Торговый рынок Москвы спасут новые форматы

По данным компании Welhome, в I квартале 2016 г. в Москве не было открыто ни одного торгового центра.

По данным компании Welhome, в I квартале 2016 г. в Москве не было открыто ни одного торгового центра. Аналогичная ситуация была зафиксирована в III квартале 2015 г. Похожая картина последний раз наблюдалась на столичном рынке в 2013-м, когда в I квартале года ввели 5 500 GLA кв. м качественных торговых площадей.

Низкие показатели ввода новых площадей обусловлены, в первую очередь, переносом сроков открытия проектов. Основная причина этого – проблемы с заполняемостью арендаторами. Игроки рынка ритейла очень аккуратно выстраивают свою политику открытия новых торговых точек. Также существенно снизились показатели открытия новых торговых сетей на московском рынке ритейла. Общий показатель насыщенности рынка торговых площадей не изменился по отношению к IY кварталу 2015 г. и составляет 463 кв. м торговых площадей на 1000 жителей Москвы.

По данным Welhome, предложение торговых площадей превышает спрос, при этом уровень вакантных площадей в торговых центрах достиг 12% по итогам I квартала. Стоит отметить, что объекты, открытые во второй половине 2015 г., испытывают более существенные сложности с заполняемостью и в некоторых из них доля свободных площадей достигает 60%.

Несмотря на слабую заполняемость некоторых крупных торговых центров, потенциал развития рынка все же есть. Крупные знаковые объекты, среди которых - ТРЦ «Авиапарк», «ЦДМ на Лубянке» - регулярно привлекают новых арендаторов. Это свидетельствует о намерении международных ритейлеров открывать новые магазины, но преимущественно в максимально привлекательных и качественных объектах. 

Несмотря на отсутствие новых торговых объектов в начале года, на период всего 2016 г. к открытию анонсирован 21 объект в Москве общим объемом порядка 769 тыс. кв. м GLA. Стоит отметить, что данный показатель превосходит 2 предыдущих года по количеству заявленных к открытию объектов. Это связано как раз с переносом сроков открытия большого количества объектов. Наиболее крупными из анонсированных торговых центров являются ТРЦ «Ривьера» (100 тыс. кв. м GLA), ТРЦ «РИО Мытищи» (115 тыс. кв. м GLA), ТРЦ «Галерея Кутузовский» (60 тыс. кв. м GLA).

В структуре заявленных к открытию в 2016 г. торговых объектов преобладает формат ТРЦ – 72 %, это около 550 тыс. кв. м арендопригодных площадей. Связано это, в первую очередь, с открытием крупных торговых объектов, в чьей структуре одной из основных точек притяжения потенциальных потребителей является развлекательная функция. Также, в отличие от 2015 г., в структуре планируемых торговых объектов появился формат аутлет-центр, однако на его долю приходится не более 1% от общего числа арендопригодных площадей, анонсированных в 2016 г. 

Как отмечают аналитики Welhome, по степени охвата в структуре ввода торговых объектов в 2016 г. будут преобладать региональный и суперрегиональный форматы, на их долю приходится 79% всех арендопригодных площадей. Данная тенденция обусловлена тем, что когда планировались и начинали строиться реализуемые в настоящее время торговые объекты, в стране отсутствовал ярко выраженный финансовый кризис и был более стабильный потребительский спрос со стороны населения, что позволяло планировать крупные объекты с потребительской и развлекательной функцией, ориентированные на охват большой зоны проживания потенциальных потребителей.

Также в первом квартале 2016 г. было анонсировано строительство нескольких крупных ТПУ с торговой функцией, к ним относятся ТПУ «Ботанический Сад», ТПУ «Ховрино», ТПУ «Николаевская» и др. 

По данным компании Welhome, в I квартале 2016 г. существенно снизилась тенденция сокращения развития сетевых операторов, как российских, так и международных. Боле того, в начале 2016 г. в Москве начал функционировать новый формат арендаторов - к нему можно отнести детский развлекательный парк «Кидзания», расположившийся в ТРЦ «Авиапарк» на площади более 10 тыс. кв. м. При снижающейся покупательской способности населения ТРЦ стараются привлечь трафик всеми возможными способами, один из них – развлекательная инфраструктура для детей, экономить на которых люди начинают в последнюю очередь.

