По данным исследования департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, предложение коворкингов в Санкт-Петербурге насчитывает 20 объектов общей площадью 4,5 тыс. кв. м. При этом 80% из них находятся в составе офисных объектов. Эксперты NAI Becar объясняют данную тенденцию отсутствием необходимости существенной перепланировки помещений и смены их функционального назначения.
В Петербурге коворкинги – преимущественно единичные проекты. Только 2 компании развивают их под единым брендом – «Офис-М» (6 объектов) и международная сеть – Regus (2 объекта).
45% коворкингов сконцентрировано в Центральном районе, 27% – в Петроградском.
80% петербургских коворкингов расположены в бизнес-центрах. По словам Ольги Шарыгиной, управляющего директора департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, не только в Петербурге, но и во всем мире большинство коворкингов расположено в бизнес-центрах. Офисное помещение легче всего переделать под коворкинг, также не потребуется вносить изменения в функциональное назначение объекта.
Самый большой по площади коворкинг WELCOME занимает 1 000 кв. м. Помимо самого коворкинга, в его состав входят чайный бар, выставочное пространство, WORKPLACE для дизайнеров и студия печати. Средняя площадь коворкинга в Петербурге – 230 кв. м, средняя площадь рабочего места – 7 кв. м.
Диапазон месячной арендной платы за фиксированное место – от 7 200 до 17 800 руб., за нефиксированное – от 3 500 до 10 000 руб. Средняя стоимость аренды рабочего места в час – 190 руб.
Разница стоимости между фиксированным рабочим местом и нефиксированным при месячной аренде составляет 50%.
По словам Натальи Скаландис, управляющего директора Property Management NAI Becar в Петербурге, структура и портрет арендатора зависят от типа коворкинга. «Организованное рабочее пространство привлекает в основном стартаперов и фрилансеров, арендаторами специализированных коворкингов выступают архитекторы, дизайнеры одежды, фотографы, инженеры и т.д.», – поясняет эксперт.
В стоимость аренды любого рабочего места входит: скоростной интернет, доступ к электричеству, рабочее место (письменный стол, диван и т.д.), МФУ (принтер, сканер, ксерокс), чай/кофе/угощения, предоставление переговорной комнаты, уборка офисных помещений и площадей общего пользования, круглосуточная охрана», – комментирует Наталья Скаландис.
По ее словам, при управлении коворкингом необходимо четко понимать потребности своей целевой аудитории. Коворкинг – это место, где люди собираются для того, чтобы проработать какие-то идеи. Поэтому пространство должно быть очень комфортным, легко трансформируемым под различные нужды. Одной из главной сложности данного бизнеса в России является выбор системы управления финансовыми потоками и модели окупаемости. Сейчас у россиян нет понимания, что такое коворкинг, как управлять этим бизнесом, и, если компания не обладает должным западным опытом, у нее могут возникнуть трудности.