Как правильно выстраивать отношения с арендаторами сегодня?

Игорь Дмитриев, директор агентства коммерческой недвижимости «Дмитриев и партнеры»

6179

Игорь Дмитриев, директор агентства коммерческой недвижимости «Дмитриев и партнеры»

Стратегия выстраивания грамотных отношений с арендатором волнует сегодня всех владельцев бизнеса. Универсальный совет дать сложно - значение имеет ВСЕ, что составляет эти отношения. Определяющей чаще всего является экономика, следовательно, чем устойчивее и успешнее арендатор, тем выгоднее арендодателю.

Остановлюсь на наиболее активном сегменте рынка – торговых помещениях. Более-менее успешный ТЦ (имеющий лист ожидания, заполнение 90 и более процентов) может позволить себе меньшую гибкость и уступчивость, а неуспешный либо остается таковым, либо пытается создать конкуренцию более привлекательными ценовыми условиями и меньшими требованиями к арендатору. Чем жертвовать в данном случае, он решает в индивидуальном порядке.

Вновь открываемые ТЦ – самый рискованный проект. Как правило (или чаще всего), привлечением арендаторов занимается назначенный сотрудник с минимальным опытом либо вовсе его не имеющий. Здесь простор его фантазий и экспериментов весьма широк. Так, возвращаясь к теме вопроса, отношения в таких случаях выстраиваются спонтанно, по принципу обратились-согласились.

Стоит ли заключать долгосрочные договорные отношения?

Если мы слышим вопрос в контексте кризиса, то здесь принципиально ничего не изменилось.

Для себя мы относим этот вопрос к этапу преддоговорной работы и настаиваем на его важности, на что хочу обратить внимание наших читателей.

Аренда земельного участка, безусловно, по возможности должна носить долгосрочный характер, вне зависимости от концепции, назначения или формата объекта. Это залог стабильности бизнеса, который ведет арендатор, инвестор или девелопер.

В аренде торговых помещений определяющую роль играет формат: в случае с небольшими помещениями заключать договорные отношения - скорее нет, с крупными, требующими больших вложений, - предпочтительно или чаще обязательно. Иначе как еще может быть защищен долгосрочный проект с серьезными капиталовложениями, которые могут составлять десятки-сотни миллионов рублей? Взять, к примеру, магазин, торгующий меховыми изделиями, площадью от 2 тыс. кв. м. и больше, или гипермаркет строительных материалов, где только подготовка торгового пространства и вспомогательных площадей, товарное заполнение и подготовка к открытию могут занимать весьма значительное время.

В отношении офисных помещений так же имеют значение масштаб сделки, размер первоначальных вложений, политика компании. И тогда только долгосрочный договор, а не его суррогаты, может стать гарантом стабильности обеих сторон. Разумеется, здесь мы имеем в виду не формальный, а паритетный, партнерский договор.

На какие условия арендаторов стоит соглашаться?

В нашей практике, независимо от типа арендатора, чаще всего условия, которые в последнее время выдвигают большинство арендаторов, как правило, типичны:

- максимальный дисконт;

- арендные каникулы;

- срок, за который другая сторона обязана уведомить о расторжении договора аренды в одностороннем несудебном порядке, если иное не предусмотрено договором;

- исключение или значительное уменьшения штрафных санкций;

- уменьшение, рассрочка или исключение обеспечительного депозита;

- участие собственника в затратах, связанных с подготовкой помещения для арендатора.

Договорная часть отношений весьма сложна и неоднородна, здесь правильнее будет рассматривать конкретный сценарий или практическую ситуацию.

 

 

 

 



иГРОКИ РЫНКА

Дмитриев и партнеры

Дмитриев Игорь

Консалтинг и брокеридж

Дмитриев и партнеры

Материалы по теме

Экспертный анализ

Арендаторы предпочитают просторные офисы

Ротация арендаторов в более маленькие по площади офисы, которая была характерна практически для всей первой половины 2015 г., сегодня начинает повторяться с «точностью до наоборот», считают эксперты ГК «ЭКООФИС». 
19.05
Экспертный анализ

Арендаторы продолжают править бал

Аналитики Colliers International порассуждали о том, что будет происходить с рынком коммерческой недвижимости в 2016 г.

21.01
Исследования рынка

Офисы-2016: арендаторы ждут концептуальных объектов

Специалисты компании Blackwood выделили ключевые тенденции, которые позволяют делать прогнозы относительно развития рынка офисной недвижимости Москвы в наступившем году. 

11.01
Экспертный анализ

Арендаторы «золотой середины» покидают складской рынок

2015 год принес много нового рынку складской недвижимости Московского региона. В настоящее время спрос обеспечивается немногими крупными компаниями, малыми предприятиями и ИП. А вот активность средних арендаторов, наоборот, - сократилась до минимума. 

26.11

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

Смена, товарищи, в ногу: почему ситуация в российском франчайзинге называется самой здоровой за тридцать лет

CRE продолжает серию публикаций о том, как и чем жил российский франчайзинг после ухода из страны большей части иностранных игроков, почему сегодня ситуация в сегменте оценивается как самая здоровая за тридцать лет, куда теперь лучше вкладываться потенциальным франчайзи и как выбирать арендаторов с франшизой собственникам торговых, бизнес-центров и помещений в стрит-ритейле.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
16.07
Источник: cre.ru
Проект

Sminex прогуляется по «Тишинскому бульвару»

Sminex представил новый проект в Москве – элитный квартал «Тишинский бульвар».
 
12.07
Источник: ТЦ Неглинная
Проект

ТЦ Неглинная обновился

Для торгового центра была создана концепция «Белый город», вдохновлённая историческим районом, где расположен комплекс. 
12.07
Источник: СДЭК
Назначения

Ключевое назначение в СДЭК

Сооснователь СДЭК стал новым генеральным директором компании.
 
12.07
Источник: IBC Global
Проект

В Башкортостане построят склад на 112 тыс. кв. м

Консультантом проекта и эксклюзивным брокером выступила компания IBC Global. Общий объем инвестиций в строительство составит более 7,4 млрд руб.
16.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre