелоперы и ритейлеры реализуют новые форматы магазинов.