К новым открытиям также можно отнести сеть «Lillapois», которая является дочерней структурой сети «АШАН». Сеть будет торговать товарами для дома и ухода за собой. Об открытии своего магазина площадью 1500 кв. м в ТРЦ «Авиапарк» также объявила компания Gloria Jeans. Большое количество более мелких сделок совершалось в таких объектах, как ТРЦ «Зеленопарк», ТРЦ «Афимол Сити», ТРЦ «Европейский».

В целом международные и российские ритейлеры не спешат осваивать вновь открытые торговые центры, так как финансовая ситуация в стране остается нестабильной. Основной поток сделок в I квартале 2016 г. пришелся на самый крупный в Европе ТРЦ «Авиапарк» и ТРЦ «Ривьера», в который на площадь 10 тыс. кв. м зашел крупный мебельный оператор «MOD мебель».

Как отмечают специалисты Welhome, достаточно динамично в Москве развивается формат продуктовых рынков в составе качественных торговых объектов. Например, одним из якорных арендаторов будущего ТРЦ «Метрополис-2» будет крупный фермерский рынок, на котором планируется реализовывать продукты московских и региональных фермеров.

Из новых рыночных тенденций можно выделить создание девелоперами в своих объектах собственных универмагов. Так, о создании магазина под брендом Trend Island общей площадью более 6 000 кв. м объявил ТРЦ «Авиапарк», а в ТРЦ «РИО Румянцево» действует универмаг Take Away.

Подводя итоги, можно сказать, что рынок торговой недвижимости Москвы постепенно приспосабливается к сложным экономическим условиям, а девелоперы и ритейлеры реализуют новые форматы магазинов.



иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Welhome

Материалы по теме

Рейтинг

Офисная и торговая недвижимость - 10 главных трендов 2016 года

Специалисты инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet подготовили обзор 10 основных тенденций в сегменте коммерческой недвижимости (офисной и торговой), которые получили развитие в 2015 г. и продолжатся в 2016-м. 
15.02
Исследования рынка

Москва. Торговая недвижимость. I полугодие 2015

В I полугодии 2015 г. в Москве открылись шесть торговых центров с суммарной арендной площадью 343 тыс. м?. Это рекордный показатель ввода в первом полугодии за всю историю развития столичного рынка торговой недвижимости.
15.07

журнал CRE 20 (356)

15-30.11.2019
Офисная недвижимость Москвы  Совокупный объем офисных площадей на московском рынке по итогам III кв. 2019 года составил 16,6 млн кв. м. 26% объема московских офисов относятся к классу А – 4,4 млн кв. м, 74%, или 12,2 млн кв. м – к классу В. Чем интересны МФК? 30 октября в Немецком Центре Промышленности и Торговли состоялась конференция Mixed-Use Development, посвященная объектам МФК.  Строительные конструкции Максимум диверсификации при минимуме авант...

Популярное

Открытие

ADG group открыла первый районный центр

В Москве в минувшую пятницу состоялось торжественное открытие районного центра «Ангара».
 
11.11
Проект

Ozon начал строительство нового хаба в Зеленодольске

Инвестиции в проект составят более 2 млрд рублей.
11.11
Открытие

BROSKO Mall – на низком старте

ТРК BROSKO Mall получил акт ввода в эксплуатацию.
 
12.11
Сделка

В Москве продан ТЦ «На Беговой»

Цена продажи составила 655 млн рублей.
11.11
Проект

«Пионер» построит деловой квартал у Останкино

Деловой квартал площадью 130 000 кв. м появится в Огородном проезде на севере Москвы.
13.11
Открытие

В ТРЦ «Мозаика» открылся KOTON

В ТРЦ «Мозаика» открылся магазин бренда KOTON в формате универмага площадью 1 227 кв. м.
12.11
Проект

PPF введет вторую очередь Comcity в 2022 году

Объект общей площадью 103 тыс. кв. м будет включать 61,6 тыс. кв. м офисов, 2,2 тыс. кв. м инфраструктуры и четырехзвездочную гостиницу под брендом Novotel.
12.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre