По данным PM-Департамента Colliers International, весь имеющийся на сегодняшний день у Москвы объем торговых площадей по степени удаленности от центра и в пределах МКАД делится на следующие доли. Наибольший объем площадей сосредоточен между Третьим транспортным кольцом и МКАД (58% от общего объема GLAвсех торговых площадей Москвы). На втором месте (27% GLA) находится зона самого МКАД, где сконцентрированы крупноформатные сетевые ТРЦ. Третье место в структуре территориального распределения торговых площадей занимает пояс между ТТК и Садовым кольцом (GLA 10%). На долю Центрального округа (внутри Садового кольца) приходится 5% торговых площадей.
Прогнозное территориальное распределение ввода торговых площадей в Москве в 2016 г. делят между собой два пояса столицы. Ожидаемый объем ввода в 2016 г. между Третьим транспортным кольцом и МКАД в абсолютных цифрах составляет 190 000 кв м GLA, а между ТТК и Садовым кольцом - 135 000 кв. м. Следует отметить, что по итогам аналитических исследований рынка торговой недвижимости за 1-й квартал 2016 г. планов по вводу торговых площадей в текущем году непосредственно в районе МКАД не зафиксировано. По данным Colliers International, в 2015 г. на МКАД также не было введено ни одного кв. м торговой недвижимости. За прошедшие пять лет эта часть Москвы только дважды пополнялась новыми квадратными метрами торговых площадей (в 2014 г. общий GLAввода составил 232 000 кв. м, в 2010-м – 262 370 кв. м.).
«МКАД довольно плотно насыщен крупноформатными сетевыми торговыми центрами; в структуре общего объема торговых площадей Москвы он занимает второе место. Если посмотреть на карту, то можно отметить, что торговые центры разных форматов встречаются на МКАД через каждые пять-семь километров, - утверждает Региональный директор PM-Департамента Colliers International Маргарита Аристархова. – Между тем область испытывает явную нехватку в крупных торгово-развлекательных центрах регионального значения, особенно ее западное направление, причем даже в 5-10-километровой зоне. Так что крупному сетевому ритейлу есть куда развиваться, но это явно не МКАД».
По словам Маргариты Аристарховой, Москва в пределах МКАД перешла от эры «проектов-гигантов» в сторону новых форматов – ритейла в составе инфраструктурных проектов, МФК, ТРЦ на вылетных магистралях, современных и удобных районных торговых центров шаговой доступности, которые делают ставку на качественный пул арендаторов, необходимых для конкретного района, на своевременную и продуманную ротацию.
По мнению Аристарховой, рынок торговой недвижимости Москвы в перспективе серьезно пополнится за счет реализации Программы по строительству 273-х ТПУ, на территории которых разместится порядка 10 млн кв. м объектов ритейла, в том числе и разноформатные ТРЦ, интегрированные непосредственно в структуру ТПУ. Различные креативные девелоперские решения также позволят обеспечить город высококачественной торговой недвижимостью, такие как, например, проект реконструкции 39-ти советских кинотеатров под локальные современные торгово-развлекательные центры.
«Экономическая ситуация, - добавляет Маргарита Аристархова, - диктует Москве несколько иной подход к развитию торговой недвижимости, чем было ранее. Мало построить ТРЦ шаговой доступности или интегрировать его в новую инфраструктуру локации. Чтобы быть конкурентным, это должен быть объект нового поколения, все особенности которого - не просто просчитаны на самых ранних стадиях, но и контролируемы самым тщательным образом по мере развития проекта».